Вы здесь

Дом в деревне: ухаживать или разрушать?


Именно этим принципом руководствуются отдельные владельцы частных построек, которые им достались в наследство.

Таких ветхих зданий не очень много, но именно они невольно привлекают взгляд: среди поля, на месте которого еще недавно была деревня, стоит одинокая постройка в зарослях. Но руководители исполкомов говорят: не имеем права снести — без разрешения владельца. А последних между тем ищут днем с огнем. При помощи запросов к правоохранителям, опросов бывших соседей и даже кропотливого изучения социальных сетей.


Подведение результатов работы постоянной комиссии по экономике, бюджету, финансам и коммунальной собственности Гомельского областного Совета депутатов в Ветковском райисполкоме.

Таким образом, председатели сельских исполкомов становятся детективами по совместительству. Об этом в Ветковском районе они и рассказывали членам постоянной комиссии по экономике, бюджету, финансам и коммунальной собственности Гомельского областного Совета депутатов. Главной темой выездного заседания стало эффективное использование земельных участков после сноса старых и пустующих зданий.

Ветковский район — один из тех, которые после чернобыльской аварии вошли в число особо пострадавших. Отсюда уехало около половины всего населения, а названия шести десятков деревень были вообще вычеркнуты с карты.

Между тем райцентр Ветка находится настолько близко от Гомеля, что местные жители ездят на работу в областной центр. И наоборот: многие гомельчане ежедневно направляются сюда на работу. Их можно понять: дольше будет добираться в Гомеле с одного конца города на другой, чем за 20 минут на маршрутке до Ветки.

В отдельных населенных пунктах, например в Хальче, — состоятельные загородные дома, владельцы которых здесь живут постоянно, а бизнес ведут в Гомеле. Деревня Хальч стоит по-над Сожем, и отсюда открываются необычайно живописные пейзажи. К тому же она находится непосредственно на автотрассе. А до Ветки добраться — пешком мост перейти.

Председатель Ветковского районного Совета депутатов Виктор Масейков говорит, что именно наличие реки, как и в древние времена, сегодня определяет судьбу населенного пункта: будет он жить и развиваться или уйдет в историю. И останется память о нем только в виде экспонатов знаменитого на всю страну Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций.

Таким образом, благодаря реке Сож в Хальче сегодня живет более 700 человек. Здесь проложены газопровод с водопроводом, есть базовая школа, садик, популярные агроусадьбы. Участки, на которых ветхие постройки сносятся (такая судьба постигла столовую, мастерские, лагерь отдыха), тут же покупаются с аукциона. Приобретают молодые семьи — чтобы строить дома с перспективой здесь жить долго и детей рожать. Аналогичная картина в агрогородке Радуга, где 270 домов, а в местной школе учится 129 школьников.

В деревне Борки — все по-другому. Председатель Даниловичского сельисполкома Владимир Шапаров отмечает, что этот небольшой населенный пункт спасли предприниматели. Здесь осталось девять домовладений, а 17 гектаров земли теперь принадлежат фермерскому хозяйству «Грин Валей». За шесть лет Дмитрий Хомяков и Владимир Мамочкин построили здесь бизнес, в который втянули и местное население. Пять человек работают прочно, и очень много привлекается к сезонным работам. Кстати, сейчас активно идет раскорчевка зарослей. На месте, где от них избавились несколько лет назад, стоят голубые ели в кадках, можжевельник, туи, голубика и много других красивых растений, которыми обычно украшают парки, скверы и состоятельные усадьбы. Кстати, большинство фермерской продукции ориентировано на экспорт. Россия граничит с Ветковским районом, и декоративные деревца там пользуются большим спросом.

В деревне Замостье сегодня 10 домов и пять жителей. 20 домовладений снесено, и все эти земли введены в севооборот. Вот здесь депутаты видят пример небережливости владельца какой-то развалюхи, в которой, между прочим, он зарегистрирован официально. Сам не живет и порядок вокруг хибары не наводит.

— Мы с такими постоянно работаем, — вздыхает председатель сельского исполкома.

А это значит, человеку пишут бесконечные предписания. Их воздействие на совесть, кстати, заканчивается по-разному. Одни наконец все взвешивают и официально отказываются от собственности. Другие в последний момент перед судом решают, что она им все же понадобится, и бросаются срочно наводить порядок. Отдельные (даже из-за рубежа) приезжают сюда, только чтобы в последний раз посмотреть на родину предков, — и остаются навсегда. Родовое имение пробуждает чувства, и тогда усадьба оживает.

