Вы здесь

Журналист «СЕ» побывала в музее предприятия «Красносельский Ювелирпром»


Если в Турцию едут за шубками, то за качественным золотом знающие люди отправляются в Кострому, а точнее — в городской поселок Красное-на-Волге. Из почти 1500 ювелирных предприятий Костромской области 370 работает именно здесь. Прикоснуться к искусству костромских мастеров удалось во время пресс-тура, организованного Министерством информации Беларуси и информационно-аналитическим управлением Костромской области. Теперь-то я наверняка знаю, что прежде чем утонуть в том разнообразии золотого и серебряного ассортимента, который предлагают здешние магазины, стоит вначале побывать в музее легендарного предприятия «Красносельский Ювелирпром». В следующем году оно отмечает свое столетие.


На­талья Мас­ло­ва посвятила род­но­му предприятию  бо­лее 40 лет сво­ей жизни.

История в сувенирах

Кстати, экскурсовод Наталья Маслова — тоже почти легенда предприятия. Тут она проработала более 40 лет, начинала инженером-технологом, а сейчас рассказывает об изделиях своих талантливых коллег потрясающие истории. Музей берет начало в конце 60-х годов, и тут собраны все уникальные вещи, которые создавались творческим коллективом на протяжении всего существования предприятия. Коллекция уникальная. Не удивительно, что экскурсия начинается с нетипичного, на первый взгляд, экспоната — трона (точнее, его копии) первого русского царя из рода Романовых — Михаила Федоровича. Трон здесь появился в 2013 году в преддверии празднования 400-летия династии. Как напоминание о том, что первый из Романовых — Михаил Федорович — из костромичан, получил приглашение на царствование в стенах Ипатьевского монастыря — жемчужины Костромской области. К приезду московского посольства был срублен трон, и Михаил Федорович торжественно принимал на нем высоких гостей. Теперь каждый из посетителей музея может с первых минут пребывания в главной сокровищнице предприятия (да и вообще всего края) почувствовать себя царем.

В конце 60-х красносельский завод был единственным ювелирным предприятием в Костромской области. Все изделия делались вручную, но стоили тогда очень смешные деньги. И только 12 лет назад тут решили наиболее трудоемкие вещи изготавливать исключительно в серебре. Сегодня на «Красносельском Ювелирпроме» создается более 10 тысяч наименований продукции — ювелирные украшения из платины, золота и серебра, посуда, столовые приборы, украшения для интерьера. «Тонна серебра уходит от нас ежемесячно, золота — до 150 килограммов, — уточняет Наталья Маслова. — Именно такие запросы на нашу продукцию сегодняшнего рынка».

Кровавая артель

До 1919 года в поселке практически в каждом доме и в каждом дворе была своя ювелирная мини-мастерская. Кто-то специализировался на изготовлении полуфабрикатов, кто-то отливал, кто-то штамповал, кто-то вручную изготавливал сувениры из проволоки (скани). Призыв объединяться в единую артель с приходом новой власти многие просто игнорировали. Протесты были восприняты как белогвардейский мятеж, и в поселок для подавления инакомыслящих направили отряд латышских стрелков. Красное оправдало свое название. Старожилы говорят, что вся дорога от Волги до центра поселка была усеяна телами и залита кровью. Стрелки безжалостно рубили и стреляли всех, кто попадался им на пути. Не смотрели кто перед ними, взрослый или ребенок. Погибло много лучших мастеров. Акция запугивания сделала свое дело — в апреле 1919 года артель была создана, к августу того же года уже все собрались под одной крышей. Ассортимент был не самый широкий, делали в основном значки, пуговицы для гимнастерок, пряжки для ремней, ложки, украшения для женщин, портсигары.

