Вы здесь

Беларусь XVI века на сцене Большого театра


Как интерпретировать прошлое, чтобы рассказать романтическую историю.

Мы ждали от театра оперы и балета чисто белорусской постановки и дождались «Анастасии» — страшно красивого двухактового балета про Анастасию Слуцкую, татарские нападения и любовь. Музыка Вячеслава Кузнецова, либретто Анатолия Делендика (автора сценария кинофильма «Анастасия Слуцкая»), хореография Юрия Трояна и эпизод из белорусской истории, который мы мало знаем, поэтому можем по-разному обыгрывать, воплотились в новой постановке Большого.


Театр, бывает, упрекают в том, что отечественного продукта в нем не сыщешь днем ​​с огнем. Пока на его сцене поет Кармен и танцует Жизель, к белорусскому это имеет отношение только творческим составом команды, которая работает над постановками. Балет «Анастасия», что обращается к XVI веку в нашей истории и жизни вынужденной быть сильной, чтобы защитить своих детей и город, женщины, каким-то образом заполняет пробел в репертуаре. Во-первых, через историю белорусской земли, во-вторых, через материал белорусских авторов.

Изящными движениями под достойную отдельного внимания музыку Вячеслава Кузнецова артисты балета рассказывают историю главной героини: Анастасия имеет определенные чувства к князю Михаилу Глинскому, то ли во сне, то ли на самом деле, но выходит замуж за выбранного отцом Семена Олельковича. Союз подкрепляется настоящей любовью и оборачивается семейной идиллией с двумя детками, но жизнь князя Семена должна прерваться из-за внезапного нападения Хана Ахмата и его дочери Заиры. Последняя хитрым и несправедливым ударом ножом в спину убивает князя, а Анастасия в сетке оказывается подарком Михаилу Глинскому. Второй акт отдан их отношениям: Анастасия прогоняет Михаила, а он спасает ее во время очередного нападения татар.

В случаях работы с такими малоизвестными периодами остается много пространства для авторских вариаций и соблазна их романтизации. Что стало и с историей про Анастасию Слуцкую: исторический фон является лишь контекстом, что толкает сентиментальный сюжет и проявляет героев. Белорусская православная земля страдает от вероломства иноверцев, но главное здесь все же любовный треугольник — прекрасный союз Анастасии с Семеном, чтобы о его смерти больше переживали, твердость духа главной героини, которая не принимает Михаила Глинского, и поступок последнего, от романтичности которого сердце может остановиться, когда он несмотря ни на что спасает Анастасию и ее город от злодеев-татар.

Второй раз подряд — мы помним постановку «Саломея», премьера которой переносилось якобы из-за жалобы верующих — Большой театр рассказывает зрителям о жизни решительной, сильной, смелой женщины, которая преданно любит, заворачивает мир вокруг себя и движет историю. Причем рассказывает с минималистскими, но многогранными декорациями, легкими платьями и соболями на плечах, энергичным Ханом Ахматом, хитрым выгибанием Заиры, настойчивым сбором армии Анастасией.

Наверное, есть в постановке реверанс в сторону православия, которое подразумевается в декорациях и пламенных обращениях Анастасии к Богу в тяжелую минуту. Ну и ничего, если б не абсолютные преступники без принципов татары, хотя в целом балет избежал упрощенных абсолютов, мол, если любовь, то навсегда, если ты сильная, то всех победишь. Есть здесь даже с обращением к истории одновременное ее отрицание, потому что она служит лишь поводом рассказать о любви, в которую можно как можно больше добавить от себя.

Но музыка, язык тела (все же балетное искусство — великое) и независимый лоскуток белорусской земли — в премьерной постановке театра оперы и балета. Точно (если не искать повторений и нестыковок) новый белорусский проект Большого, который перенес наш XVI век на сцену, показывает, что обращение к истории может дать бездну возможностей для создания зрелищного балета.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Фото Андрея САЗОНОВА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

И как это отразится на качестве знаний?  

Калейдоскоп

Чем удивила Белорусская неделя моды

Чем удивила Белорусская неделя моды

Познакомиться с новинками от белорусских дизайнеров можно было на неделе моды, которая проходила в Минске с 7 до 11 ноября.

Общество

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

«Не бросай меня на даче», «Я тоже хочу встретить Новый год дома» — такие трогательные слова видели жители Москвы на билбордах с социальной рекламой о бездомных животных. 

Культура

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

Наряду с сладостным упоением кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками.