Вы здесь

О чем молчала критик Орлова


Это взаимно: у белорусского театра есть критик Татьяна Орлова, в жизни критика Орловой есть белорусский театр. Последнее — дело, в которое вмешалась судьба. Потому что она, приехав из Москвы в Минск поступать на журфак, не просто здесь осталась, а сумела войти в белорусский театральный микрокосмос и влиять на него через свое мнение. Разбирала на атомы, выводила закономерности и предлагала формулы, чтобы из одного вещества синтезировать новое или несколько новых. И сумела достичь того, что кажется невероятным для любого критика вообще: ее любит театр. Как отметил главный режиссер Национального академического драматического театра имени Максима Горького Сергей Ковальчик, всегда хотелось следить, о чем написала критик Орлова и о чем она промолчала.


Ее любят в театре, и не только в Купаловском, где состоялась встреча-беседа с профессором Татьяной Орловой о жизни и искусстве. Она собрала зал! Не будучи узнаваемой через телевидение актрисой, режиссером или импресарио (продюсером) с мировым именем. Но это как посмотреть. Потому что в то время, когда Татьяна Орлова начинала писать о театре, критик должен был быть по знаниям и мышлению на уровне режиссера, его работа фактически была равной по задачам с работой театрального импресарио. А насчет актрисы... Будучи дочерью известного артиста и театрального преподавателя Дмитрия Орлова, так или иначе была углублена в тайны этой профессии.

И точно — всегда умела себя держать должным образом перед большой аудиторией (не дадут соврать бывшие студенты журфака, прошедшие журналистскую школу Орловой), и всегда было интересно: что же о том или ином профессиональном явлении скажет Орлова? Как она это скажет?

До сих пор интересуются. На встрече в театре имени Янки Купалы зал камерной сцены был полным. Люди театра (режиссеры, актеры, критики), журналисты (по культуре, обществу или спорту). И обязательно — студенты. Ее студенты — не бывшие, а постоянные. Пришли на очередную лекцию Орловой. Которую она провела на одном дыхании. На этот раз рассказывала о жизни, собственной.

Театр

— Мне приятно, что это происходит в театре имени Янки Купалы. Это дорогое для меня место, еще с послевоенного времени, когда мы, дети актеров, играли в войну и строили штабы, — говорит Татьяна Орлова. — Мой штаб был построен на пожарной лестнице этого здания. Теперь там стеклянный подъемник. Чтобы замаскироваться и лучше спрятаться, мы собирали разные вещи, афиши спектаклей. Вот в таком антураже мы играли...

Моя первая книжечка «Ты и я» была не только о театре, а еще и о кино. Первую сознательную книжку «Купаловцы» я написала, когда была молодая, про тех актеров, которых знала и любила. Теперь у меня готова более существенная работа, которая имеет предварительное название «Друзей моих прекрасные черты».

Одним из купаловцев был мой муж, Евгений Шабан. В этом театре он работал заведующим литературной частью, здесь шли его пьесы.

Для меня театр — это душа, мысли, поступки человека. Он в центре. О нем речь.

Журналистика

— Это не только технологии, как иногда нам кажется. В общем, это тоже человек в его мыслях, чувствах и поступках.

Когда я рассказывала о театре и учила студентов писать рецензии, я была абсолютно уверена, что тот, кто умеет написать рецензию, сможет создать любой журналистский материал.

Докторскую диссертацию я защитила, введя в научный оборот термин «театральная журналистика». Доказала, что такая была, есть и будет. Театроведы и серьезные критики скептически относятся к этому явлению. Театральную журналистику создают все журналисты, которые пишут о театре. И она тоже будет существовать очень долго. Как театр, как личности в нем. Как люди, о которых рассказывают на языках различных искусств.

Ей хочется говорить о том, что она знает. И, возможно, к тем книгам, что принадлежат авторству профессора Татьяны Орловой, добавятся новые, уже созданные, которые ждут выхода в свет и еще не написаны. Но здесь задержки не будет — такая у нее профессия.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.