Вы здесь

Какой урок лучше: перевернутый или традиционный?


Как сделать, чтобы у учеников загорелись глаза...

«Мы лишаем детей будущем, когда продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», — говорил Джон Дьюи, американский философ и педагог. Жизнь меняется с фантастической скоростью. Объемы информации увеличиваются ежегодно вдвое. Дети не расстаются со своими гаджетами, фактически живут в сети. Но много ли изменилось в нашей школе за сто последних лет? Поэтому вопрос, как учить, какие методы и технологии использовать, актуален сегодня как никогда. Третий год подряд в Беларуси реализуется инновационный проект по апробации перевернутого обучения, в котором задействованы 13 учреждений образования: три из Минска, остальные — из регионов. Есть среди них и гимназии, и сельские школы. О том, зачем переворачивают урок, как работает такая модель и какие она имеет преимущества, — мы беседуем с научным руководителем проекта, профессором кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования Николаем ЗАПРУДСКИМ.


Возможности, какие и не снились

— Авторство школьной технологии перевернутого обучения приписывается разным людям. Например, есть информация, что в 2008 году американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергман, чтобы не стоять ежедневно у доски, объясняя новый материал, стали выкладывать видеоролики своих учебных занятий в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, вдохновившись примером коллег, тоже стали записывать на видео свои занятия. Но бесспорным лидером в продвижении перевернутого обучения является Салман Хан. А все началось с одного ролика, с помощью которого он пытался помочь своей племяннице разобраться с алгеброй. Затем он помогал таким же образом своим кузенам. Опыт оказался успешным, и он записал и выложил в интернет несколько тысяч видеороликов по различным предметам. Бесплатность и доступность его видеоуроков принесли ему мировую известность. Салман Хан бросил успешную карьеру бизнес-аналитика для развития своей интернет-академии, которую все знают сегодня как Академию Хана.

Но практика опережающего обучения, которое имеет много общего с перевернутой, была и раньше, что очень хорошо известно филологам. Учащиеся получали в конце урока задание прочитать текст и ответить на предложенные вопросы, а на следующих занятиях в классе организовывалась чаще всего фронтальная работа, связанная с прочитанным дома текстом.

Один из наших учителей показал мне найденную им в советском журнале «Коммунист» статью академика Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР Милицы Нечкиной. Замечу, что речь идет о журнале, изданном в 1986 году. Академик пишет: «Знания, которые активно приобретаются, более прочные и глубокие, чем знания, которые пассивно вкладываются в голову школьника. Хорошо известно, что в большинстве случаев преподавание выглядит так: первая часть урока, наиболее ценная (ученики еще не устали, ждут нового), отдается «контрольным мероприятиям» — на опрос ученика... А «худшая» — вторая часть, когда класс уже устал от неинтересной для большинства первой части урока, посвящается учительскому преподаванию нового материала, который воспринимается уставшим учеником хуже, чем первая часть. Эта потеря времени дорого стоит и школе, и ученику, и учителю. Совершив перестройку урока, заменив пассивное восприятие активным, мы можем почти вдвое выиграть время для развития активного восприятия». И дальше она делится своими соображениями, как должен выглядеть такой урок, фактически описывая то, что мы сегодня называем перевернутым уроком. Причем это было еще в эпоху до массового распространения интернета, компьютеров, гаджетов, бесплатных образовательных интернет-платформ и так далее. Сейчас для обучения появились новые возможности, которые раньше и не снились, но мы по-прежнему продолжаем держаться за традиционное обучение.

Мир настолько изменился, дети настолько изменились, что старые варианты работы с ними не всегда срабатывают. В 2014 году британские эксперты в своем докладе назвали десять уже существующих нововведений, которые в ближайшее время окажут самое большое влияние на образование в мире. И одно из них — перевернутое обучение, которое еще называют смешанным.

Не пассивные слушатели

— Николай Иванович, так что мы все-таки переворачиваем?

