Вы здесь

Разговор с единственным в Беларуси мастером балалаек и домр


В просторном зале комплекса «Ромашка» прохладно, но не от этого дрожь у пинского мастера музыкальных инструментов Руслана Макаревича. Он немного волнуется, и не удивительно — не каждый же день бывает встреча с Президентом! Когда руководство колледжа, где он работает, объявило о приглашении на выставку для главы государства, не поверил: «Шутите?»

И вот, познакомившись с Русланом именно во время этой встречи, я направилась в его родной Пинск, чтобы больше узнать о деле его жизни.

Руслан МАКАРЕВИЧ со своими изделиями.

Балалаечный драйв

Мальчиком Руслан Олегович посещал музыкальную школу. Попал в оркестр народных инструментов, где ему поручили балалайку: «И вот не поверите, когда начал играть, почувствовал, как сейчас говорят, драйв».

А потом пришла любовь (и не только к музыке). После школы Руслан Макаревич поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства (ныне БГАТУ). Там играл в оркестре, которым руководила студентка консерватории Оксана. В будущем эта девушка стала женой Руслана Олеговича.

— У Оксаны была балалайка ручной работы известного российского мастера. Если возникали поломки, нужно было ехать в Москву к этому специалисту. Задался вопросом, почему у нас нет профессионалов того же уровня? В то время я уже был инженером, даже аспирантуру закончил. Подумал: неужели не смогу разобраться, — вспоминает мастер.

Начал искать литературу — нашел в Ленинской библиотеке несколько материалов в журналах. В его рабочем кабинете и сегодня всегда под рукой статья советского авиаконструктора Марка Купфера «Слово о балалайке» из журнала «Наука и жизнь» 1986 года:

— Там вкратце написано все, о чем я хотел узнать. Автор сам реставрировал древние балалайки. Это было его хобби. Также Купфера зарисовал, как что устроено. По сути, он провел огромную исследовательскую работу и создал собирательный образ балалайки, которую назвал «Москвичка». Этот инструмент положен в основу моих изделий.

Через знакомых музыкантов Руслан Макаревич нашел телефон автора и напросился на встречу, которая положила старт его работе. Мастерской была кухня. Первый инструмент сделал в 1992 году. Работал над ним целый год. По примерным подсчетам за это время Руслан Макаревич отремонтировал и создал уже 60 домр и балалаек:

— Делал два-три инструмента в год. Больше не заказывали. Многие не знали, что где-то в Пинске есть чудак, который делает балалайки.

Секреты мастерства

Самый сложный этап в работе над музыкальными инструментами — подобрать материал. В случае балалайки — дерево. Традиционными были клен, ель, кедр.

— А мне нравится дерево падук. Постучал по еловой дощечке — неплохой звук, постучал по палисандру — тоже интересный. Пробовал орех, ясень. Когда постучал по падуку, решил, что из него надо делать корпус. На мой взгляд, из этого материала получаются отличные инструменты, — делится талантливый пинчанин.

За экзотической древесиной иногда приходится ездить и за границу. Лучший материал для инструментов из деревьев, которые растут медленно, на севере или в горах.

Но главная особенность этого этапа в том, что древесина пойдет в дело не сразу. Порезанная на тонкие дощечки, она должна «выдержаться» минимум пять-шесть лет, а то и все 10—12:

— Это похоже на дело виноделов. Известные производители бочки с напитками закапывают. И чем больше вино хранится, тем лучше оно качество. То же самое и с деревом. От некоторых мастеров я слышал, что запасы древесины остались у них в наследство — с выдержкой 50 лет. У меня, конечно, таких возможностей не было, 10—12 лет — уже хорошо. Но есть материал, который сохраняется почти четверть века.

Балалайка состоит примерно из 100 деталей. Основные элементы, кроме струн, — это корпус, гриф (ручка) и дека (плоская часть корпуса), которая формирует звук. Для деки отлично подходит материал венге, палисандр. Свои хитрости есть у каждого элемента балалайки. Например, гриф бывает склеен из нескольких частей. Внутри находится специальная стяжка — анкерный болт, который не дает гнуться ручке под натяжением струн.

Руслан Олегович создает инструменты для профессионалов и учащихся музыкальных учреждений образования. На одну балалайку кроме древесины идут килограммы терпения, метры рвения, часть души автора и... 30 дней. Оценивает мастер кропотливую ручную работу над профессиональным инструментом в 2000 белорусских рублей. Балалайки простые, из более дешевых материалов (но не с меньшей любовью) стоят в два раза меньше. Спрос на индивидуальные балалайки и домры у Руслана Макаревича небольшой. Более востребован ремонт инструментов.

— Раньше, когда был помоложе, ездил по музыкальным школам, представил свои инструменты. Сейчас нигде рекламу не даю, но музыканты меня знают, — отмечает мастер и рассказывает о принципе сарафанного радио. — Исполнители встречаются на конкурсах. Спрашивают, у кого чей инструмент? Так и узнают, что в Пинске есть такой мастер. Помогают и социальные сети. Кто-то выкладывает там котят, фото из поездок, походов на шашлыки, а я — свои музыкальные инструменты.

