Вы здесь

Школа завтрашнего дня. В тренде — медианавыки, геймификация и сторителлинг


«Что для меня ЕdСаmр? Возможность встретиться с учителями со всей Беларуси, которые уже стали друзьями во время таких же неформальных конференций и фестивалей. Возможность быть свободной в выборе. Возможность услышать множество интересных идей! Гордость за то, что у нас столько неравнодушных и интересных педагогов! Невероятное количество приемов в «копилочку». Какой-то взрыв мозга! Сейчас происходит непрерывная рефлексия, и меня не покидает мысль, что мне мало! Так жаль, что невозможно было разорваться, так хотелось побывать на всех мастер-классах, которые проходили одновременно. Прошлый ЕdСаmр был интересен, а этот какой-то непередаваемо яркий и эмоциональный... Настоящее открытие — множество молодых и бесконечно талантливых учителей. Это разрушение стереотипов о том, что в педагоги идут только те, кому больше никуда для поступления баллов не хватило. Это круто наблюдать и радостно! С каждым разом все больше и больше люблю эту «учительскую тусовку», которая умножается, но становится от этого еще более качественной и интересной. Столько одержимых своим делом учителей (и не только) на один квадратный метр площади не часто встретишь. Пусть нам всем хватит сил, чтобы дождаться следующей встречи», — поделилась своими мыслями после завершения второй педагогической неконференции учительница начальных классов из средней школы № 1 Логойска Светлана ИВАНЮШИНА.


На педагогической неконференции все могут быть как спикерами, так и слушателями. Или соединить первое и второе.

Без формализма...

«Чего было вдоволь и что полностью отсутствовало? — рассуждает учительница истории Бобрского учебного-педагогического комплекса ясли-сад — средняя школа Крупского района Янина ПУШКИНА. — Были экстрим, интрига, эксклюзив, фейерверк идей. Отсутствовали заорганизованносць, формализм, бюрократизм. Страшно было выйти перед публикой и предложить коллегам свою идею, а потом провести с высокой трибуны свой мастер-класс. Интрига была в том, какие идеи окажутся наиболее востребованы педагогической общественностью по итогам голосования. А еще вдоволь было уважения и внимания учителю, что дефицит в наше время. Неконференция — это маленькая модель того, как наилучшим образом может быть устроена школа. И не надо бояться хаоса, ведь мы же знаем, что «только из хаоса рождаются звезды». В минувшие выходные столичный бизнес-клуб «Имагуру» уже второй раз принимал на своих площадях педагогическую неконференцию. Вместить всех желающих становится все более проблематичным: по сравнению с прошлогодним ЕdСаmр количество участников мероприятия возросло более чем вдвое (до 200 человек)! К тому же теперь оно длилось два дня вместо одного. Чтобы послушать некоторых спикеров, педагоги располагались... на полу на коврах, так как в помещении не хватало места для кресел. Это стало поводом для шуток, но никто не остался обиженным. Все знают, что неконференция подчиняется закону «о двух ногах»: ее программа заранее неизвестна, участницы и участники самостоятельно определяют ход мероприятия и присоединяются к той дискуссии или мастер-классу, которые интересны именно им, программа фактически создается вместе, с учетом мнения каждого. Если тебе неинтересно или твои ожидания остались неудовлетворенными, ты можешь изменить свои планы и пойти послушать другого выступающего. Интересно было наблюдать, как заполнялась на стене подготовленная организаторами карта Беларуси — учителя заносили на ее города и населенные пункты, откуда они приехали. К педагогам из областных центров присоединились их коллеги из Молодечно, Борисова, Лепеля, Столина, Мозыря, Полоцка, Жлобина, Орши, Постав, Сморгони, Узды, Барановичей, Слонима, Слуцка, Кричева, Жодино, Глубокого, Чашников, Несвижа, Лиды, Логойска, Пинска и других городов. Среди участников были не только школьные учителя, но и университетские преподаватели, представители Национального института образования и Академии последипломного образования, как опытные педагоги, так и молодые специалисты и даже студенты педагогических специальностей. Заполняя заявку на участие, они искренне написали: «Еще нечем поделиться, ведь только с сентября начала работать», «У меня пока нет профессионального опыта».

Учитель белорусского языка и литературы из Лицея БГУ Дмитрий Макарчук предложил поделиться идеей «Родительского киноклуба».

