Вы здесь

Формирование евразийской элиты — одна из первостепенных задач ЕЭК


Пять дней, пять стран, пять тем — все об идее большой Евразии. На прошлой неделе в Москве работала Международная школа евразийской интеграции. Как и Златоглавая, союз строился не сразу, да и сегодня еще на стадии формирования. Поэтому тема школы звучала следующим образом «Евразийский экономический союз: будущие контуры экономики». По словам организаторов, конкурс на участие можно было сравнить с ведущими вузами — пять человек на место. В числе 27 выпускников была и корреспондент «СЕ».


Командно-образовательный тренинг. Фото предоставлено Фондом поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова.

День 1. Евразийская элита

Стартовали мероприятия в штаб-квартире Евразийской экономической комиссии, где участники пообщались с ее председателем Тиграном САРКИСЯНОМ.

— Мы сегодня чувствуем потребность в молодых высокопрофессиональных кадрах, которые и будут в дальнейшем двигателем интеграционных процессов на евразийском пространстве. И важной целью для себя мы зафиксировали формирование евразийской элиты, — обратился с приветственным словом Тигран Саркисян.

Она должна сложиться из участников подобных академических программ и специалистов различных сообществ — бизнеса, науки, общественных организаций.

Каждый год председательство стран в ЕАЭС меняется. В этом году (под старшинством России) акцент на социально-гуманитарной сфере.

В своем выступлении Тигран Саркисян отметил прогресс в восприятии союза мировым сообществом: «В начале были подозрения относительно нашего проекта. В некоторых кругах эти подозрения еще остаются. Нас считали проектом Кремля по созданию Советского
Союза». Навязанные штампы опровергнуты, председатель ЕЭК заключил: «Жизнь показывает, что они не имеют ничего общего с действительностью».

Сегодня ЕАЭС является ядром интеграции всего Евразийского региона. Особенно выделяется его значимость в рамках последнего тренда глобального развития — центры мировой экономики и политики перемещаются в азиатско-тихоокеанский регион.

День 2. На принципах наднациональности

О прецеденте передачи полномочий на этот уровень и важных этапах становления союза рассказала на встрече с участниками школы член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна ВАЛОВАЯ.

Не секрет, что за модель для ЕАЭС был взят Европейский союз. «С одной стороны, европейский опыт мы использовали с поправкой на наши реалии. С другой стороны, и в европейском опыте надо не только видеть позитив, но и учиться на их ошибках»,— подчеркнула Татьяна Валовая.

Но парадигма ЕС не является панацеей для нашего союза. Существуют кардинальные отличия двух интеграционных образований. Например, государства, которые имеют больший экономический вес в ЕС, имеют возможность влиять на принятие решений. Все страны ЕАЭС равны и обладают равным количеством голосов.

В Евразийском союзе еще нет той потребности в общих денежных знаках, которая была в Европе. «Вместо введения единой валюты мы делаем акцент на расширении использования национальных валют, на обеспечении макроэкономической стабильности, на снятии издержек и создании общего финансового рынка», — заметила член Коллегии.

Союз сознательно ограничил свою деятельность исключительно экономической повесткой. Политические вопросы решаются на иных интеграционных площадках (СНГ, ОДКБ) или в двустороннем формате.

Не заинтересован ЕАЭС в огульном расширении — принять решение консенсусом достаточно сложно, даже в рамках пяти стран. Государствам, которые проявляют интерес к интеграции, предлагают иные формы сотрудничества. Иран и Вьетнам реализует его в зоне свободной торговли. Молдова стала наблюдателем в союзе.

День 3. Возможности для бизнеса

Свои двери (точнее пропускные пункты) распахнул Российский экспортный центр, расположенный в одном из небоскребов недалеко от деловой Мекки — «Москва-сити». Специалисты учреждения поделились своим опытом на тему развития торгового потенциала ЕАЭС, основная задача для которого сегодня — выйти на рынки дальнего зарубежья.

В частности Россия уже сделала акцент на развитии несырьевого и неэнергетического экспорта. Под ним понимается продажа всех товаров, кроме тех, которые извлекаются из земли без серьезной добавленной стоимости: руда, уголь, необработанная древесина, нефть, газ, необработанные алмазы.

В минувшем году наблюдался рост экспорта в странах ЕАЭС более чем на 20 %. «Бизнес адаптировался к новым условиям, к новым валютным курсам, новой макроэкономической ситуации. Во-вторых, сырьевые цены стали восстанавливаться, в-третьих, мировая торговля также оживилась», — объясняет причины динамики Михаил СНЕГ, директор по стратегическому развитию, экспортной политике и анализу Российского экспортного центра.

Также эксперт обратился к участникам встречи с вопросом о необходимости создания внешнеэкономического бренда ЕАЭС по аналогии с Европейским союзом: «Европейские страны получают определенную выгоду от его реализации. Для меня вопрос, необходимо ли часть усилий, которые мы направляем на продвижение российского бренда «Made іn Russіa» (мы стараемся сформировать этот бренд на международных выставках), направить на создание такого же бренда «Сделано в Евразии или ЕАЭС?» Сможем ли мы получить какие-то бенефиты от этого процесса?»