— В деревне Присно, где почти полтысячи человек, достаточно проблемных домов, — говорит председатель Приснянского сельисполкома Леонид Ксендзов, — но и здесь многие приспособили отцовское наследство под дачи. А вот рядом, в деревне Борченки, снесены 52 домовладения. А хозяина вот этого заброшенного дома на отшибе пока выискиваем и одновременно готовим документы в суд. В Однополье сегодня 13 постоянных жителей, а остальные, почти полсотни, — дачники. Все участки под снос выкуплены и дома строятся.

Здесь Сож также рядом, и транспорт ходит без проблем. Идиллическое изображение разрушают лишь отдельные проблемные постройки, вокруг которых аккуратно вспахана на зиму пашня. Но, уверяет представитель местной власти, в следующем году планируют завершить работу с такими заброшенными домиками.

В деревне Шерстин дорога идет вдоль грушевой аллеи. Красота, некогда искусственно созданная, добавляет проблемы местным жителям, замечает председатель Шерстинского сельисполкома Светлана Тимохова:

— Однако население само смотрит за огромными деревьями (их свыше 450), собирает плоды и убирает кругом по всей этой широкой и длинной улице. Здесь у нас за пять лет снесено 65 домов. Только в этом году — 11, два участка были проданы под дачи. Некоторые люди покидают дома в городе и на пенсии приезжают жить в деревню.

— Работа, как видите, ведется, — заключает председатель Ветковского районного Совета депутатов Виктор Масейков. — В этом году 20 гектаров вовлечено в севооборот. Хотя не все и не всегда получается сразу. Что касается Ветки, то все объекты, которые были снесены, полностью застроены или застраиваются. За последние два года в Ветке, на территории, которая некогда принадлежала известному государственному предприятию, потом была передана в коммунальную собственность, теперь построен жилой микрорайон и объекты торговли. Там и сейчас продолжается строительство. Проблемные вопросы касаются только тех домов, которые находятся в центре отдельных деревень. Там, где земли не прилегают ни к сельхозпредприятиям, ни к лесному хозяйству. Наша задача — найти собственника земли и сделать все, чтобы она не пустовала. В этом году мы в районе снесли 79 домовладений. Планируем, что к концу года их будет около сотни.

— Должен быть хозяин, который работает на земле, — уверен начальник землеустроительной службы Гомельского облисполкома Александр Матарас. — Мы увидели и положительные, и отрицательные примеры. Есть контраст между отдельными соседними сельсоветами. И все потому, что где-то не работает связка «руководитель сельхозорганизации — председатель сельсовета»: они делят, кто что должен делать, вместо того чтобы работать вместе. Однако радует, что те руководители, которые этой темой занимаются серьезно, понимают, как это должно быть. Мы, когда думаем, для каких целей использовать те или иные земельные участки, приоритет отдаем сельскому хозяйству, потому что это самый эффективный способ использования земли. Он требует минимум затрат на поддержание порядка и дает максимальный экономический эффект. Второй вариант использования таких земель — передача под лесопарковые зоны, озеленение, благоустройство, установка малых архитектурных форм. Если населенный пункт перспективный и земельные участки пользуются спросом у населения, выделяем для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов или для ведения личного хозяйства. Поскольку мы более 10 лет занимаемся этой темой, основные проблемы решили. Осталось закончить то, что где-то не доделали.

На месте зарослей — декоративные деревья фермерского хозяйства «Грин Валей».

Как отметила председатель постоянной комиссии по экономике, бюджету, финансам и коммунальной собственности Гомельского областного Совета депутатов Антонина Ежова, вовлечение в хозяйственный оборот земель, которые не используются, положительно влияет на социально-экономическое развитие каждого региона. Поэтому совместная работа органов местного управления и самоуправления, а также всех учреждений и организаций по благоустройству и наведению порядка на земле будет продолжена:

— Я здесь, в Ветковском районе, родилась. Раньше мне было трудно видеть, как все рушилось. А теперь другая картина. Если дома сносятся, значит, участки продаются. Действительно наводится порядок на земле. Снесено много построек разной формы собственности, которые не использовались. Радует то, что не только сноситься ветхое, но на этом месте строится новое. Идет постепенное возрождение агрогородков и деревень, возрождение наших корней.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.