Но его отсутствие не проблема для неконференции, где все могут быть как спикерами, так и слушателями. Могут предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему и пути ее решения, исходя из собственного опыта, провести мастер-класс, а могут просто проголосовать за то, что хотят услышать. Главный принцип — «дай, если можешь, возьми — если хочешь». Во время ЕdСаmр Bеlаrus — 2018 педагоги читали сказки на новый лад, интерпретировали художественные тексты, развивали свои навыки критического мышления, составляли газетные заголовки, погружались в мир кино, играли в настольные игры, слушали школьника Колю Корнилова, который рассказывал им «азы» про биткойны и блокчейн, устраивали физические эксперименты и даже танцевали с большой охотой во время мастер-класса по народным танцам, который для них провела Татьяна Гриневич-Матафонова. «Это было круто! Лучше фитнеса! Не только весело потанцевали, но и положили в методическую копилочку новый материал», «Супер! Не только классно работаем, но и отдыхать хорошо умеем!», «Хотелось бы все повторить, но уже в народных костюмах», — признались позже учителя.

Справка

Еduсаtіоn Саmр (ЕdСаmр) — международная инициатива, которая родилась в учительской среде в США в 2010 году и распространилась на десятки стран мира. На сегодняшний день более 1500 мероприятий в 35 странах объединили уже 120 000 педагогов для открытого обмена педагогическим опытом, сотрудничества и решения общих задач. В Беларуси педагогическая неконференция проводится совместными усилиями минского хаба Glоbаl Shареrs и Таварыства беларускай школы. На конкурсе социальных проектов SосiаlWееkеnd идея первой неконференции для педагогов оказалась среди победителей и получила бизнес-поддержку.

Педагоги могли проголосовать стикерами только за три предложения.

Продать идею

Но, безусловно, центральным и самым интересным событием стала ярмарка педагогических идей. На спич педагогам отводилось всего 60 секунд. Идею надо уметь продать — это сегодня понимают уже все. А для этого необходимо завернуть ее в яркую упаковку, придумать маркетинговый ход, красиво преподнести... или просто наступить на мозоль, которая всем болит. Как это сделала, например, учительница биологии из столичного лицея № 1 Екатерина СКРИГАН: «Нам говорят, что учитель должен быть энергичным и зажигать других. А что делать, если списки дел бесконечные, рабочий день приближается к 24 часам, а информация, даже полезная, превышает все наши возможности ее переработать. Более 15 лет я подбираю, ищу «лайфаки», ключики, способы, как быть более эффективной в работе и личной жизни. Могу поделиться, как при помощи простых и бесплатных сервисов Gооglе можно успевать больше, а уставать меньше, меньше забывать, не подводить коллег и друзей, и при этом у вас еще останется время на приятные вещи».

«Ваши студенты сидят на занятиях в социальных сетях? Вас это беспокоит? Меня тоже, но я знаю, как поставить их на службу себе. Расскажу и покажу конкретные примеры того, как использовать «Инстаграм», чтобы он стал вашим любимым и эффективным учебным инструментом», — пыталась заинтересовать аудиторию преподаватель языковой школы «Мир без границ» Татьяна РАЗМЫСЛОВИЧ.

«Когда я работаю с будущими педагогами, у меня часто интересуются, как сделать так, чтобы тебя начинали слушать сразу, как ты заходишь в класс? Первые 60 секунд в работе учителя — самые важные. А опытные коллеги, наоборот, говорят: «Я часто смотрю на часы, у меня остается всего одна минута, а я еще столько не успел сделать». У вас самые важные 60 секунд до конца урока. Как сделать так, чтобы они прошли максимально эффективно. Я могу вам об этом рассказать», — интриговал учителей преподаватель Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Александр ВОРОНЕНКО.

Людмила МАКУТЬ из барановичского лицея № 1 предложила навести фокус на гендер, поразмышлять, почему в начальной школе отличницы — преимущественно, девочки, а в старших классах их догоняют и обходят ребята? Почему так происходит и нужно ли учителю учитывать определенные психологические аспекты в процессе обучения?

Янина Пушкина выразила готовность рассказать, как работать с детьми индиго. Также звучали предложения поделиться опытом в развитии у учащихся медиаграмотности с помощью школьного телевидения, использовании пескографии на школьных уроках, рассказать о возможностях сторителлинга на уроках, визуализации и геймификации обучения, методе Уолта Диснея, интерактивном обществоведении и эффекте Люцифера... Без внимания, наверное, не остался ни один образовательный тренд!

Учителя сами заносили на карту города и населенные пункты, откуда они приехали.

««По ушам текло ...»