«За тобой — школа»

Индивидуальный предприниматель сотрудничает с отделами культуры исполкомов Брестской, Гродненской, Минской областей. Поэтому, когда возникла необходимость представить наработки, обратились к Руслану Олеговичу. Он сразу согласился провести презентацию. Прошло время и предложение уточнили — выставка с участием Президента.

Встреча прошла плодотворно. Александр Лукашенко высоко оценил работу Руслана Макаревича, поручил помочь мастеру и отметил: «За тобой — школа. Пока ты один, но у тебя должно быть больше помощников». Этим сейчас и озабочен Руслан Олегович. Единственный советник пока только друг, гитарный мастер.

Спрашиваю: «Где будете искать смену?»

— Задача непростая, но идеи есть. Я работаю преподавателем в Пинском индустриально-педагогическом колледже. У нас есть направление по подготовке специалистов деревообработки. Там дают основы, которые необходимы для моей работы, — считает Руслан Олегович. — Мне остается найти несколько студентов, которым будет интересно создавать музыкальные инструменты.

И это основное требование к ученикам. Но не обойтись, как говорит мастер, без обычной человечности и любви к музыке. Именно они помогут рассмотреть единомышленников.

— Однажды на перемене заметил парня в наушниках. Поинтересовался, что слушает? Оказалось, ему нравится та музыка, что и мне 10—15 лет назад. Я пригляделся к нему более внимательно, оказался очень интересным человеком и мастером на все руки — и с электроникой, и с электрикой справляется. На музыку, танцы ходит. Таких людей мне нужно искать.

— Президент отметил, что за вами школа. Чувствуете значимость своей работы?

— Такие высокие слова ко мне в голову еще не приходили. Да, я один из первых, кто в нашей стране начал мастерить балалайки и домры. Был приятно удивлен, что на мою деятельность обратили внимание. Это признание моих скромных заслуг. Было сложно: воспитывал двоих детей, работал, но всегда находил время для своего дела.

В год мастер может изготовить до 20 домр и балалаек. Чтобы создать больше, нужно оснащение, площади. Поручение помочь с этим прозвучало от Президента.

— С площадью быстро решится вопрос. Про мастерскую мы с товарищем уже разговаривали. Важно, чтобы там можно было хранить инструменты для ремонта. Нужно оборудование и помещение для пыльной работы, где будем пилить, строгать, комната для сборки, окраски инструментов. Надо контролировать температуру, влажность в мастерской — они влияют на качество изделий, — рассказывает Руслан Олегович.

На первом этапе мастера планируют увеличить производство до 30 инструментов. Когда появятся условия, выйдут и на 50, если будет спрос.

Особенность каждого инструмента в том, что свои возможности и неповторимое звучание он получает только через время. Балалайка тоже не сразу «раскрывается».

— Инструмент лучше начинает звучать, когда его обыграют. Чтобы дерево «заиграло», потребуется от шести месяцев до года. Очень опасно выносить инструмент в такое время на улицу, из-за перепадов температуры. Если постоять на остановке в ожидании автобуса, внутри изделия может появиться влага.

— А как детям их в музыкальную школу носить?

— Это обычная проблема для музыкантов. Поэтому инструменты и требуют технического обслуживания, ремонта.

Два Макаревича

Талантливый человек — талантлив во всем. Руслан Макаревич — подтверждение изречения. Он заядлый рыбак и человек с музыкальным вкусом.

Среди любимых исполнителей — классики рока «Smоkiе», «Thе Bеаtlеs», «Lеd Zерреlin».

— В советские времена их записи доставались с большим трудом. Я работал инженером, мой заработок был 113 рублей. Фирменные пластинки из зарубежья стоили от 25 до 40 рублей, поэтому позволить их себе могли немногие. Но в то время уже появились магнитофоны и можно было переписывать кассеты. Когда впервые услышал «Dеер Рurрlе», у меня был шок! Такая непохожая музыка цепляла. Отмечу альбом 1971 года «Dеер Рurрlе in Rосk» — виртуозное соло на гитаре и вокал. От любимой композиции «Сhild in Timе» — мурашки по спине бежали, — ностальгирует Руслан Олегович.

И конечно, 1980-е годы, как без «Машины времени»!

— Помню, как поехали на картошку, ребята вздыхали: «Какая песня «Свеча»! Давай послушаем». Спрашиваю: «А кто там играет?» Ответ: «Андрей Макаревич!» Не может быть! А когда я фотографию увидел — чуть со смеха не свалился. У меня, первокурсника, была такая же прическа! И похожи мы, как две капли воды. Подумал, что это какой-то знак, — вспоминает мастер.

На взгляд Руслана Макаревича, эти песни — на века: «А теперь молодежь потребляет «музыкальный фастфуд».

Еще одно хобби — рыбалка. Руслан Макаревич с детства самостоятельно мастерил удочки и блесны. Наслаждение от такого отдыха не только наловить рыбы, но и полюбоваться пейзажами.

— На Полесье много рек и озер. Это моя малая родина. Я здесь вырос. Невозможно родиться в таком месте и не любить природу.

Руслан Макаревич признается, что музыка не просто ему нравится, а нужна каждый день, это его духовный хлеб. И к тому же — дело всей жизни.

Мария ДАДАЛКО

Комментарии

Побольше бы таких интервью.

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.