Вы здесь

Хэллоуин и Деды: подумать о сакральном


Иногда хочется заглядывать в суть вещей и пытаться разобраться, что же они на самом деле значат. Думаю, это правильное стремление. Давайте попробуем попрактиковаться.


Хеллоуин считается самым «страшным праздником».

Хэллоуин — довольно модный праздник. В нашей культуре он упоминается лет двадцать. А вот у американцев давным-давно успел прочно занять свою нишу и даже приносит хорошие деньги:

«Важной традицией празднования Хэллоуина является организация «аттракционов, населенных призраками», главная цель которых приятно напугать посетителей. Старейшим подобным аттракционом считается «Населенный привидениями дом Ортона и Спунера», открытый в 1915 году. В большинстве случаев этот бизнес имеет четкие сезонные рамки. От обычных «домов с привидениями» аттракционы отличаются использованием стогов сена и кукурузных лабиринтов в символике. Подобные мероприятия приносят США примерно 300-500 миллионов долларов в год и привлекают до 400 000 клиентов... К таким аттракционам предъявляется ряд требований. Кроме стандартного соблюдения правил безопасности, они должны быть оборудованы знаками, которые предупреждают о густом тумане, громком звуке и другом. Обычно посещение этих аттракционов закрыто для беременных женщин и людей со слабым сердцем...»

«Приятно напугать посетителей» — такая формулировка представляется довольно спорной. Насколько испуг может быть приятен? Где-то приходилось читать, что даже сильно разыгрывать человека не стоит. Ведь определенные неверные данные или события выдаются за подлинные, организм того, на кого они направлены, переживает шок — он воспринимает то, что только что произошло, за чистую монету, получает определенный удар. И тут кто-то скажет: «А мы пошутили!» Знатоки того, как устроен человек, говорят, что нанесенный такой ситуацией отрицательный эффект уже не исправить. Человек, над которым пошутили, успел «усвоить» то, что произошло. Поэтому новые сведения о шутке хоть и приносят облегчение, но лишь частично. Человек уже испуган, разочарован, огорчен... Хотя кто-то и сигналить потом: «Не бери это ни до головы, ни до сердца». Уже же взял!

А что происходит, когда люди на Хэллоуин надевают черные мантии, на голову цепляют рожки, могут еще и хвостик небольшой повесить (будто чертов, а чей же?). На лицах рисуют выражения ужаса и страха. Самыми человеческими в таком образе остаются глаза, — но они в таких случаях часто действительно испуганные, на грани отчаяния. Попробуйте присмотреться сами.

Так в кого же играют молодые люди, подписываясь на такой маскарад? Это изображения нечистой силы — ее образ человек примеряет. Помнится, в подростковом возрасте я иногда думала про некоторых своих друзей, что они лезут вон из кожи, пытаясь казаться более начитанными, творческими, чем есть на самом деле, — но они не такие, думала я. А после поняла простую истину, что кем человек себя выставляет, образ кого принимает, тем он и является... Читает книги чаще других — и действительно делается книголюбом. Постоянно экспериментирует с одеждой — со временем на самом деле делается модником. К кому же рискуют приблизиться люди, которые примеряют на себя образы, предлагаемые Хэллоуином?..

Есть и другие праздники, с которыми не все так однозначно. Думаю, когда вы узнаете, о чем я хочу говорить, правильно будет сделать приписку: «Мнение, высказанное в колонке, отражает позицию автора и может не совпадать с мнением читателей»... Стоит направить внимание на праздник Деды. И здесь нужно сделать сразу несколько предварительных комментариев. Во-первых, Деды — это древний праздник, в котором, как и во многих традициях белорусов, смешались языческая и христианская обрядности. Во-вторых, в некоторых семьях и сегодня именно на Деды вспоминают про своих умерших предков. В-третьих, Деды иногда определяют как общий праздник памяти, когда люди стараются вспомнить личностей, не близких им по крови, зато важных для культурного контекста и истории страны.

Но если обратиться напрямую к сети, вот какую информацию там можно найти о Дедах:

«Считалось, будто на эти праздники души умерших приходят к своим потомкам и, невидимые, угощаются за семейным столом... В наиболее архаичной форме празднование Дедов сохранилось только у белорусов. «Дедовская» обрядность вообще имеет древнее, языческое происхождение и уходит корнями к первобытному культу предков... Наиболее широко праздновались Осенние Деды. В этот день все домашние мылись в бане, но оставляли после себя немного чистой воды и веник: считалось, что деды (души умерших предков) также должны прийти и помыться. Обычно люди шли на кладбище, оставляли угощение (хлеб, печенье). Считалось, что птицы, которые съедают эти сладости, и есть души предков, что прилетели из теплых краев. Часто в честь каждого умершего распаливали отдельный костер. Из дома из печи приносили горячие угли, которые насыпали на могилы, а горшки разбивали вдребезги...»

Кажется, что такая информация является довольно небезопасной. Давайте попробуем посмотреть в суть тех действ, что описаны выше. На кладбище приносится пища? Кто ее съедает? В лучшем случае собаки или люди без определенного места жительства. Но, неся еду, люди рассчитывают не на них, а на мистического умершего. Будем смотреть правде в глаза, умерший человек не имеет способности есть, — он находится в другом, бесплотном мире. Но в результате такого ритуала человек, сам того не зная, действительно обращается к духам. Оставить в бане немного чистой воды и веник... Нигде в Библии мы не встретим слов о том, что Богу (который иногда странным образом тоже попадает в этот контекст) нужна вода или веник, чтобы помыться. Значит, рассчитан ритуал на определенных духовных существ. И, если называть вещи своими именами, то речь идет об анимизме — языческое верование в духов.

Я понимаю, что нить различий между традиционной народной культурой и обращением к другому, невидимому темному миру довольно тонкая — и не все ее видят. Но сущностная разница есть, и лучше ее не путать.

Примерять ли на себя образ лукавого на Хэллоуин, открывать ли двери своего дома на Деды, подготовив еду и рюмку для духов (Бог в таких случаях не прилетает, он отвечает на простые молитвы, обращенные к нему лично) — тот, кто делает это, чаще всего не задумывается о смысле и думает, что это просто игра или дань традиции. Но обратный ответ в такой игре может выходить за пределы человеческой компетенции...

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.