Вы здесь

Трансформация обучения: чтение с пеленок, физика с трех лет?


Сегодня большая часть людей занята в профессиях, о которых они не мечтали в детстве. Попросту на то время их еще не существовало. А сегодня большинству современных детей исследователи (60-80%) в разных странах предрекают занятость на работах, которые еще предстоит изобрести. Развитие технологий, новые открытия в различных научных областях будут требовать от работников особых навыков. Нужно ли это учитывать родителям? Стоит уже с самого нежного возраста "работать" над будущим ребенка? Что выиграют от таких современных предложений наши малыши? И не упускаем ли мы что-то важное в воспитании детей, восхищаясь всем том, что скрывается за словами «раннее развитие»?


Откуда берутся вундеркинды?

Вы заметили, как изменились детские передачи? Сколько информации через них подается маленькому человечку! Даже мультики ненавязчиво знакомят детей с географией, историей, биологией, математикой, техникой и так далее. Появились новые игрушки и и целые игры-комплексы, направленные на работу с детьми, в том числе и такие, как чтение и математика для малышей, иностранный язык и творчество с пеленок. Кроме продуманных игрушек, родителям предлагается множество разнообразных пособий и учебников, мастер-классов в семейных центрах, вебинаров и открытых уроков в интернете, где взрослых знакомят с тем, чему и как учить детей.

С каждым годом все более разнообразными становятся программы развивающих центров, и если раньше основным предложением была «подготовка к школе», то сегодня можно записать дошкольников в арт-мастерские, театральные и киношколы, студии мультипликации и модельные агентства, цирковые студии, познакомить с робототехникой, научить готовить... с четырехлетними карапузами уже даже проводят увлекательные опыты по биологии, химии и физике, ас пяти детей могут начать знакомить с ментальной математикой (суперскоростной счет в голове).

Вы следили за передачей, где Максим Галкин знакомил с «пупсами», которые ориентируются в географии, астрономии, анатомии и так далее? Поверьте, многие из этих детей вовсе не вундеркинды — при желании и вы своих малышей в трех-пятилетнем возрасте можете научить, например, распознавать созвездия, различать флаги, гербы и столицы стран, называть авторов наигранных классических мелодий или шедевров живописи и многому другому. Даже для самых маленьких выпускаются атласы, карты, росписи, тематические открытки, игрушки, игры и даже целые комплекты (в которых предусмотрено все — от всевозможных игрушек до пособий для родителей, где до мелочей прописано, как преподнести информацию детям, налицо десятки тематических игр и даже аудио- и видеодиски).

Сегодня вам подскажут, как младенцев научить иностранным языкам, как с ними проводить эксперименты и рассказывать о разных открытиях в области науки и техники. И это действительно интересные и действенные методики. Вы будете удивлены, как быстро и как много всего может усвоить малыш. Есть и специальные эстетические программы для младенцев. Например, с музыкой детей начинают знакомить даже тогда, когда они еще находятся у мамы в животе, а для младенцев разработаны программы вроде «цветных ноток». Уже в таком возрасте их учат наигрывать простые мелодии (разумеется, сначала мамы сами давят детскими пальчиками на клавиши синтезатора, куда заранее прилепились цветные наклейки). А как только младенец научится сидеть — ему уже советуют давать краски. И опять же предлагаются разнообразные пособия, игры, наборы карточек, которые помогут познакомить с цветами и формами.

Многому детей могут учить не чужие тети в каких-то семейных центрах, а сами родители в домашних условиях. И самое главное: вы не только развиваете память и умение усваивать большое количество информации, но вам не нужно ломать голову, чем занять малыша.

Только поищите (в книжных магазинах, магазинах с детскими играми, в интернете) — и найдете много интересных вещей, которые направлены на развитие логики, внимания, памяти, фантазии, скорости реакции, уже молчу про разные прописи, штриховки и азбуки.

Не забывают родители и о психологических занятиях, причем это уже не только работа с проблемами детей, а обучение детей, как распознавать эмоции, вести себя в различных ситуациях и взаимодействовать с другими. Подаваться такое воспитание может через сказки, рассказы, специализированные книги, а также через новые игрушки и программы, например, сказкотерапию, арт или музыкальную терапию, sandplay (игры с песком) или психологический театр. В будущем эти знания пригодятся нашим детям, когда взрослыми они будут работать в команде или искать пути воздействия на клиентов.

Школа до школы?

К сожалению, сегодня для многих родителей раннее развитие — это план действий по обучению ребенка чтению и счету. При этом некоторые еще и ищут такие центры, где детей этому будут учить с трех (и даже раньше) лет. И напрасно! Часто в школах раннего развития детям дают все то, что они проходят в детском саду. Не ведите детей туда, где чуть ли не с пеленок заставляют выводить палочки, крючки или буковки. Рисование, лепка, мозаика не хуже развивают (или, если вам больше нравится, готовят руку к письму). Буквы ребенок может легко запомнить, если вы найдете соответствующие настольные игры, цифры усвоит в рисовании или приложениях по номерам. Даже задачки можно решать, когда вместе играете в спортивные игры. Пусть ребенок считает, количество голов (а сколько нужно еще забить, чтобы было десять?) или сбитые кегли (а сколько было или осталось стоять?), прыжков (сколько их нужно, чтобы доскакать до скамейки?).

В своем увлечении идеей раннего развития важно, чтобы мы не лишили сыновей и дочерей обычных детских развлечений, им нужно время на игры с разнообразными игрушками, на встречи с друзьями.

Мы часто отдаем малышей на занятия по подготовке к школе, а времени, например, на художественные или спортивные кружки (а сегодня их также большой выбор) не хватает. Загляните в физкультурно-спортивные центры, ЖЭСы или центры дополнительного образования. Для дошкольников здесь много интересных занятий, а пользы от них не меньше. Они также развивают умение слушать, размышлять, запоминать, концентрироваться, действовать по образцу — все те навыки, которые так пригодятся будущему школьнику. Да и на базе школ часто работают танцевальные, спортивные и другие кружки для мальчиков и девочек
3-5-летнего возраста.

Не надо забывать, что ребенок развивается и в результате взаимодействия с родителями. Совместные игры, походы в музеи, театры, путешествия и даже прогулки по парку могут много дать. Если все выходные ребенок посещает какие-то занятия, остается ли у вас с ним время на что-то общее? Не теряется ли авторитет родителей? Сможет ли ребенок в ответ на похвалу с гордостью ответить: «Это меня мама научила!». Что, повзрослев, расскажет о своем собственном детстве? Вспомнит ли, например, как с папой играли в футбол, а с мамой создавали праздничные украшения? Подумайте об этом, прежде чем нагружать ребенка многочисленными кружками и секциями...

Елена ДЕДЮЛЯ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Лучший управдом: государство, собственник или ассоциация?

Реформирование Жилищного кодекса и предлагаемые новшества — вопрос, волнующий абсолютно всех жильцов, независимо от того, владеет он жильем или арендует его.

Общество

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Легенды о победах и поражениях хранит музей МИДа

Кому посвящает свои стихи Сергей Лавров? Как в цифровую эпоху работает дипломатическая почта?

Общество

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?

Как сделать, чтобы у учеников загорелись глаза?