Вы здесь

Исчезающие деревни. Старые Войковичи Барановичского района


В Старых Войковичах, деревне с интересной историей, осталось совсем мало жителей. Зарегистрировано пять, а постоянно проживают трое. Летом еще дачники бывают наездами. Да большинство населения деревни составляет семья: Альбин Болеславович Вербицкий и его дочь Роза. Роза Альбиновна после выхода на пенсию переехала в деревню, ведь отца, которому 80, одного не оставишь, ему требуется помощь.


Традиции бабушки Елены

Но еще чуть ли не до весны этого года 86-летний дедушка Альбин ездил на службу в Столовичский костел на собственном «жигуленке». Колхозный шофер почти с 40-летним стажем технику любит и в машине чувствует себя словно рыба в воде. Только вот в последнее время здоровье ухудшилось, и дети не позволяют ему самому садиться за руль. Теперь, когда выпадает, сын возит отца на воскресное богослужение.

Роза Альбиновна всю жизнь отработала в области культуры Барановичского района, культуре посвятил себя и ее брат Казимир. Это у них, наверное, от родителей. Они хоть и работали в колхозе, вели свое большое хозяйство, но не пропускали ни одних посиделок, любили петь, танцевать, всегда были оптимистами по жизни, рассказывает дочь. А в доме всем руководила бабушка Елена, мама отца — это уже воспоминания детства Розы: «Бабушка знала все молитвы, религиозные обряды. И каждый вечер у нас собирались на «моёву». Так называлась вечерняя совместная молитва. Соседи управятся с домашними делами, поухаживают за скотом, как у нас говорили, «падробяцца», и приходят к нам на чистую половину дома. Там бабушка возглавляла молитву. Потом, обычно, посидят, поговорят. Я еще маленькая была, не очень могла оценить те посиделки, но мама позже говорила, что разговоры были очень хорошие, без каких-либо сплетен, обсуждали собственное хозяйство, давали друг другу советы. Интересно, что не только католики собирались на «моёву», приходили и православные сельчане. Дружно жили, красиво».

— Однажды был очень смешной случай, — продолжает Роза Альбиновна. — К младшей сестре отца приходил парень из соседней деревни, православный. Так вот однажды он зашел вечером, увидел, как женщины молятся и сразу закрыл дверь. «Ой, кто-то умер, а я и не знал», — сказал он своей невесте, она в ответ только рассмеялась. Потом они поженились с Алиной, и он на правах члена семьи участвовал в том числе и в вечерних молитвах.

Все собирались у нас, значит, женская половина семьи тщательно следила за чистотой и порядком в доме, так было заведено бабушкой Леной. Сейчас осознаю, что это и было частью нашего воспитания семейной традиции. Потом мама поддерживала дом, а теперь вот — я.

Как одна семья

Хозяйка показывает вышитые скатерти и покрывала, подушки — все она старается использовать, чтобы мертвым грузом не лежало в шкафах. И комнаты, сияющие изделиями умелых рук бывших хозяек, выглядят немного празднично-торжественно. Обращаю внимание на эксклюзивную деревянную мебель. Оказывается, все сделано еще дедом Розы Альбиновны. На предложения представителей более молодого поколения семьи сменить интерьер на современный городской она не поддается. Пусть будет, как раньше. А во дворе у стены хлева нынешняя хозяйка сделала что-то вроде этнографического музея. Собрала старинные орудия труда, вещи, инструменты — хоть экскурсии сюда води.

Двор Вербицких утопает в цветах, Роза Альбиновна сама придумывает малые архитектурные формы и воплощает их в жизнь. По словам председателя Столовичского сельского Совета Николая Грибова, в прошлом году на конкурсе-смотре подворий Вербицкие получили диплом победителей.

— Так было заведено не только у моих родителей, но и у соседей, у всех жителей нашей деревни, — рассуждает Роза Вербицкая. — Порядок не только в доме, но и во дворе — это норма для хорошего хозяина.

Альбин Вербицкий с дочерью Розой.

Еще она рассказала, что очень дружные у них люди были всегда. Любая свадьба, крестины, похороны становилось делом и заботой всей деревни.