Покорили даже Париж

В конце 1930-х предприятию была доверена честь представлять ювелирную отрасль СССР на выставке в Париже. Искушенной европейской публике была показана коллекция дамских украшений из скани, герб СССР в технике скани диаметром 50 сантиметров и чайный столик, сервированный миниатюрными чашками, самоваром, кофейником с молочником. Эти изделия так поразили парижан, что на память о мастерстве костромских ювелиров они попросили оставить им миниатюрный кран от самовара и крышечку от чайника. Недавно на предприятии вновь вспомнили эту историю. Губернатор области Сергей Ситников во время одного из посещений обратил внимание на отсутствие этих крошечных деталей. Ему рассказали историю, на что он очень удивился: неужто у вас мастера перевелись? И новый комплект недостающих деталей незамедлительно был сделан.

Парижскую историю вспомнили и во время посещения музея костромскими депутатами. Один молодой человек вдруг неожиданно заявил, что у него есть такой же сувенир, только столешница не из яшмы, а серебряная. И очень был удивлен, когда Наталья Маслова безошибочно назвала его фамилию — Метлин. Именно Леонид Метлин, талантливейший мастер предприятия и, как оказалось, родственник молодого человека, был автором этой красоты.

Со знаком качества

В 1969 году к своему 50-летию предприятие получает одну из высших наград СССР — орден «Знак Почета». На сегодня это единственный производитель ювелирки на всем постсоветском пространстве, который имеет такую почетную награду. На предприятии гордятся, что сохранили и традиции, и кадры. Таких мастеров, утверждают тут, больше нет ни на одном ювелирном предприятии. Сохранено здесь и редкое сканно-филигранное производство. Чеканка сегодня вытеснена гальванопластикой, которая дешевле в десятки раз. А вот стоимость тех же икон со сканно-филигранными окладами доходит до полумиллиона российских рублей (до 7600 долларов). Еще в XV веке красносельские мастера работали в технике скани, а сейчас эта технология доведена до совершенства. Таких рисунков, которые набирают из проволоки мастера предприятия, нет нигде. Спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко, увидев однажды здешнюю красоту, сказала, что таким изделиям надо присваивать статус произведения искусства, художникам давать звания заслуженных художников России, а мастерам — Госпремии.

Жар-птица — свое­об­раз­ный  то­вар­ный знак предприятия.

Штучный товар

Изделия из скани ценятся на вес золота. Несмотря на миллионные ценники, они не задерживаются на предприятии. За некоторыми изделиями идет настоящая охота. В коллекции есть лев, за которого предлагали 15 миллионов российских рублей (228 тысяч долларов), но он так и не был продан.

— Мы тайком делали его в подарок нашему руководителю целый год, — делится историей Наталья Маслова. — Он по знаку зодиака Лев. На изделие пошло 15 кило медной проволоки. Для нас это очень важный сувенир. Поэтому ни на какие предложения его продать мы не идем. Львят выпускаем, но попроще и в серебре. Изделия из меди дешевые, а все, что связано со сканью, неповторимо — ручная работа.

«Тройка» Рафаила Медведева тоже одна из востребованных работ. Сейчас он на заслуженном отдыхе, а традиции продолжает его дочь Татьяна — ведущий художник предприятия. Она — автор «Тройки свадебной», которую можно увидеть в музее. Наталья Маслова говорит, что это был частный заказ, покупатель готов был отдать за него 15 миллионов, но сделка так и не состоялась. На предприятии ждали в гости президента Татарстана и покупателя попросили немного потерпеть, дать возможность высокому гостю оценить работу. Но обидчивый заказчик отказался от сувенира. И здесь по этому поводу не особенно переживают. «Свадебная тройка» сделана с таким мастерством, с таким изяществом, что еще не было выставки, где бы работа не взяла диплом высшей пробы. Еще одна художественная работа Татьяны — казанская мечеть Кул-Шариф в масштабе 1 к 100. Изделие изготавливалось в качестве подарка на 1000-летие Татарстана. Сегодня оно является украшением одного из приделов мечети. Каждые пять лет подарок возвращается на предприятие для промывки. Скань только на производстве можно очистить до той белизны, какая была первоначально. Казанцы свою мечеть называют жемчужиной города, а красносельскую — жемчужиной в жемчужине. На одном из снимков музея запечатлен момент, когда муфтий рассказывает про подарок жене бывшего американского президента Билла Клинтона — Хиллари. На лице американки нескрываемое удивление и восхищение. Говорят, что Хиллари просто замерла в изумлении при виде такой красоты.

