Вы здесь

Какие тайны хронит Гродненское поселение


Реконструкция раскрывает новый облик Старого замка, но споры вокруг нее не затихают

Главный конфликт — как сохранить аутентичность? Этим обеспокоены не только сами белорусы, но и соседи-поляки, которые считают замок частью своего наследия. Польские СМИ неоднократно брали под сомнение ход реконструкции исторического объекта. Чтобы снять эти вопросы, белорусская сторона пригласила польских специалистов познакомиться с тем, что делается на месте. После встречи они вынесли свой вердикт — реконструкция гарантирует сохранение аутентичной части Старого замка.

 


Как меняется вид

Более года назад началась реконструкция главного замка Гродно. И сейчас видно, какие изменения произошли за это время. Серое здание постепенно приобретает черты настоящего дворца. Главным элементом можно считать башню над входной аркой, которая будет увенчана куполом. Основной фасад ее готов, сейчас работы ведутся на крыше. Построен второй этаж галереи. Идут работы по восстановлению средней башни и крепостной стены, которая будет окружать замок. Поскольку эта ограда тянется по краю склона, его также укрепляли. Летом у стены раскопали фундамент мерной избы, на котором этот хозяйственный объект построят заново. Вообще раскопки на древнем замчище ведутся очень основательные, здесь уже сделано много находок и вытянуто из глубин веков.

В следующем году в планах завершить реконструкцию первой очереди. Параллельно ведется проектирование интерьеров входной группы.

Как сохраняется древность

Именно с того места, где сейчас ведутся работы по реконструкции замка, и начался город. Древний объект сочетает разные эпохи — от XII до XVIII веков. Следы тех времен проявляются как при снятии поверхностных слоев зданий, так и при раскопках. За год раскопали более десятка деревянных построек XIV века. В одном из помещений обнаружены остатки печи и фрагменты предметов быта. Этот кусок древности в дальнейшем будет законсервирован и станет частью экспозиции.

Сейчас немало того, что подняли из глубин истории, экспонируется в фойе замка. Здесь можно увидеть женские кольца из сплава свинца и бронзы, керамику. Одна из первых находок — древняя шахматная ладья. Кстати, подобная фигура была найдена в 30-х годах прошлого века во время раскопок основателем музея Юзефом Иодковским. Среди последних интересных артефактов — кирпич с гербом «Столбы Гедимина», который встречается на монетах XIV века.

Восстановительные работы сохранят элементы всех исторических эпох, сообщил главный архитектор проекта Олег Шимбарецкий. Например, в сводчатом потолке галереи ложится «родной» кирпич. Со стороны крепостной стены найден массив времен Витовта. Чтобы его сохранить, отказались от идеи сквозного прохода. Сюда будет вести отдельная лестница с первого этажа.

После того как выровняют бывшие дымоходы, на потолок будет возвращена древняя штукатурка.

В целях безопасности

Вместе с этим отдельные конструкции требуют обновления в целях безопасности, так как пришли в негодность и находятся в аварийном состоянии. Особенно это касается проемов и перемычек. Все они в трещинах, деформированные, поэтому будут закрепляться. Некоторые конструкции вообще стояли без фундамента прямо на песке и строительном мусоре и могли сползти вниз по склону. Польским экспертам продемонстрировали видеоматериал, на котором видно, как рабочий без всяких устройств снимает старую кладку, а она буквально сыплется со стены. Такие конструкции нужно заменить. Возникают трудности и с прокладкой коммуникаций. Понятно, что замок строился без учета инженерных сетей, и теперь их нужно «втискивать» в древний объект.

Кстати, все работы ведутся под наблюдением Министерства культуры, согласовываются даже небольшие поправки. Самодеятельности здесь никто не допускает. По словам начальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Оксаны Смотренко, реконструкция ведется согласно нормам национального законодательства, а также с учетом опыта восстановления аналогичных объектов в Польше и Литве. При необходимости находятся компромиссные решения.

