Вы здесь

Мастер пирографии из Жодино мечтает открыть арт-галерею


Мастер пираграфии из Жодино собирает коллекцию выжигателей, делает портреты космонавтов и олимпийских чемпионов и мечтает открыть арт-галерею.

Игорь Каперский увлекся пирографией еще 40 лет назад, когда учился в Славгородской школе-интернате, а после армии вернулся к прежнему увлечению и занялся художественным выжиганием по дереву уже всерьез. Назвать занятие мастера-самоучки обычным хобби и самодеятельностью не позволяет внушительный список персональных выставок (очередная из них, «Танец огня», до 9 октября как раз проходит в столичной галерее «Университет культуры»), а также призовые дипломы с Кубка России по художественному творчеству «Ассамблея искусств». На сегодня Игорь Владимирович — практически единственный в Беларуси художник, работающий в технике пирографии. И это при том, что по профессии он тренер по самбо и дзюдо в СДЮШОР Жодино, который вырастил немало призеров и победителей республиканских и международных чемпионатов.


Аў­тар па­каз­вае ад­ну з са­мых лю­бі­мых ра­бот — са­ба­ка Тайк,  ён жа «Жо­дзін­скі шлях­ціч».

Одной из первых серьезных работ стал портрет Богуслава Радзивилла — его мастер подарил Жодинскому краеведческому музею. Вообще же с 1994 года Игорь Каперский буквально огнем и железом создал около 200 работ — живописные родные пейзажи, памятники архитектуры, библейские сюжеты, а также портреты известных личностей, среди которых есть «звездные» спортсмены и тренеры, художники и музыканты, космонавты и первые лица. В спортивной галерее есть портреты Юлии Нестеренко, Александра Медведя, Игоря Макарова, Надежды Скардино, Дарьи Домрачевой. Почетное место среди них занимает и портрет Президента Беларуси Александра Лукашенко в хоккейной форме. А баскетбольный сюжет «Бросок победы» четкостью и точностью деталей напоминает необычный фотокадр: на картине, помимо спортсменок, кропотливо выжженны мелкими штрихами более 150 болельщиков!

— Спортивная тематика мне близка в силу профессии и собственных увлечений, — улыбается Игорь Владимирович, которого я успеваю словить на рабочем месте, в перерыве между тренировками. — Но не менее я восхищаюсь природой — люблю рыбалку, люблю ходить за грибами и ягодами, словом, те занятия, которые требуют углубления, в которых важен не только результат, но и сам процесс. Но изображения животных я не рисую, больше люблю пейзажи. И, безусловно, очень интересно делать портреты — есть столько замечательных современников, в том числе наших земляков, достойных внимания и прославления!

Возможно ли жить в Жодино и не прославлять «БелАЗ»?

— Я в детстве тоже увлекалась выжиганием, в пионерском лагере в этот кружок всегда стояла очередь желающих, да и вообще, дело было очень востребовано. На ваш взгляд, куда и почему исчезла бывшая популярность пирографии?

— Полагаю, дело в том, что сейчас дети и молодежь хотят получить все и сразу — минимум усилий, быстрый результат. Немногие воспитывают в себе такие качества, как усидчивость и терпение. Проще взять готовое решение, сейчас много таких наборов в продаже: уже готовая дощечка с нанесенным рисунком, практически одноразовый выжигатель — и почти никакого пространства для фантазии. С другой стороны, вопрос и к взрослым: раньше у нас выжиганием занимались на уроках труда, а теперь разве кто-то захочет переоборудовать кабинеты должным образом — чтобы было и несколько вытяжек, и надежные аппараты, и противопожарные устройства... Да еще надо нести ответственность за поведение детей, которые могут развлекаться с приборами, не обращая внимания на технику безопасности.

Дочь Игоря Каперского Екатерина пошла за отцом в спорт и достигла значительных результатов, а вот интерес к выжиганию детям не передался. Вообще, многие просились к мастеру в ученики, но через какое-то время уходили —не хватало той самой усидчивости.

Сам же художник не только методично и вместе с тем тонко исполняет все новые деревянные картины, но и пополняет свою коллекцию выжигателей, которых насобирал уже более 20. Старейшее устройство было выпущено примерно в 60-е годы прошлого века, а самый любимый помощник — обычный «Гном» производства Минского приборостроительного завода. С «Гномом», кстати, связана отдельная история. В 2005 году этот электровыжигатель исчез с прилавков, и Каперский поехал на завод выяснять, в чем дело. Оказалось, прибор сняли с производства — остался буквально один образец на стенде в отделе маркетинга, и продавать его, разумеется, отказались. Тогда мастер пошел ва-банк: принес и показал несколько особенно удачных своих работ. «Это вы нашим прибором сделали?! Не может быть!» — не поверили на заводе. И так поразились, что сняли с витрины и подарили не только «Гномика», но и набор игл к нему — художник до сих пор использует их в работе.

