Вы здесь

Мастер пирографии из Жодино мечтает открыть арт-галерею


Мастер пираграфии из Жодино собирает коллекцию выжигателей, делает портреты космонавтов и олимпийских чемпионов и мечтает открыть арт-галерею.

Игорь Каперский увлекся пирографией еще 40 лет назад, когда учился в Славгородской школе-интернате, а после армии вернулся к прежнему увлечению и занялся художественным выжиганием по дереву уже всерьез. Назвать занятие мастера-самоучки обычным хобби и самодеятельностью не позволяет внушительный список персональных выставок (очередная из них, «Танец огня», до 9 октября как раз проходит в столичной галерее «Университет культуры»), а также призовые дипломы с Кубка России по художественному творчеству «Ассамблея искусств». На сегодня Игорь Владимирович — практически единственный в Беларуси художник, работающий в технике пирографии. И это при том, что по профессии он тренер по самбо и дзюдо в СДЮШОР Жодино, который вырастил немало призеров и победителей республиканских и международных чемпионатов.


Аў­тар па­каз­вае ад­ну з са­мых лю­бі­мых ра­бот — са­ба­ка Тайк,  ён жа «Жо­дзін­скі шлях­ціч».

Одной из первых серьезных работ стал портрет Богуслава Радзивилла — его мастер подарил Жодинскому краеведческому музею. Вообще же с 1994 года Игорь Каперский буквально огнем и железом создал около 200 работ — живописные родные пейзажи, памятники архитектуры, библейские сюжеты, а также портреты известных личностей, среди которых есть «звездные» спортсмены и тренеры, художники и музыканты, космонавты и первые лица. В спортивной галерее есть портреты Юлии Нестеренко, Александра Медведя, Игоря Макарова, Надежды Скардино, Дарьи Домрачевой. Почетное место среди них занимает и портрет Президента Беларуси Александра Лукашенко в хоккейной форме. А баскетбольный сюжет «Бросок победы» четкостью и точностью деталей напоминает необычный фотокадр: на картине, помимо спортсменок, кропотливо выжженны мелкими штрихами более 150 болельщиков!

— Спортивная тематика мне близка в силу профессии и собственных увлечений, — улыбается Игорь Владимирович, которого я успеваю словить на рабочем месте, в перерыве между тренировками. — Но не менее я восхищаюсь природой — люблю рыбалку, люблю ходить за грибами и ягодами, словом, те занятия, которые требуют углубления, в которых важен не только результат, но и сам процесс. Но изображения животных я не рисую, больше люблю пейзажи. И, безусловно, очень интересно делать портреты — есть столько замечательных современников, в том числе наших земляков, достойных внимания и прославления!

Возможно ли жить в Жодино и не прославлять «БелАЗ»?

— Я в детстве тоже увлекалась выжиганием, в пионерском лагере в этот кружок всегда стояла очередь желающих, да и вообще, дело было очень востребовано. На ваш взгляд, куда и почему исчезла бывшая популярность пирографии?

— Полагаю, дело в том, что сейчас дети и молодежь хотят получить все и сразу — минимум усилий, быстрый результат. Немногие воспитывают в себе такие качества, как усидчивость и терпение. Проще взять готовое решение, сейчас много таких наборов в продаже: уже готовая дощечка с нанесенным рисунком, практически одноразовый выжигатель — и почти никакого пространства для фантазии. С другой стороны, вопрос и к взрослым: раньше у нас выжиганием занимались на уроках труда, а теперь разве кто-то захочет переоборудовать кабинеты должным образом — чтобы было и несколько вытяжек, и надежные аппараты, и противопожарные устройства... Да еще надо нести ответственность за поведение детей, которые могут развлекаться с приборами, не обращая внимания на технику безопасности.

Дочь Игоря Каперского Екатерина пошла за отцом в спорт и достигла значительных результатов, а вот интерес к выжиганию детям не передался. Вообще, многие просились к мастеру в ученики, но через какое-то время уходили —не хватало той самой усидчивости.

Сам же художник не только методично и вместе с тем тонко исполняет все новые деревянные картины, но и пополняет свою коллекцию выжигателей, которых насобирал уже более 20. Старейшее устройство было выпущено примерно в 60-е годы прошлого века, а самый любимый помощник — обычный «Гном» производства Минского приборостроительного завода. С «Гномом», кстати, связана отдельная история. В 2005 году этот электровыжигатель исчез с прилавков, и Каперский поехал на завод выяснять, в чем дело. Оказалось, прибор сняли с производства — остался буквально один образец на стенде в отделе маркетинга, и продавать его, разумеется, отказались. Тогда мастер пошел ва-банк: принес и показал несколько особенно удачных своих работ. «Это вы нашим прибором сделали?! Не может быть!» — не поверили на заводе. И так поразились, что сняли с витрины и подарили не только «Гномика», но и набор игл к нему — художник до сих пор использует их в работе.

