Вы здесь

Путешествие через шесть границ по зову крови


На постсоветском пространстве еще сохраняются родственные связи между людьми, живущими в разных странах. Политики, придумавшие объединяться экономически, учитывали, что людям это объединение должно быть интересно уже хотя бы ради поддержания этих связей — самых близких, кровных. Но как получается на деле? Слетать в далекую, говорящую на незнакомом языке, экзотическую страну порой дешевле, чем к близким родственникам в места, где прошло детство.


Отчасти поэтому мой муж не виделся с родными тетками и дядей, которые остались на северо-западе Казахстана, 38 лет. А в школьные годы ездил туда с родителями каждое лето. Я тоже давно не видела свою бабушку в Оренбургской области. В декабре ей исполнится 94 года. Именно это стало поводом навестить ее, а заодно заехать в Западно-Казахстанскую область и уже оттуда — к моим родителям на Кубань. Так мы решились на длительное путешествие внутри ЕАЭС ради поддержки и возобновления родственных связей. Этот рассказ о том, сколько может стоить такая поездка и какие неожиданности она таит.

Мы отправились вдвоем на автомобиле. Наш маршрут: Минск — город Бузулук Оренбургской области России — поселок Чапаев в Северо-Казахстанской области Казахстана — село Алмалы там же — поселок Ботаника в Краснодарском крае России — Минск.

Пески Ментеке (Казахстан).

Пункт первый. Подарки

Еще до того, как мы изучили маршрут и подготовили машину к длительному путешествию (прошли плановый техосмотр), встал вопрос о гостинцах для родственников в России и Казахстане. В нашем списке оказалось 22 имени. Всем взрослым мужчинам мы купили белорусский алкоголь, женщинам — оршанские льняные вещи и бобруйский зефир, выручили нас также ярмарки ремесленников.

Напрасно мы не купили отечественные шоколад, сыровяленую колбасу и сыр. Оказалось, что в Бузулуке, например, есть фирменный магазин с белорусскими продуктами, но мои родственники не решаются там отовариваться из-за дороговизны. Поэтому они бы с удовольствием попробовали все это. Еще можно было смелее покупать белорусскую косметику, о которой в России хорошая слава и которая в Минске стоит недорого.

Пункт второй. Сервис

Сижу в Европе, смотрю на Азию. Река Урал.

Дважды мы замечательно пообедали в придорожных кафе, в том числе в российском Умете. Этот поселок городского типа на трассе М5 «Урал» на территории Мордовии — легендарное место, его еще называют кулинарной столицей России. В 90-х на участке трассы в два с половиной километра работало полтысячи придорожных кафе, т. е. буквально на каждом шагу. Сейчас осталось 78, но и от этого количества глаза разбегаются: «Кристина», «Тольятти», «Ирэн», «Нико», «Поляна», «Анастасия», «Кормилица», «МордДовинс», «Самсунг», «Лори», «Арарат», «Стоп»... Кстати, «МорДовинс» раньше назывался «МордДональдсом», но из-за претензий американской корпорации, владеющей одной из крупнейших в мире сетью ресторанов быстрого питания, небольшое придорожное кафе в российской глубинке было переименовано.

Женщина, накормившая нас в «Золотой миле» вкуснейшими щами из русской печи и шурпой, напоившая кофе из турки (за все отдали 640 российских рублей = Br20 ), рассказала, что в 1999 году в Умете была перестрелка, в которой погибло трое. На месте разборок даже установлен памятник. Делили сферы влияния подольские и московские бандиты. Кафе «Анастасия» поджигали трижды, так как хозяйка не платила бандитам, задорно рассказала наша собеседница и добавила: «Сейчас все то же самое, только законно. Поэтому каждый год кафе закрываются».

Не было у нас проблем и с гостиницами по дороге: везде было чисто и тихо. Цены 1500 — 2000 российских рублей за ночь в двухместном номере (Br50—65).

Пункт третий. Дороги

Мы проехали по дорогам пяти европейских автомобильных маршрутов в трех странах ЕАЭС — Беларуси, России и Казахстане: Е30 (ирландский Корк — Омск), Е121 (Самара —
Туркменбаши), Е40 (французский Кале — казахстанский Риддер), Е50 (французский Брест — Махачкала) и Е115 (автодорога «Дон»).

Путь составил 5528 километров, в дороге мы провели 82 с половиной часа. По Беларуси и платным дорогам России наша средняя скорость была самой высокой, она резко упала на Московской объездной, где из-за пробок мы потеряли около четырех часов. Были также пробки в Тольятти и на объездной вокруг Самары, колейность под Шацком...