Эпоха Стефана Батория

Поляки не случайно интересуются реконструкцией замка. Объект обновляется «под эпоху» короля польского и великого князя литовского Стефана Батория, который в XVI веке воссоздал замок и придал ему шикарный облик. Дворцы того периода сохранились в Варшаве и в Кракове. Заведующий отделом Министерства культуры и национального наследия Польши Михал Михальски отметил, что Стефан Баторий — это личность, которая занимает важное место и в белорусской, и в польской истории. Этим вызвано и желание поближе познакомиться с реконструкцией, о которой немало пишут польские СМИ. Чиновник сообщил, что у польской стороны накоплен значительный опыт работы по восстановлению подобного дворца и он готов оказать консультационную помощь гродненцам.

Специалисты из двух стран соглашаются, что перестройки будут довольно значительные. Замок сохранился с планировкой, которую он получил в конце XIX веке, когда здесь располагались части российской армии. По сути, он выглядел как обычная серая казарма. Теперь, во время реконструкции, планировка значительно изменяется, так как это будет совсем другой дворец. А то, что раскрывается с древних времен, по возможности будет сохранено. Вместе с тем появятся новые объекты, которые были здесь когда-то, но не дошли до сегодняшнего дня. Откуда узнали об их прежнем существовании?

Замок воссоздается по гравюре Маковского «Гродно. 1600 год». Это единственный исторический документ эпохи Стефана Батория, который дает представление о виде дворца.

— Понятно, что к этому объекту пристальное внимание, и наша задача, чтобы он просуществовал еще долго. Для этого делаем все возможное, — отметил директор института «Гродногражданпроект» Вячеслав Тарасевич. — Мне кажется, что люди, которые не так глубоко знают историю, неспециалисты, будут просто любоваться этим объектом и видеть не бывшие серые здания или остатки стен, а дворец, который будет привлекать туристов.

Интерьеры и купол

Разработка интерьера — второй этап реконструкции, и самый сложный. Во многом это обусловлено недостатком специалистов. Поэтому есть намерение привлечь к работе с интерьером польскую сторону. Особенно что касается работы с каменным декором. Сами поляки готовы вести переговоры по объемам работы и назначению конкретных специалистов для помощи в разработке интерьера.

В ходе встречи возник вопрос по форме купола, который увенчает входную башню. Он воплощен в современном проекте согласно гравюре Маковского, ведь других аналогов в истории, как известно, не сохранилось. Во время разработки проекта рассматривались и другие варианты. В конце концов остановились на первоначальном. Специалист из Польши выразила свое видение формы купола. По ее мнению, он слишком массивный. Возможно, этот вопрос будет обсуждаться более детально во время второй встречи консультационной комиссии, которая должна состояться в начале следующего года в Польше. Белорусская сторона готова рассмотреть предложения польских специалистов.

Елена Климович, начальник управления культуры Гродненского облисполкома:

— Во время встречи белорусско-польской рабочей группы поляки согласились, и мы это совместно закрепили в протоколе, что при проведении работ сохраняются аутентичные части Старого замка. Таким образом, представители министерства культуры Польши соглашаются, что работы ведутся на профессиональном уровне. Это снимает многие вопросы.

С польской стороной существует договор о культурном сотрудничестве в рамках межведомственной комиссии. Мы им показали объект, его состояние, в том числе и аварийные участки. Так, при восстановительных работах используется современный кирпич. Но и в прошлые эпохи строили замок из тогдашних материалов. Почему мы должны делать подорожание под обшивкой? Это допустимо там, где ведется кладка по образцу стены, как, например, в Кревском замке. На реконструкции Старого замка мы, где возможно, сохраняем аутентику, а где допустимо — используем новые технологии и строительные материалы. Польские специалисты, в том числе четыре профессора, представителя министерства культуры, согласились, что проект научно обоснован, и готовы нам помогать. А консультации такого рода очень нужны.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото Николая ЛАПИНА

Выбор редакции

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.  

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.

Спорт

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

С огнем Европейских игр корреспондент «Звязды» отправилась в карьеры

Среди 450 счастливчиков, которым доверено нести факел с огнем ІІ  Европейских игр, оказалась наша Дарья Лобажевич.