Вы здесь

Инклюзив-театр "і" представил премьеру «Однажды в большом городе»


Чего больше в инклюзивном искусстве, которое дает возможность людям с особенностями развития социолизироваться, через творчество взаимодействовать с окружающим миром: социальной составляющей или культурной? Продюсер семейного инклюзив-театра «і» Леонид Динерштейн, например, убежден, что разделять это явление на части нельзя, — оно такое же отличительное и особенное, как его участники.


Недавно театр представил масштабную премьеру 3D-спектакля «Однажды в большом городе», поставленного по рассказу Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». На самом деле зрители уже видели белорусскоязычную постановку весной во Дворце профсоюзов. Однако на большую театральную сцену, где по-новому заиграли видеопроекции Сергея Исакова и красочные декорации художницы Анны Силивончик, где хватило места более чем ста участникам, среди которых не только восемь детей с аутизмом, но и другие юные актеры-воспитанники театральной студии Ирины Пушкаревой ( самому младшему нет еще и трех лет), и их родители, и профессиональные актеры, и хор «Музычныя пацеркі» столичной музыкальной школы № 10 имени Глебова, — так вот, на «настоящую» сцену проект попал впервые. Более того, спектакль вошел в репертуар Белорусского музыкального театра и следующий раз будет показан в ноябре.

Оригинальный сюжет у Достоевского — далеко не веселая и вообще не детская сказка, это полное боли повествование о мальчике, который накануне Рождества потерял всю свою семью и остался замерзать на улицах города, пока другие пировали и веселились. Но вместе с тем это философская история, в которой рождественское круг символизирует круг жизни, а ангельский хор на волшебной Христовой елке — надежду на лучшее, на то, что даже в большом городе есть кто-то неравнодушный к страданиям других людей. Видимо, поэтому маленькие и взрослые зрители — а ходить на спектакль лучше тоже семьями — интуитивно читают художественные символы, без дополнительного объяснения понимают вплетенные в постановку белорусские обряды и традиции и, сочувствуя судьбе главного героя, в финале одновременно плачут, смеются и аплодируют до боли в ладонях... Кроме того, как рассказал на медиаплощадке Sputnik режиссер Андрей Курейчик, сын которого также занят в постановке, сами дети-актеры "получают колоссальную отдачу от взаимодействия в уникальном инклюзивным среде, я й учатся дружить, учатся понимать друг друга даже лучше, чем мы, взрослые». «И, например, лично я уверен, — говорит господин Курейчик, — что актерский потенциал, органику детей с аутизмом можно с успехом использовать в серьезном кинематографе: они очень красивые и внутренне благородные, по-настоящему глубокие и подлинные, не склонные к ношению актерских масок. В своих будущих кинопроектах, по крайней мере, я готов использовать такой актерский ансамбль».

Спектакль «Однажды в большом городе» стал шестым в не очень долгой биографии инклюзив-театра «i». Пока сложно прогнозировать, как надолго он пропишется на подмостках музыкального театра, но почти 400 «билетных» зрителей — для студийцев это уже большое достижение. И, как считает продюсер Леонид Динерштейн, не последнее. «Один из наших мальчиков, Константин Жибуль, придумал историю о восьми чувствах, каждому из которых дал определенный цвет и очередность; по этой истории мы решили поставить спектакль, составленный из восьми 10-минутных новелл, — полагаю, ближе к следующему лету уже сможем показать его. Есть и еще несколько творческих задумок. Вообще, в театре — три сильных режиссера, три мастерских, а потому ежегодно мы можем «стрелять» тремя спектаклями —тем более все ведущие белорусские актеры, с кем я разговаривал, готовы играть в этих антрепризах».

Кстати, этой осенью режиссер Сергей Исаков представил общественности свой новый документальный фильм «Кто последний?», который снимался в инклюзивном театре в течение 1,5 года. Его герои — особые дети Миша, Константин, Влада и Макс — через театр при поддержке команды педагогов и психологов прошли большой путь по адаптации в обществе: кто-то пошел в обычную школу, кто-то перестал бояться говорить с людьми. Главный посыл фильма — вдохновляющий успех и опять же — надежда для многих родителей, которые впервые столкнулись с диагнозом «аутизм»: если не опускать руки, многое можно изменить к лучшему. И даже если из этих детей не вырастут новые Вуди Аллен, Стэнли Кубрик, Боб Дилан или Вирджиния Вульф (у всех этих знаменитых людей наблюдались определенные формы аутизма), они смогут найти свое место в мире и развиваться наравне со сверстниками. Теперь фильм начнет свою фестивальную историю — а также, как обещают его создатели, будет показан во всех регионах Беларуси.

Виктория ТЕЛЕШУК

Выбор редакции

Экономика

В сельском хозяйстве надо кардинально менять повышение квалификации

В сельском хозяйстве надо кардинально менять повышение квалификации

«МС» побеседовало с известным в Беларуси ученым-аграрием.  

Общество

«Студентов нужно задействовать в кухне по «приготовлению» знаний»

«Студентов нужно задействовать в кухне по «приготовлению» знаний»

Ректор БГУ про нешаблонное мышление, эвристическое обучение и отказ от монолога.