Чтобы нарисовать огнем Сальвадора Дали и фрагмент его картины, потребовалось шесть месяцев.

— На эксперименты с современными технологиями, вроде лазера, осмелитесь?

— А что в этом интересного: обработал картинку на компьютере, нажал на кнопку и сиди, жди результата, штампуют хоть 10, хоть 100 одинаковых работ. В чем же тогда твоя работа как художника? Нет, я храню верность выжиганию, первые уроки которого дал еще наш преподаватель трудового обучения. Да, это работа не быстрая: я долго подбираю сюжет, добиваюсь баланса света и тени, закрепляю результат лаком, который нужно буквально втирать в доску, — но, видимо, поэтому посетители выставок делятся, что картины им о чем-то говорят, «дышат», живут... Например, на картине «Рождение Иисуса» от младенца разливается свет, и многие спрашивают: «Как вы этого добились?». А я иногда и сам не знаю — бывает, раз по десять приходится стирать наждачкой и переделывать отдельный элемент, пока получится то, что задумывал. Возможно, в этом помогает и сам материал — шпона березы или сосны, в которой и рельеф, и плотность как раз такие, как надо.

Уже более десяти лет Игорь Каперский принимает участие в выставках. Конечно, наиболее памятные — первые. В 2007 году в БНТУ проходила художественная выставка «С любовью к Богу» как часть международного проекта «Радость Пасхи». Потом пришло время персональных выставок в Жодино, Минске, Бобруйске, Молодечно, Витебске, а еще через несколько лет художник заявил о себе в России — его пригласили устроить выставки в Доме художников в Санкт-Петербурге, в Музее спортивной славы России (там и сейчас хранится портрет олимпийской чемпионки Дарьи Домрачевой). Часть работ автор раздарил — так, изображение Национальной библиотеки хранится у скрипача и исполнителя Александра Рыбака, картину с минским Кафедральным собором прихожане попросили в подарок для Митрополита Филарета. А вот картины «Рождение Иисуса» и «Жодинский шляхтич» (портрет любимого пса Тайка) Игорь Каперский бережно хранит и не соглашается продать ни за какие деньги, хотя, было, и предлагали значительные суммы.

— Что еще хотелось бы сделать? Ну, вот я когда-то пытался делать сундучки с орнаментом, хочу снова вспомнить этот опыт, но уже на деревянных пасхальных яйцах. Хочу продолжить серию из портретов художников и элементов их картин — Дали, Айвазовского, Шишкина, Да Винчи, «добираюсь» к образу любимого актера Юрия Никулина, сейчас ищу снимок, который наиболее полно передавал бы его характер и образ. Безусловно, хочу пополнить спортивную галерею — обязательно сделаю картину с нашими «золотыми» девушками-биатлонистками. Но самая большая мечта — создать первую в Беларуси и в мире арт-галерею — музей пирографии, где, с одной стороны, могли бы выставляться наши художники и иностранцы, работающие в различных техниках: кто-то выжигает по шелку, кто-то по стеклу, коже; а с другой, хранились бы самые интересные работы, технические устройства, литература, проходили экскурсии и мастер-классы. Ведь хочется выходить на международный уровень, больше показывать и рассказывать о нашей стране.

Справка «Звязды»

Пирография переводится дословно как «рисование огнем». И хотя у нас больше знают именно выжигание по дереву, художественным полотном могут служить самые различные органические материалы: бумага, ткань, кожа, пробка и даже стекло... Техники также отличаются: выжигать изображение можно с помощью открытого огня, линзы, кислоты, паяльной лампы, разнообразных устройств, от электровыжигателя до лазера. Выжиганием, старейшие известные образцы которого датируются 700 годом до нашей эры, восхищались в том числе знаменитые художники Рембрандт и Пабло Пикассо, а в XIX веке этот вид искусства во многих странах был популярнее вышивания.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото автора и из личного архива художника

Выбор редакции

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.

Спорт

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Комментатор «Первого канала» Александр Гришин делится впечатлениями от Беларуси и приоткрывает секреты своей работы.