Вы здесь

Цирковая гимнастка рассказывает о секретах профессии


С раннего детства она хотела стать артисткой и вот теперь витает под куполом цирка... Анастасия Донченко учится на четвертом курсе заочного отделения Витебского государственного колледжа культуры и искусств на режиссера обрядов и праздников, не любит говорить о неудачах и не представляет жизни без своей работы.


— В детстве вы начинали с гимнастики...

— В нее привела мама. Я была совсем маленькая, года четыре. Но с гимнастикой у меня не сложилось. Я была очень подвижным ребенком, мне хотелось где-то повисеть, что-то сделать экстремальное. В один день тихонько убежала на кольца, пока этого не видела тренер, но, к сожалению, ударилась, пошла кровь из носа. На меня, конечно, наругались, рассказывали все маме. И я отказалась приходить на тренировки.

Затем последовали танцы и даже тэквандо, но и с этим не сложилось. А вот в цирковой студии было куда интереснее. Конечно же, я сделала все возможное, чтобы остаться в ней, и занималась до самого своего совершеннолетия. Кстати, бабушка в шутку называла меня циркачкой еще с детства. Как видите, была права. (Смеется.)

— И как развивалась цирковая карьера?

— Конечно же, не сразу, так как таких артистов до сих пор в нашей семье не было. Вспоминаю многие тренировки, иногда приходилось что-то учить и самой: коллектив состоял из сорока-пятидесяти детей и только одного тренера и хореографа. Я наблюдала за гимнастками, смотрела видео... В 12 лет уже на сто процентов знала, кем стану в будущем и где хочу работать. В 16 лет чудесным образом попала в цирк Дарьи Костюк. Вот там и началась моя цирковая карьера. Были смешанные эмоции. Например, нужно было выучить номер за пару дней, приходилось усердно работать.

Затем закончила одиннадцатый класс и поступила. Год очного обучения был очень напряженный. В Витебске нет цирковых коллективов, и было трудно держать себя в тонусе. Через год я перевелась на заочное отделение. За месяц до этого меня пригласили попробовать себя в замечательный коллектив «Белорусские наездники на лошадях» под руководством Бориса Лазарева. Мне повезло поработать с заслуженным артистом Осетии и его семьей. Большой вклад в мое развитие внесла Алла Анатольевна Николаева-Алиева, главный режиссер Белорусского государственного цирка. Благодаря этому человеку я выступила в Александрии в эстрадно-цирковой программе «Купальский сон», приняла участие в прологе первого Минского международного фестиваля циркового искусства, в программах «Новогодняя сказка в цирке» и «Цирк! Цирк! Цирк!». Но, самое главное, мне выпала честь представить нашу страну на цирковом фестивале в Риге, где с напарницей Анастасией Путято в качестве воздушных гимнасток мы заняли второе место.

— Наверное, постоянно приходится репетировать? Сколько времени требуется для подготовки нового номера?

— Я никогда не устанавливаю себе каких-то рамок. Могу репетировать от часа до трех, сходить на хореографию, в тренажерный зал. В цирке для этого есть все условия. А что касается времени на подготовку нового номера... Здесь все по-разному: может потребоваться две недели, а может месяц и даже год. Это зависит от многих факторов: физической подготовки, сложности номера, его задумки. Кстати, для меня самым опасным и сложным номером остается воздушная трапеция.

— А как же номера с участием животных?

— В программе «Новогодняя сказка в цирке» работала с верблюдами и ламами. Кстати, всегда любила покормить животных, дать им побольше сухариков, погладить. В какой-то момент это могло пойти не на пользу делу. (Смеется.)

— Цирк для вас — это..

— Я всегда отдавала всю себя цирковому искусству. Благодаря ему я — творческий человек, учусь на режиссера и помогаю тренировать детей в цирковой студии. Сейчас абсолютно уверенно говорю вам, что представить свою жизнь без него не могу!

Ангелина Новикова, студентка II курса Белорусского государственного университета культуры и искусств

Выбор редакции