Вы здесь

Железнодорожные истории. Самые интересные вагоны Барановичского отделения


Музеи бывают разные. И некоторые из них — даже очень оригинальные. Так, в Барановичах есть музей... железной дороги! И стоит сказать, что это одно из любимых мест жителей города. Дело в том, что состоит он не только из традиционного музейного помещения. Наиболее интересная часть экспозиции расположена под открытым небом. Там можно увидеть самые разные образцы железнодорожной техники. Причем не только постоять рядом, но где-то даже залезть на подножку вагона, заглянуть внутрь.


Официально это место называется «Музей истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги». Здесь располагается коллекция паровозов как отечественного, так и зарубежного производства. Есть тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны разных поколений. Особенно интересным для многих экскурсантов является действующий макет Барановичского железнодорожного узла, установленный в одном из пассажирских вагонов (не заглянуть просто невозможно).

В других вагонах тоже есть экспозиционные залы. Там представлены некоторые инструменты, приборы и механизмы (например, ручные рельсорезные и рельсосверлильные станки), которыми в прошлом пользовались железнодорожники. Можно увидеть и грузовую дрезину, которую многие знают если не из личного опыта, то по старым кинофильмам. Есть здесь и действующий семафор, и гидравлическая колонка для заправки паровозов водой.

Эти экспонаты, без сомнения, интересны как профессионалам (железнодорожникам, историкам), так и всем желающим. Где еще удастся попасть в такой целостный, наполненный различными интересными вещами технический мир? Кстати, в 2002 году в музее создали экспозицию техники железнодорожных войск. Это путеукладчик, выправочно-подбивочная машина, машины для строительства мостов на полях, зенитно-пулеметные установки, которые ставили когда-то на специальных железнодорожных платформах с бронированными отсеками для размещения пулеметных лент.

Попадая в этот музей, осознаешь красоту и значимость многих идей, реализованных при создании железных дорог. Здесь можно прикоснуться к прошлому и увидеть историю развития и совершенствования железнодорожной техники в разные времена. Музей периодически пополняется новыми экспонатами.

Неподалеку от экспозиции под открытым небом располагается и музейное здание. Его помещение довольно старинное, датируется началом XX века и является историко-культурной ценностью. А сам музей был создан в нем в 1984 году (отдел техники был создан в 1999 году).

На данный момент это самый большой железнодорожный музей в нашей стране. Как отмечают его кураторы, технику для экспозиций собирали из разных отделений. Что-то приносили как железнодорожники, так и обычные жители города.

В музейном домике можно увидеть много интересных экспонатов, связанных с работой железнодорожников. Например, старую товарную пломбу Полесской железной дороги станции Лахва (1899 год). Есть здесь и жетон работника паровозного депо Александровской железной дороги второй половины XIX века. Среди изюминок и паровозный фонарь с керосином второй половины XIX — начала XX века. Отличительной является и железная коробочка машинистов поездов: в такой обычно возили пищу, личные вещи, документы. Телеграфный аппарат Морзе (его также можно увидеть) поступил на железную дорогу в 1855—1856 годах для связи между двумя соседними станциями, а телефон начали использовать в конце XIX века.

Важное снаряжение железных дорог еще недавнего времени — станционный колокол. Ударом в него дежурный по станции подавал сигнал-предупреждение пассажирам о времени отправления поезда. Один удар колокола — предупреждение о скором отправлении. Два удара — предложение садиться в поезд. Три удара — сообщение об отправлении. Первый удар делался на начальных станциях за 20 минут до отправления, на промежуточных станциях, при подходе поезда к станции. Два удара колокола делались за две минуты до отправления. Три удара — на станциях с остановками менее чем за две минуты при остановке поезда.

Есть в музее и много других небольших, но интересных экспонатов. Это скоростемер контроля за деятельностью машиниста на линии, чернильный прибор с деревянной ручкой и стеклянными перьями 1940-х годов (стеклянные перья использовались для заполнения перевозочных документов под копирку).

Следует отметить, что Полесский вокзал, рядом с которым располагается музей, был разрушен во время Второй мировой войны. А в своем современном виде был построен уже после освобождения города.

Барановичи — известный железнодорожный узел, город, возникший на станции. Пожалуй, находясь здесь и имея хотя бы один свободный часок, стоит заглянуть в музей железной дороги — а прежде всего в его отделение под открытым небом.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

г. Барановичи

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.