Вы здесь

Лариса Кривцова: Ток-шоу становятся все глупее и примитивнее


Взгляд на телевидение изнутри.

Лариса КРИВЦОВА — известная российская телеведущая и продюсер. Долгое время она работала на Первом канале (тогда еще он назывался ОРТ): будила зрителей в программе «Доброе утро», помогала запускать популярное ток-шоу «Большая стирка». Сегодня она снимает документальное кино. Недавно в Минске продюсер представляла фильм «Завещание Леонардо, или История одного ограбления». Его авторы следили за интригой вокруг полотна, предположительно принадлежавшего кисти Леонардо да Винчи, присутствовали на уникальных раскопках во Флорентийском монастыре Святой Урсулы, где, судя по документам, была захоронена Мона Лиза, и проводили свое собственное расследование, чтобы ответить на вопрос, существует ли на свете еще одна «Джоконда». Незадолго до презентации Лариса Кривцова встретилась с нами и поделилась своим мнением о современном ТВ, профессии журналиста и искусстве документального кино.


Фото: format-a3.ru

— Вы сами часто смотрите телевизор?

— Знаете, да. Работать на телевидении и не интересоваться, что там показывают, непрофессионально. Ты должен понимать, на каком поле трудишься, что является твоей конкурентной средой, чтобы быть в тренде. Я смотрю выборочно — только документальное кино и программы нового формата. Увы, сегодня в телевизионной журналистике некому работать.

— Почему? Вузы же выпускают достаточно специалистов.

— Да, но по-настоящему профессией мало кто владеет. Ты должен быть актером, режиссером и оператором одновременно. Такой конвергентный журналист — надо уметь все. Хорошо владеть видеоязыком — значит, рассказать историю и вызвать эмоцию. Это сродни искусству: с холодным сердцем ничего не получится.

— А для развлечения ТВ-программы включаете?

— Нет. Хотя большинство аудитории именно этот формат и воспринимает. Поэтому на каналах такое количество ток-шоу. Но я отдыхаю по-другому: например, много путешествую. И поэтому придумала проект про путешествия. Мне интересно: я знакомлюсь с огромным количеством людей, узнаю много новой информации и еще на этом деньги зарабатываю. Каждый новый проект — эта такая гимнастика, которая не дает тебе стареть и делает твою жизнь нескучной. Я получаю удовольствие в работе.

— Вы критично отзываетесь о теперешних ток-шоу, хотя сами когда-то стояли у их истоков...

— Тогда это было необходимо как психологический эксперимент. Люди после развала Советского Союза не знали, куда деться, общество напоминало сосуд, в котором все кипит. И вот мы придумали «Большую стирку»: приходи к нам, рассказывай про свои проблемы. Такая площадка для выброса негативной энергии. Думали, что потом в стране все изменится и этот формат сойдет на нет. А оказалось, что он понравился. И шоу становились все глупее и примитивнее.

Раньше были какие-то правила. А сейчас? СМИ способны раскачать сознание до бесконечности. Мы должны быть ответственными за то, что делаем, иначе следующим этапом получения рейтингов станет показ убийства в прямом эфире. И это будет, поверьте. Потому что чем выше рейтинг, тем больше денег заплатит рекламодатель.

Если бы я сегодня была руководителем канала, не знаю, как бы себя повела. Но поскольку я свободный человек, то могу отказываться от той работы, которая мне не нравится или которая, как мне кажется, будет вредить зрителю.

— Документальные телефильмы, которые вы теперь создаете, — насколько это трудозатратный жанр?

— Это очень сложная и неблагодарная с точки зрения финансов работа. Снимать большое исследовательское кино долго и дорого (фильм «Завещание Леонардо, или История одного ограбления» готовился пять лет), но мне интересно.

— Как сделать документальный фильм увлекательным и одновременно глубоким?

— Это все равно, что написать хорошую книгу. Знаете, сколько мы перемонтируем материал, для того чтобы получилось достойное кино? Например, картина про Зощенко мне не давалась: я ее пересняла четыре раза. Производство документальных фильмов — это целая наука, и за пару минут всех секретов не расскажешь.

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Как оказаться в раннем Средневековье?

Как оказаться в раннем Средневековье?

Действительно ли в акватории современного города можно увидеть и даже проплыть на паруснике викингов?

Общество

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Хотя только собирается выйти на рынок труда.

Калейдоскоп

Чем Одесса привлекает туристов

Чем Одесса привлекает туристов

Это — недорогой относительно других курортов отдых.