Вы здесь

Бизнес по франшизе = быстрые деньги?


Как предпринимателю не набить шишек на старте.

«Мне всегда казалось, что франшизы — это для слабаков. Мол, у тебя нет фантазии, чтобы придумать что-то свое. Но это хороший способ заработать деньги», — делится один из предпринимателей. Об открытии бизнеса по франшизе и подводных камнях этого дела рассказывали на недавнем семинаре в рамках проекта по содействию занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Беларуси (он реализуется Программой развития ООН и Министерством экономики нашей страны при финансовой поддержке России). Мы посетили эту встречу и записали самое интересное.


Идешь в медицину — имей терпение

— Всегда хочется рассказывать только о позитивные результаты, но мы сталкиваемся и с непредвиденными обстоятельствами, — заметил в начале своего выступления Виталий ШИЯНОВ, председатель наблюдательного совета Независимой лаборатории INVITRO в Беларуси.

Эта медицинская компания открылась в 1995 году в России. Сегодня у нее есть более 1100 офисов в разных странах. У нас лаборатория представлена ​​в 20 городах.

Виталий Шиянов признается: запускать франшизу в медицинском сегменте в Беларуси непросто. Первая причина — ценообразование на рынке медицинских услуг. Поскольку этот бизнес имеет социальную направленность, государство налагает определенные ограничения. Вторая — серьезные требования к организации дела. Начиная от помещения и заканчивая персоналом.

— Все медицинские работники частных учреждений должны быть с первой или высшей категорией. Когда в 2015 году вышел указ Президента № 475, у нас далеко не все медсестры соответствовали таким требованиям. И было проблемой набрать нужный персонал, — рассказывает бизнесмен.

Что касается помещений, то найти готовое под медицинские услуги практически нереально: нужно много вкладываться в ремонт.

— Чтобы запустить бизнес в этой сфере, медицину надо любить, — уверен Виталий Шиянов. — И иметь терпение, так как это не быстрые инвестиции. Только от момента заключения контракта до открытия франшизы проходит минимум год. Не хочу обидеть коллег из кафе, но это не пирожками торговать.

Нужно быть также готовым к тому, что компания, которая выдает франшизу, будет диктовать свои правила игры, потому что ей важен собственный имидж. Так, в медцентрах INVITRO нельзя делать аборты — штрафные санкции за это для предпринимателя достигают 500 тысяч евро.

Где поставить торговую точку?

Виталий МАКЕЙ, владелец одноименной компании по выпуску авторских изделий из кожи, прошел путь от ремесленника до бизнесмена. Когда он увидел, что его продукция стала известна, стал открывать собственные магазины, вместо того, чтобы отдавать сумки и кошельки на реализацию в торговые сети. Пробовал разные варианты — «островки» в торговых центрах, пристеночные пункты, отдельные магазины.

— Мы увидели, что наши изделия в «островках» не продаются. Весь товар оттуда возвращался. А дело в том, что в таких пунктах делают импульсивные покупки. Берут, например, зарядки для телефонов. А у нас серьезный продукт, — делится опытом выступающий.

Теперь владелец компании сам предлагает франшизы. Говорит, чтобы открыть магазин, специального образования не нужно. Главное — чтобы было желание и нравился товар.

Изделия Виталия Макея продаются в девяти странах мира. Среди них — Великобритания, Чехия, Германия. Скоро магазины появятся в Португалии и Испании. Предпринимателям он советует слушать советы компаний, выдающих франшизы, — те уже набили шишек и знают, как заставить бизнес работать.

Технологии повышают эффективность

IТ-разработки нужно внедрять в различные сферы. В этом уверен исполнительный директор российской сети кофеен японской и паназиатской кухни Муbox Роман ОРЕШКИН. Он рассказал о программном обеспечении, которое помогло компании стать более эффективной.

Да, они разработали свою программу для кассы. Из изюминок — продавец видит на экране, сколько ему осталось до выполнения дневного плана.

— Чем более короткий отрезок времени на задание вы выставляете для линейного персонала, тем эффективнее идет работа. У нас через это нововведение (до сих пор ориентировались на месячный план) стало продаваться на 3-5 процентов больше товара.

Компания создала также собственный колл-центр. Как только оператор снимает трубку, перед ним на мониторе выскакивает вся история обращений клиента — его адрес, позиции в меню, которые он чаще заказывает. Это сокращает время звонка.

Еще одна полезная находка — task manager. Ее подсмотрели у западных компаний. Суть в том, что работник отмечает в мобильной программе, что он когда делает: заходит на склад, едет в банк или в проверяющие органы. Это позволяет увидеть, на что тратится рабочее время.

А для руководителей сети кофеен придумали программу, которая выводит на экран компьютера все ключевые показатели работы каждого отдела. Так легче следить за большим бизнесом и оперативно принимать решения.

Все эти «навороты» позволили компании увеличить частоту заказов — среднестатистический гость стал заходить в кафе (или пользоваться его доставкой) не раз в 2,3 месяца, а раз в 1,7 месяца.

Сложности первопроходца

Бизнесмен Алексей САДОВОЙ развивал много проектов. Один из них — барбершоп Firm (франшиза киевской мужской парикмахерской). Когда предприниматель его открывал, такие заведения еще не были популярны в Беларуси. Он отмечает, что быть первопроходцем всегда сложно.

— Я спросил приятеля, который открыл салон красоты для жены: «Как думаешь, мужская парикмахерская — хорошая идея?» Он ответил, что это катастрофа. «А как же ламинация, покраска корней? Это же самое дорогое! А стричь мужчин невыгодно». Хорошо, что я его не послушал, — улыбается Алексей Садовой.

Он, кстати, развенчивает миф, что запускать бизнес за рубежом намного проще. Один только пример: когда он открывал барбершоп в Вильнюсе и хотел сделать вывеску над ним, пришлось обойти всех жильцов этого дома и получить их разрешение.

Как правильно выбрать франшизу? Бизнесмен советует обращать внимание на то, насколько компания успешна, есть ли у нее «подражатели» (плохое копировать не будут) и представлена ли ​​она в соседних странах (если так, то это стоящее предложение).

— Франшиза — самый быстрый способ масштабирования бизнеса, — подытоживает он. — Делая штучные проекты, я вкладывал больше усилий и зарабатывал меньше.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.