Вы здесь

Способна ли академическая музыка удивлять в XXI веке?


Сегодня, 20 октября, в Большом зале Белгосфилармонии состоится заключительный концерт XIII Международного фестиваля Юрия Башмета, который почти две недели привлекал внимание любителей музыки. И когда речь идет о праздничности и торжественности, то с подобным настроением у большинства людей ассоциируется музыка Мендельсона. Но каждый ли сможет вспомнить больше чем одну мелодию композитора?.. Ликвидировать пробелы поможет мероприятие, где будет звучать концерт Мендельсона для скрипки и фортепиано с оркестром. Исполнять его будет приглашенный солист, скрипач Сергей Крылов, которого белорусская публика уже знает по прежним программам. Музыкант с мировой славой, главный дирижер Литовского камерного оркестра в Минске выступит вместе с международным камерным оркестром Еаst-Wеst Сhаmbеr Оrсhеstrа под руководством Ростислава Кримера, художественного руководителя фестиваля. Вот таким образом ХIII фестиваль Юрия Башмета в Минске поставит точку...


Владимир Познер в театрально-музыкальном проекте на фестивале Башмета.

Или точку с запятой... Международный фестиваль Юрия Башмета не только предлагает концерты и привлекает именами (на что делается особый акцент, и не только в названии), но умеет создать резонанс, который шлейфом будет идти вслед за событием: где тут впечатляла собственно музыка, а где сработала ее оригинальная подача.

Креатив в наше время — залог успеха в любых творческих проектах. Все, что нарушает привычный порядок вещей, можно отнести к креативу. Вот хотя бы официальное открытие фестиваля Башмета произошло уже после того, как публика сходила на первый концерт «Легенды фортепиано», где выступил народный артист России
Николай Луганский в сопровождении Государственного симфонического оркестра Беларуси, руководил которым в этот вечер главный дирижер Гёттингенского симфонического оркестра Кристоф-Маттиас Мюллер.

Но какое открытие фестиваля без Башмета и камерного ансамбля «Солисты Москвы»? Непорядок исправляется, как оказалось, очень просто: торжественным открытием надо считать тот концерт, на который собирается много знаменитых личностей, государственных деятелей и где звучат слова приветствия от Президента Беларуси, зачитанные министром культуры страны Юрием Бондарем: про блестящих музыкантов международного уровня, шедевры мировой классики и лучшие произведения современных композиторов, а также о просветительской миссии фестиваля. Маэстро Юрий Башмет попал в тональность: цифра «13» должна в этом году стать счастливой. И действительно, это же какое счастье для российских музыкантов — уже второй десяток лет иметь стабильную возможность приезжать с концертами в Минск! Особенно, если за это не просто говорят «спасибо», а еще и прославляют музыкой. В этом году Юрию Башмету и художественному руководителю фестиваля пианисту Ростиславу Кримеру белорусский композитор Виталий Воронов посвятил концерт для альта и фортепиано с исполнением главными лицами фестиваля. Публика любит имена.

На это, между прочим, делает ставку фестиваль: предложить людям то, что невозможно миновать. Еще раньше был найден отличительный ход задействовать скрипки выдающихся мастеров. В концерте открытия (торжественного) скрипка Страдивари 1733 года звучала в руках Вадима Репина.

Этот фестиваль — своего рода «машина времени», где соединяются различные эпохи. Понятно, почему одним из «машинистов» и хедлайнеров поезда стал музыкант Андрей Макаревич. А его спутником — телеведущий Владимир Познер в музыкально-театральной постановке «Черт, солдат и скрипка», созданной по «Истории солдата» и других произведений Игоря Стравинского. Автор идеи и исполнитель одной из ролей — скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий. Лица — вот на кого идут люди на фестивале Башмета.

И если среди лиц, вовлеченных в фестиваль, есть творцы высокой музыки — можно говорить о популяризации современного музыкального искусства. Латвийский композитор Петерис Васкс и его произведения в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Беларуси — отличительное событие: исполнение современной музыки (которую слушатель может не знать вовсе) — всегда риск для коллективов. Но музыка, которая создается сегодня, передает состояние реальной жизни, стремится достучаться до современного человека. Она пишется для нас, поэтому должна звучать в свое время. И где еще, как не здесь, на фестивале, что очень старается заявить о своем современном облике? И может быть со временем отдельными концертами будут премьеры (не одна!) белорусских композиторов.

Тем более что слушатель фестиваля Башмета готов даже на самые радикальные эксперименты. Музыка плюс художественная гимнастика — попробовали, пошло (в этом году Еаst-Wеst Сhаmbеr Оrсhеstrа и российский виолончелист Александр Князев выступили вместе с белорусским призером чемпионатов мира и Европы Екатериной Галкиной). Либо вечный Моцарт — в концерте для младенцев с мамами и для беременных женщин.

Но реальный классический экстрим — это первый в Беларуси ночной концерт в метро с началом во втором часу ночи. Перрон превратился в партер. Лазерное шоу — чтобы развеять сон. Но ведь и без того публика в тонусе: оркестр под руководством Ростислава Кримера, масштабный хор, солистка Большого театра оперы и балета Оксана Волкова и такие популярные исполнители, как Дядя Ваня и Виталий «Артист» (группа «Без билета»), и пение  «Песняров»... Ох! Объединить то, что, кажется, объединить невозможно, соединить то, что соединить сложно, — на что только не пойдешь, чтобы каждый продвинутый молодой человек захотел присоединиться к обсуждению музыкальных проектов. Но как присоединишься, если не «попробовал» такой радости? Музыка доходит до людей в наше время по извилистым дорогам. А дальше они станут думать: что это было? ради чего?.. И, возможно, захотят сходить на последний концерт фестиваля, традиционный и академический. И поймут, что на филармонической сцене такие концерты — регулярное дело, и каждый из них необычен и звучит только здесь и только сейчас.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.