— Перевернутым обучением называют метод, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. Это значит, что все происходит наоборот: лекции — дома, а «домашка» — в классе. На обычном уроке у учащихся почти не остается времени на отработку практических умений. Примерно 20 минут требует проверка домашнего задания, затем идет объяснение нового материала, вот, собственно говоря, и все — урок закончился. Нет времени у учителя и на индивидуальный подход. Многим учащимся скучно на занятиях из-за однообразного стиля обучения, что часто провоцирует нарушение дисциплины. К минусам традиционного урока я отнес бы и репродуктивный характер домашних заданий — ученики нередко просто заучивают текст школьных параграфов наизусть. К тому же и учитель не может проверить выполнение домашнего задания всеми учащимися.

Большой минус и в том, что новая информация на уроке передается учащимся в готовом виде: не нужно прилагать усилий для ее добычи, не нужно напрягаться, чтобы овладеть чем-то новым, что приводит к воспитанию потребительского отношения к жизни.

А когда они вырастают, то не могут разобраться с инструкцией к кухонному комбайну, им непонятно, как эта техника работает. В общем во взрослой жизни приходится постоянно иметь дело с самыми разными текстами — от карт и графиков до контрактов и договоров, но читательская грамотность часто "хромает".

Учитель обычно нацелен на уроке на то, что проверяется, — это знания, умения и навыки. И без внимания остается формирование таких востребованных в XXI веке компетенций, как мобильность, гибкость и способность к адаптации, инициативность и самостоятельность, вовлеченность в дело, лидерство, умение отстаивать свою точку зрения, конструктивность, умение работать в команде, потребность в самообразовании через всю жизнь. Но всегда ли мы, учителя, выстраивая урок по привычным канонам, учитываем, что у учащихся должны быть сформированы перечисленные выше компетенции?

При опрокинутом обучении меняется как деятельность педагога, так и деятельность учащихся. Позиция «говорящая голова», — на позицию организатора деятельности и познавательной коммуникации учащихся. Предметные результаты — не единственная цель: важно сформировать у детей желание, потребность, привычку и умение учиться, а также социальные компетенции. Ученикам делегируется ответственность за образовательные результаты, создаются условия для их самореализации. Урок превращается из места, где дают знания, в место, где знания применяются для их закрепления и углубления, где у учащихся вырабатываются актуальные социальные и познавательные компетенции. И суть домашней работы учеников не сводится к повторению и применению изученного, а обеспечивает подготовку к следующей познавательной деятельности и получение практического опыта. Перевернутое обучение строится на нескольких идеях: это игра на «территории учащихся», использование расположенного в интернете огромного объема информации, активность в обучении, вовлеченность в совместную работу в группе.

При традиционном обучении учитель передает готовые знания, а ученики выступают отчасти пассивными слушателями и зрителями, при перевернутом — лидерская позиция на уроке принадлежит не педагогу, а детям. У учащихся есть широкие возможности для поиска истины, выражения своих мнений и идей.

Эффект «соленого огурца»

— А как это выглядит на практике?

— Например, перед уроком учащиеся смотрят ролик продолжительностью от 5 до 15 минут, в котором излагается содержание будущего урока (видео можно заменить параграфом из учебника или иным ресурсом). Дома, сев в удобное кресло, ученик включает видео на планшете на YоuTubе, которое учитель записал для своих учеников или дал ссылку на соответствующий ресурс. Получает знания с помощью любимых технических средств. Но это может быть не только видеозапись объяснения учителя, а видеорепортажи «с места событий», отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал — выбор у учителя широк. Далее он выполняет задание: составить план, сравнительную таблицу, логико-смысловую модель, схему, комиксы, инфографику, может сформулировать вопросы, возникшие в процессе самостоятельного изучения материала.

Кстати, замечено, что чем больше дети учатся в школе, тем реже они задают вопросы, так как учитель ставит оценки не за вопросы, а за ответы. А люди, которые не умеют формулировать вопросы, успеха в жизни не добьются, нельзя, например, стать предпринимателем, если ты не можешь поставить правильный вопрос.