Икона для Ипатия и заколдованная ваза

Каждый год предприятие выпускает в серебре по одному культовому зданию в масштабе 1 к 100. Настоящее произведение искусства — Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Миниатюрные фигурки ангелов и архангелов выполнены так, что можно рассмотреть на их лицах даже мельчайшие морщинки.

В 2013 году мастера изготовили подворье Ипатьевского монастыря в рамках празднования 400-летия дома Романовых. А несколько лет назад получили заказ изготовить в технике чеканки оклад для иконы Божией Матери, которая находится в иконостасе монастырского храма. На его изготовление ушел год, а спустя две недели после того, как оклад водрузили на икону, она замироточила...

Есть в музее своеобразный оберег — ваза, которая не тускнеет на протяжении почти шести десятков лет. Состоит она из более чем миллиона деталей, скань — чуть толще человеческого волоса. Мастеров по пайке такой скани можно по пальцем пересчитать. И научиться этому сложно, нужен талант. Наталья Маслова вспоминает сына заслуженного художника России Ивана Орлова — Юрия: паял как бог, хотя не заканчивал ни какого учебного заведения.

Красносельские мас­те­ра  воспроизвели па­ро­ход «Ме­жень», на ко­то­ром в Кост­ро­му  прибыла семья Николая ІІ.

Блеск без обмана

Уход за серебряными и золотыми изделиями — отдельная тема для разговора. Со временем металл тускнеет, и не все в курсе, как вернуть ему прежний блеск. Это, конечно, можно сделать и в домашних условиях. Если изделие без ювелирных вставок, все, что нужно для его промывки — это стакан воды, несколько капель нашатыря и любое моющее средство (сгодится и обычный шампунь, и «Ферри»). Закрываете стакан ладонью и вращаете по принципу галтовочного барабана. Через 12 минут все сияет и блестит. Остается только промыть изделие и насухо протереть. Ведь даже дистиллированная вода оставляет подтеки. А цепочку хорошо чистить зубным порошком, толченым мелом или зубной пастой — насыпаете абразивчик в тряпочку, внутрь помещаете изделие и перемещаете его туда-сюда. Наталья Маслова не советует пользоваться йодосодержащими кремами и увлекаться специальными средствами для очистки серебряных и золотых изделий, которых сегодня полно в продаже:

— Они дают сиюминутный эффект, но, как в сказке про Золушку, скоро все становится таким темным, что трудно и в цианитах отмыть.

Очень важно при сдаче в промышленную чистку предупреждать, из чего сделан металл. Однажды на предприятие привезли цепочку и сказали, что она медная и покрыта серебром. Ее поместили в раствор, а она рассыпалась на звенья. Оказалась — серебряная.

А еще свойство драгметаллов тускнеть очень часто в своих аферах используют шарлатаны. Например, предлагают вам проверить, есть ли на вас порча. Просят снять кольцо и чиркают им по вашей руке. О, ужас, остался черный след. «Вас сглазили!» — выносит приговор мошенник. «Не верьте обманщикам, — советует специалист. — Это все свойства металла, а еще наша восприимчивость на них. Одно время серебро на мне становилось золотистого цвета, и все думали, что это золото. А моей коллеге давали на день поносить серебряные вещи. Они на ней светлели. Некоторые люди знают это и пользуются доверием граждан. Одной аферистке, которая мне однажды за деньги хотела снять порчу, я прочитала целую лекцию из курса технологии металлов на предмет того, что и золото, и серебро имеют свойства окисляться. Видели бы вы ее лицо».

Нелли ЗИГУЛЯ

Костромская область

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.