Были и очень креативные выступления, которые срывали аплодисменты. Татьяна и Сергей ФАДИНЫ, учителя английского языка и физики гродненской средней школы № 26, поинтересовались у коллег: «А давно вы читали сказки? Мы полтора года назад стали молодыми родителями и теперь, когда делаем это, то на некоторые моменты смотрим уже по-другому. Например, все знают с детства сказку про курочку Рябу. А почему расстроились дед и баба, когда мышка разбила яйцо, хотя они сами раньше пытались это сделать? Если вы хотите научить детей нестандартно мыслить, критически относиться к информации, быть медиаграмотными и мотивировать их задавать вопросы, приходите на наш мастер-класс «По ушам текло, а в рот не попало...»

«Уважаемые коллеги, скажите, а можно ли научить рыбу лазить по деревьям? Если здесь собрались "звезды", давайте вместе попробуем с помощью квестов сделать так, чтобы рыба превратилась в реактивный самолет. Приглашаю всех на мой квест «Семь шагов по-белорусски», — предложила учительница истории и обществоведения из Узденской районной гимназии Галина ГЛАДКАЯ.

«Наглядность физического эксперимента никто не отменял. А что делать, если дорогостоящего оборудования нет или оно плохо работает? Я для проведения физического эксперимента использую обычные предметы. И если вы придете на мой мастер-класс, то узнаете, почему девушки, которые носят высокие каблуки, раздражаются по пустякам, а в свой день рождения сможете поставить бутылку шампанского не по центру стола, а на его краю, на ребре», — обещал учитель физики из Лицея БГУ Сергей ГОРБАЦЕВИЧ.

Всего было озвучено более 40 идей. Из них по итогам голосования, которое проходило с помощью стикеров (у каждого участника была возможность определить для себя трех фаворитов), отобрали тринадцать. А пока шел подсчет голосов, можно было сходить на мастер-классы экспертов по формированию компетенций XXI века. В центре внимания были коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление.

Команда молодых профессионалов из Global Shapers Minsk Hub, благодаря которым стало возможным проведение EdCamp Belarus - 2018!

Эффект длинного хвоста

А учительница русского языка и литературы из Смолевичской гимназии Анна Северинец поделилась на встрече с педагогами своими мыслями и опытом по поводу белорусизации образования. Она считает большой ошибкой навязывать детям мысли вроде «белорусский язык — родной язык», так как уже для нескольких поколений белорусов это, к сожалению, неправда. «Согласно нашей профессиональной этике мы не имеем права навязывать детям свои политические и религиозные взгляды, но наш долг — воспитывать детей в уважении к той культуре, которая сформировалась на нашей земле, — подчеркивает педагог. — Как учителя мы можем свое ставить впереди. Почему наши ученики знают о Пушкинском лицее и не знают ничего о Белпедтехникуме, который действовал в 20-е годы в Минске и в котором учились практически одновременно более двух десятков выдающихся белорусских поэтов и писателей?.. Никто из наших учеников не знает ничего и о Инбелкульте. Почему мы апеллируем к другим культурам вместо того, чтобы апеллировать к своей? Есть только один путь стать хозяином на своей земле — через национальную культуру и язык. Когда я рассказываю своим ученикам о Пушкине, мы всегда читаем его произведение «Клеветникам России» и разбираемся, почему тот серьезно поссорился со своим другом Адамом Мицкевичем. А все из-за того, что великий русский поэт одобрил в своем стихотворении подавление польского восстания и имперскую политику России. Рассказываю ученикам, почему после написания Некрасовым «Оды Муравьёву» студенты рвали его портреты и отправляли ему домой по почте. Это было общественное осуждение подавления восстания Кастуся Калиновского... Я уверена, что мы должны построить такую ​​систему образования, которая будет соответствовать именно нашим потребностям, с учетом нашей ментальности, исторического развития, геополитических особенностей и на нашем культурном фундаменте. Таким образом, можно изучать чужой опыт, но создавать школу нужно прежде всего для себя».

По сравнению с прошлогодним EdCamp количество участников мероприятия возросло более чем вдвое.

Два дня, богатые на креативные идеи, приятные встречи и добрые улыбки пролетели как одно мгновение. В конце одна из участниц констатировала: «Я уверена, что все самое важное в образовании происходило здесь и сейчас». Педагогической неконференции присущ так называемый эффект длинного хвоста, когда после ее завершения обсуждение современных образовательных тенденций продолжается уже непосредственно в учреждениях образования, идеи внедряются и воплощаются в ежедневных занятиях. Алла ПОЗДНЯКОВА, учитель истории средней школы № 10 города Бобруйска, уверена: «ЕdСаmр — это то, через что нужно пройти каждому учителю, чтобы понять, на своем ли ты месте. Готов ли ты учиться, готов ли строить новую школу Беларуси?»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и организаторов

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.