Если что-то непонятно, ученик может еще раз просмотреть видеоматериал, обратиться через социальную сеть к учителю или к своим одноклассникам. Вместе с домашним заданием ребенок получает и критерии оценки, которые могут стать ориентиром и для родителей. Критерии могут быть в учительском блоге, электронном журнале, на отдельных листах бумаги или в смартфонах учеников (они могут их просто сфотографировать). А на самом уроке учащиеся приобретают уже опыт практического применения полученных знаний.

Например, во время групповой работы они обмениваются разработанными дома схемами, картами, таблицами, обсуждают их и оценивают по предложенным учителем критериям, выбирают те из них, которые следует показать всему классу, обсуждают вопросы по новому материалу, на которые они дома не нашли ответы. В процессе обсуждения происходит взаимообучение, и в тему погружаются даже те ученики, которые не выполнили домашнее задание (наблюдается эффект «соленого огурца»).

Самая большая часть урока — практическая: учащиеся выполняют и репродуктивные, и компетентостно-ориентированные задания. Преимущественно работают в группах. Ценность перевернутого урока заключается именно в возможности использовать учебное время для групповых занятий, когда идет совместный процесс обсуждения содержания теоретического материала, его применения на практике, применения в новой ситуации и сотрудничество, создание нового учебного продукта. Учитель выполняет фактически функции координатора и консультанта, обеспечивает производительную групповую работу и оказывает помощь проблемным учащимся.

Родителей — в союзники!

— Если я правильно понимаю, то педагог перестает быть центральной фигурой в учебном процессе. Готовы ли они смириться с утратой своего статуса? И как к инновации относятся родители?

— Для того чтобы проникнуться идеей перевернутого обучения, нужно как минимум чувствовать себя вне зоны комфорта, понимать, что так, как ты учил ранее, с современными детьми уже не работает. Надо понимать суть этой технологии, знакомиться с успешными примерами и хорошо ориентироваться в различных ресурсах. А таких ресурсов невпроворот: кроме упомянутых роликов Академии Хана это электронные библиотеки и энциклопедии, научно-популярные статьи, сайты с интерактивной визуализацией по всем предметам, иллюстративные видео. Совсем необязательно самому записывать свои видеоролики.

К тому же все уроки не могут быть перевернутыми. С некоторым учебным материалом просто невозможно разобраться без помощи учителя. Таких уроков может быть три, пять или пятнадцать за год. Хорошо, конечно, когда перевернутые уроки проводят учителя на различных предметах.

Родители могут не принять инновацию, потому что их в школе учили по-другому. Поэтому особенно важна разъяснительная работа с родителями и установление с ними партнерских отношений. Важно дать понять, что учебная перегрузка происходит чаще всего не из-за объема заданий, а вследствие их непривлекательности. А перевернутое обучение делает учебу захватывающей. Если интересно, то это не утомляет... Педагоги из наших инновационных площадок констатируют, что количество мотивированных детей увеличивается, потому что им учиться интересно.

Только представьте себе: за 11 лет учебы происходит несколько тысяч уроков. И если все они проходят по одной схеме (опрос, объяснение нового материала, закрепление и домашнее задание), такая однородность провоцирует формирование у школьника шаблонного мышления, влечет нарушение дисциплины...

Очень важно, что Министерство образования поддерживает инновационные проекты, потому что у нас есть возможность апробировать то, чего нет в массовой практике. А если все будут работать одинаково, то произойдет «консервирование» системы, и это будет провоцировать наше отставание от успешных образовательных систем мира.

Надеюсь, я убедил вас в том, что существует немало причин для переворачивания обучения. Можно сказать, что перевернутое и есть нормальное обучение, а традиционное — перевернутое, поскольку при нем учащиеся лишены возможности учиться самостоятельно. Наверное, будущее все-таки за перевернутым обучением...

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Митрополит Павел: Я благодарен, что Господь повел меня по этому пути

Митрополит Павел: Я благодарен, что Господь повел меня по этому пути

Владыка рассказал, почему с осторожностью впервые ехал в Минск в качестве митрополита.

Общество

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Автор «Звязды» рассказывает на примере своей семьи.

Культура

ЗЕНА: От сцены не устаю!

ЗЕНА: От сцены не устаю!

График у артистки очень насыщенный.