Чтобы нарисовать огнем Сальвадора Дали и фрагмент его картины, потребовалось шесть месяцев.

— На эксперименты с современными технологиями, вроде лазера, осмелитесь?

— А что в этом интересного: обработал картинку на компьютере, нажал на кнопку и сиди, жди результата, штампуют хоть 10, хоть 100 одинаковых работ. В чем же тогда твоя работа как художника? Нет, я храню верность выжиганию, первые уроки которого дал еще наш преподаватель трудового обучения. Да, это работа не быстрая: я долго подбираю сюжет, добиваюсь баланса света и тени, закрепляю результат лаком, который нужно буквально втирать в доску, — но, видимо, поэтому посетители выставок делятся, что картины им о чем-то говорят, «дышат», живут... Например, на картине «Рождение Иисуса» от младенца разливается свет, и многие спрашивают: «Как вы этого добились?». А я иногда и сам не знаю — бывает, раз по десять приходится стирать наждачкой и переделывать отдельный элемент, пока получится то, что задумывал. Возможно, в этом помогает и сам материал — шпона березы или сосны, в которой и рельеф, и плотность как раз такие, как надо.

Уже более десяти лет Игорь Каперский принимает участие в выставках. Конечно, наиболее памятные — первые. В 2007 году в БНТУ проходила художественная выставка «С любовью к Богу» как часть международного проекта «Радость Пасхи». Потом пришло время персональных выставок в Жодино, Минске, Бобруйске, Молодечно, Витебске, а еще через несколько лет художник заявил о себе в России — его пригласили устроить выставки в Доме художников в Санкт-Петербурге, в Музее спортивной славы России (там и сейчас хранится портрет олимпийской чемпионки Дарьи Домрачевой). Часть работ автор раздарил — так, изображение Национальной библиотеки хранится у скрипача и исполнителя Александра Рыбака, картину с минским Кафедральным собором прихожане попросили в подарок для Митрополита Филарета. А вот картины «Рождение Иисуса» и «Жодинский шляхтич» (портрет любимого пса Тайка) Игорь Каперский бережно хранит и не соглашается продать ни за какие деньги, хотя, было, и предлагали значительные суммы.

— Что еще хотелось бы сделать? Ну, вот я когда-то пытался делать сундучки с орнаментом, хочу снова вспомнить этот опыт, но уже на деревянных пасхальных яйцах. Хочу продолжить серию из портретов художников и элементов их картин — Дали, Айвазовского, Шишкина, Да Винчи, «добираюсь» к образу любимого актера Юрия Никулина, сейчас ищу снимок, который наиболее полно передавал бы его характер и образ. Безусловно, хочу пополнить спортивную галерею — обязательно сделаю картину с нашими «золотыми» девушками-биатлонистками. Но самая большая мечта — создать первую в Беларуси и в мире арт-галерею — музей пирографии, где, с одной стороны, могли бы выставляться наши художники и иностранцы, работающие в различных техниках: кто-то выжигает по шелку, кто-то по стеклу, коже; а с другой, хранились бы самые интересные работы, технические устройства, литература, проходили экскурсии и мастер-классы. Ведь хочется выходить на международный уровень, больше показывать и рассказывать о нашей стране.

Справка «Звязды»

Пирография переводится дословно как «рисование огнем». И хотя у нас больше знают именно выжигание по дереву, художественным полотном могут служить самые различные органические материалы: бумага, ткань, кожа, пробка и даже стекло... Техники также отличаются: выжигать изображение можно с помощью открытого огня, линзы, кислоты, паяльной лампы, разнообразных устройств, от электровыжигателя до лазера. Выжиганием, старейшие известные образцы которого датируются 700 годом до нашей эры, восхищались в том числе знаменитые художники Рембрандт и Пабло Пикассо, а в XIX веке этот вид искусства во многих странах был популярнее вышивания.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора и из личного архива художника

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Историко-приключенческая лента про Беларусь, белоруса-воина и белоруса-ученого. 

Общество

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Корреспондент «Звязды» сходила на мастер-класс по созданию «писанок».