— Как у нас умер дед, зима была снежная, намело, кажется, по пояс, — вспоминает Роза Альбиновна. — Пришли чуть ли не все мужчины из деревни с лопатами и расчистили дорогу. При этом никто их не просил заранее. Это было само собой разумеется. И так во всем. Может, поэтому наши Старые Войковичи в окрестности и называли «Варшавой», а не только потому, что подавляющее большинство населения составляли католики. А еще, по-видимому, потому, что у местных людей в почете были грамотность, образование. Все стремились детей изучить даже в трудные послевоенные годы. Сколько ярких людей вышло из нашей деревни! У нас самые распространенные фамилии Вербицкий и Колосовский. Да кого ни возьми: например, Станислав Колосовский вырастил двух сыновей. Богуслав Станиславович был долгое время главным государственным санитарным врачом Минска, его брат Вацлав руководил аптеками Минска и Минской области, правда, довольно давно. А сын Вержбицкого Эдуарда (половину деревни записали как нас Вербицкими, вторую половину на польский манер Вержбицкими) был до пенсии главврачом Березовской районной больницы, по сути строил ее, создавал. В культуру пошли не только мы с братом, есть и другие коллеги среди односельчан.

Теперь, когда на малую родину заглядывает кто из потомков прежних жильцов, встречаемся как с родными. Стараюсь приветит, стол накрыть, как когда-то мама делала. Вот и недавно зашел один минчанин-земляк и просил: «Не накладвай, Роза ў прыгожыя талеркі, не засцілай абрусы, давай мы па-беларуску, як дзяды рабілі, на кружку закусім». Ну и нарезала на круглой доске сало тоненько, огурца тоже, чарочку налила, и так хорошо посидели, вспомнили детство. Родители когда-то много и тяжело работали, а как выпадал какой повод, могли быстро организовать вот такой стол.

— А теперь что, — разоткровенничалась хозяйка, — остались воспоминания и родные могилы. Мы с братом ухаживаем за 14 могилами, все остальные родственники дальше живут, приезжают раз в год на поминальные дни... А мы-то с отцом здесь остаемся, потому что он и слушать не хочет, чтобы куда-то из своего дома выехать. Дорогу нам зимой расчищают, автолавка приходит, что еще нужно для нормальной жизни?

Для туристов и дачников

— Места красивые, как на мой взгляд, то для дачников, отдыхающих здесь, рай, — продолжает рассказ Роза Альбиновна. — А этим летом интересный человек пришел на мой двор. Остановился, вышел из машины, попросил воды попить из колонки. С ним дети были, то я пригласила в дом, чтобы не очень холодную воду пили. А он прошел по дому и выложил не совсем обычную просьбу: «Переезжайте, говорит, на летние месяцы в мою квартиру, а мы с семьей приедем сюда, мои дети хоть побегают». А я сказала, что у меня и своя квартира в городе есть, я бы ему уступила дом, но отец не согласится, потому что для него «на этаже сидеть» за кару разве что.

Приезжают сюда и туристы. Не так далеко — известный концентрационный лагерь времен войны — Колдычево. Роза вспоминает рассказы бабушки, как боялись люди в войну, даже ямы-землянки для тайника копали, когда воздух наполнялся едким дымом, в Колдычево жгли людей... Но пронесло, Старые Войковичи оккупанты не тронули. А вот в Первую мировую войну здесь велись тяжелые бои. Есть исторические сведения о Скробово-Городищенской операции летом 1916 года, в которой погибло около 7000 солдат российской армии. При этом было захвачено всего лишь одно немецкое укрепление на краю деревни Старые Войковичи. В напоминание о тех событиях в лесу стоит памятник. А по всей окрестности сохранились доты от тех жестоких боев. «Не так давно, — рассказывает наша героиня, — на мотоциклах приехала большая группа молодежи. Думаю: байкеры на отдых, на привал собрались. А они поставили свою технику, выстроились в ряд, навели порядок вокруг памятника. Вот какая у нас хорошая и сознательная молодежь. Это я для тех, кто любит ругать байкеров, мол, летают без тормозов в головах, ревут моторами. Как видно, всякие и среди них бывают... Летом у нас, конечно, веселее. Ведь население увеличивается в разы».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.