День 4. Союз для граждан

В этот день встречи «учеников» школы были посвящены интеграции в социальной сфере. Лейтмотивом стал вопрос, что ЕАЭС может дать обычным гражданам и как сделать идею большой Евразии популярной?

Договор о создании ЕАЭС не имеет положений, связанных с гуманитарным аспектом. При этом именно социальные связи и студенческая мобильность являются гарантами развития крепкого интеграционного взаимодействия. Пока статистика говорит о том, что студенты из стран ЕАЭС проявляют больший интерес к образовательным программам за рамками союза.

«Сейчас мы попадаем в ту ситуацию, когда за счет общего наследия исторического, языкового, культурного (фактически советской базы) мы еще сохраняем достаточно тесные контакты, но контакты со странами ненашего региона развиваются более активно. Если ситуация будет оставаться таковой, как и сейчас, то мы придем к тому, что гуманитарные связи внутри Евразийского экономического союза ослабеют. И если у нас будут значительные успехи в экономике, не факт, что это обеспечит общественную поддержку этому объединению», — утверждает Вячеслав СУТЫРИН, проректор по международным связям Государственного академического университета гуманитарных наук России.

Необходима поддержка Евразийского союза в медийном пространстве — в средствах массовой информации, интернет-сообществах. Профессор МГИМО Марк ЭНТИН называет проект Евразийского экономического союза «усеченным» по причине отсутствия в нем парламентского измерения. Именно оно, по его мнению, могло бы стать живительной почвой для развития информационной базы.

День 5. Дела международные

Пожалуй, самой ожидаемой для всех участников школы стала встреча в Министерстве иностранных дел России с заместителем министра Александром ПАНКИНЫМ. Чтобы не опоздать, обычный трансфер на автобусе по московским пробкам к сталинской высотке на Смоленской-Сенной заменили поездкой на метро. Но никто не был против, ведь ожидала не только интересная беседа, но и экскурсия по «священному» зданию. Так шутили между собой участники, многие из которых — специалисты по международным отношениям.

Александр Панкин еще раз напомнил о том, что Евразийский экономический союз сегодня направлен на то, чтобы давать больше возможностей для наднациональной компетенции. «Это не замкнутое пространство, которое бы полностью варилось в своем соку. Каждая страна и союз является активным участником международной торговли товарами и услугами. Отсюда и интерес стран к союзу и расширению международных контактов», — отметил дипломат.

В этом году организаторами Международной школы евразийской интеграции стали Российский совет по международным делам, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, Евразийская экономическая комиссия и Евразийский банк развития, которые подготовили объемную программу. По итогу групповой работы участники, разделенные на три команды, подготовили концепции образовательных модулей для решения определенной проблемы интеграции. Как отметили сами координаторы проекта, ритм школы можно было сравнить с армейским. Постоянный мозговой штурм способствует плодотворной работе и установлению наиболее тесных дружеских контактов. Именно последнее является самой важной задачей школы.

Вардуи Арутюнян, Армения, сотрудница Центра общественных связей и информации при аппарате премьер-министра Армении:

— Координаторы проекта провели тщательный отбор участников — все очень активные, с высоким уровнем знаний о проблемных моментах интеграции в ЕАЭС. Это очень важно, что проект не ограничился только лекциями и дискуссиями. Кроме того, мы участвовали в подготовке проекта, который поможет упрочить связи в нашем союзе.

Айгерим Еркен, Казахстан, представитель частного учреждения «Центр социального взаимодействия и коммуникаций»:

— Школа предоставила возможность взглянуть на интеграцию изнутри, понять основные посылы и перспективы дальнейшего сотрудничества между членами ЕАЭС. Очень благодарна организаторам школы — проделана огромная работа, приглашены компетентные спикеры, программа мероприятий была очень интересной. Думаю, что интеграция должна идти по двум векторам. Сверху — посредством договоренности между уполномоченными органами стран и ЕАЭС, а также снизу — через население и бизнес путем планомерной информационной работы в обществе. Поэтому наша группа в рамках школы предложила проект по развитию медиасферы ЕАЭС.

Юрий Абалаков, Россия, студент 5-го курса Российской таможенной академии:

— Школа помогла мне взглянуть на Евразийский экономический союз не только в разрезе таможенного дела, которому я учусь, но и с точки зрения экономики, политики, социально-трудового аспекта. Проект позволил посетить множество интересных локаций. Например, это штаб-квартира ЕЭК, Российский экспортный центр, МИД России — те места, где, скорее всего, я бы не побывал, не будучи участником школы.

Бермет Шорукова, Кыргызстан, специалист Государственного агентства связи при Государственном комитете информационных технологий и связи:

— Мне очень понравился командообразовательный тренинг Тимофея Нестика в первый день школы. Раньше я не принимала участия в подобной форме работы. Еще коллеги по группе познакомили меня с компьютерными программами, которые помогают создавать красочные презентации. Я обычно на мероприятиях участвую в роли слушателя. А здесь я увидела, как молодые ребята выступают, высказывают свою точку зрения, дискутируют, и решила в будущем также активно представлять свои идеи.

Мария ДАДАЛКО

г. Москва

Название в газете: Великолепная пятерка ЕАЭС

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.