Вы здесь

Беларусь XVI века на сцене Большого театра


Как интерпретировать прошлое, чтобы рассказать романтическую историю.

Мы ждали от театра оперы и балета чисто белорусской постановки и дождались «Анастасии» — страшно красивого двухактового балета про Анастасию Слуцкую, татарские нападения и любовь. Музыка Вячеслава Кузнецова, либретто Анатолия Делендика (автора сценария кинофильма «Анастасия Слуцкая»), хореография Юрия Трояна и эпизод из белорусской истории, который мы мало знаем, поэтому можем по-разному обыгрывать, воплотились в новой постановке Большого.


Театр, бывает, упрекают в том, что отечественного продукта в нем не сыщешь днем ​​с огнем. Пока на его сцене поет Кармен и танцует Жизель, к белорусскому это имеет отношение только творческим составом команды, которая работает над постановками. Балет «Анастасия», что обращается к XVI веку в нашей истории и жизни вынужденной быть сильной, чтобы защитить своих детей и город, женщины, каким-то образом заполняет пробел в репертуаре. Во-первых, через историю белорусской земли, во-вторых, через материал белорусских авторов.

Изящными движениями под достойную отдельного внимания музыку Вячеслава Кузнецова артисты балета рассказывают историю главной героини: Анастасия имеет определенные чувства к князю Михаилу Глинскому, то ли во сне, то ли на самом деле, но выходит замуж за выбранного отцом Семена Олельковича. Союз подкрепляется настоящей любовью и оборачивается семейной идиллией с двумя детками, но жизнь князя Семена должна прерваться из-за внезапного нападения Хана Ахмата и его дочери Заиры. Последняя хитрым и несправедливым ударом ножом в спину убивает князя, а Анастасия в сетке оказывается подарком Михаилу Глинскому. Второй акт отдан их отношениям: Анастасия прогоняет Михаила, а он спасает ее во время очередного нападения татар.

В случаях работы с такими малоизвестными периодами остается много пространства для авторских вариаций и соблазна их романтизации. Что стало и с историей про Анастасию Слуцкую: исторический фон является лишь контекстом, что толкает сентиментальный сюжет и проявляет героев. Белорусская православная земля страдает от вероломства иноверцев, но главное здесь все же любовный треугольник — прекрасный союз Анастасии с Семеном, чтобы о его смерти больше переживали, твердость духа главной героини, которая не принимает Михаила Глинского, и поступок последнего, от романтичности которого сердце может остановиться, когда он несмотря ни на что спасает Анастасию и ее город от злодеев-татар.

Второй раз подряд — мы помним постановку «Саломея», премьера которой переносилось якобы из-за жалобы верующих — Большой театр рассказывает зрителям о жизни решительной, сильной, смелой женщины, которая преданно любит, заворачивает мир вокруг себя и движет историю. Причем рассказывает с минималистскими, но многогранными декорациями, легкими платьями и соболями на плечах, энергичным Ханом Ахматом, хитрым выгибанием Заиры, настойчивым сбором армии Анастасией.

Наверное, есть в постановке реверанс в сторону православия, которое подразумевается в декорациях и пламенных обращениях Анастасии к Богу в тяжелую минуту. Ну и ничего, если б не абсолютные преступники без принципов татары, хотя в целом балет избежал упрощенных абсолютов, мол, если любовь, то навсегда, если ты сильная, то всех победишь. Есть здесь даже с обращением к истории одновременное ее отрицание, потому что она служит лишь поводом рассказать о любви, в которую можно как можно больше добавить от себя.

Но музыка, язык тела (все же балетное искусство — великое) и независимый лоскуток белорусской земли — в премьерной постановке театра оперы и балета. Точно (если не искать повторений и нестыковок) новый белорусский проект Большого, который перенес наш XVI век на сцену, показывает, что обращение к истории может дать бездну возможностей для создания зрелищного балета.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Фото Андрея САЗОНОВА

Выбор редакции

Общество

Казахстанские журналисты увидели, как сохраняют память о Великой Отечественной войне в Беларуси

Казахстанские журналисты увидели, как сохраняют память о Великой Отечественной войне в Беларуси

Пресс-тур репортеров и блогеров был приурочен к 78-летию начала Великой Отечественной войны и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фаш

Спорт

Как представлены сборные России и Армении, а также их болельщики на ІІ Европейских играх

Как представлены сборные России и Армении, а также их болельщики на ІІ Европейских играх

Три страны Европейского экономического союза участвуют в Играх в Минске — Беларусь, Россия и Армения.

Общество

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

1 сентября в белорусские школы в небольших населенных пунктах придут 12 креативных и неравнодушных педагогов, которые должны вдохнуть в них новую жизнь.