Но все это померкло перед магистральной дорогой международной дорожной сети Е40 (длиннейший европейский маршрут) «Атырау — Астрахань» в Казахстане. По отзывам водителей в интернете мы знали, что там плохая дорога, но не представляли насколько. Почти 250 километров искореженного асфальта, испещренного кратерами так, словно на дорогу обрушился метеоритный дождь или бомбежка, плюс непреодолимая колея и такая же изуродованная обочина. Мы там не просто ползли с минимальной скоростью, мы вынуждены были порой сдавать назад или ехать по встречной полосе, потому что иначе проехать было просто невозможно. Мы оказались вымотаны до предела, и это чудо, что проехали этот участок, не потеряв подвеску и не погнув диски. Теперь любой другой путь, насколько бы длиннее он ни был, будет для нас безальтернативным.

Участок европейской магистрали Е40 Атырау — Астрахань. По такой (и еще хуже) НЕдороге мы вынуждены были ехать  250 километров (от Махамбета).

За проезд по платным участкам дороги М4 «Дон», а также за понтонную переправу в Астрахани мы отдали меньше 600 российских рублей. Наша средняя скорость в итоге оказалась 67 километров в час. Потратили 376 литров бензина. Его средняя стоимость в России примерно равно стоимости в Беларуси и Казахстане — по 45,16 рубля (Br1,45, речь про марку АИ-95-К5). Т. е. на бензин у нас ушло около 260 долларов.

К сумме, касающейся трат на автомобильную поездку, надо добавить еще автостраховку: за российскую мы отдали 10 евро, за казахстанскую — 23.

Пункт четвертый. Связь

На V Форуме регионов Беларуси и России было озвучено очередное обещание отменить роуминг в Союзном государстве года через два. Пока же возможность гражданину Беларуси быть на связи с близкими людьми, перемещаясь по России, выглядит следующим образом.

Российскую SІM-карту мы купили только вечером первого дня пути — на Московском большом кольце. Оказывается, сделать это можно исключительно в салоне связи. Мы отдали 650 российских рублей, заключив договор с оператором на месяц (сотрудник салона не предупредил о возможности заключения договора на две недели, в течение которых нам и нужна была мобильная связь в России) и выбрав тарифный план, который предусматривает 500 бесплатных минут телефонного разговора и 500 бесплатных сообщений во все сети России, а также безлимитный интернет на территории этой страны. Кстати, в Подмосковье абонплата за тот же тарифный план на 100 российских рублей дороже, чем, скажем, на Кубани.

Пески Ментеке (Казахстан).

Хитрость тут заключается в том, что, вернувшись в Беларусь, недостаточно просто вытащить из телефона или даже выкинуть приобретенную таким образом российскую SІM-карту. Необходимо обязательно расторгать договор также в российском салоне связи. Причем это невозможно сделать дистанционно: необходимо личное присутствие абонента с подтверждающими его личность документами. И если договор расторгается в ином регионе России, то потребуется время до нескольких дней на рассмотрение соответствующего заявления. Если договор не расторгнуть, то в первую же ночь по прошествии оплаченного срока будет начислена новая абон-
плата — на весь следующий срок (в нашем случае — на месяц).

К счастью, мы вовремя узнали об этом нюансе, о котором представители компании-оператора не предупредили. Но все равно переплатили. Во-первых, за лишние две недели. Во-вторых, когда были в Казахстане и нам позвонил родственник, то со счета автоматически было списано 390 рублей (Br12,5 — такова абонентская плата за день, если ты воспользовался услугами связи за границей России), и мы оказались в минусе. Да и разговоры из России с теми же казахстанскими родственниками стоили по 35 рублей (Br1,13) за минуту, что мы заметили не сразу.

Пункт пятый. Границы

За эту поездку мы шесть раз пересекали белорусскую, российскую и казахстанскую границы. И надо сказать, что Союзное государство с его прозрачными границами для граждан Беларуси и России — это действительно удобно. А вот свобода передвижения внутри ЕАЭС в полной мере существует только в теории.

При выезде из Беларуси нас вообще не останавливали, при въезде в Россию — притормозил российский пограничник, проверил паспорта и пожелал счастливой дороги. При этом на соседних полосах стояла большая очередь из фур.

Гостинец от родственников с Урала.

А вот выезжая из России в Казахстан, мы столкнулись с неожиданным препятствием. На пункте пропуска «Теплое» в Оренбургской области нас развернули, пояснив, что здесь границу пересекать могут только граждане России и Казахстана. Пришлось сделать крюк по грунтовой дороге, что увеличило путь часа на три, да еще и в пункте пропуска «Маштаково» были большие очереди и неразбериха, на прохождение границы потребовалось больше двух часов. В итоге на 300 километров пути мы потратили больше 10 часов времени.

И все же это путешествие станет одним из лучших в нашей жизни. Конечно же, это было красиво. На всем протяжении пути можно было любоваться видами из окна автомобиля и бесконечно фотографировать. А в Казахстане и Калмыкии мы не выдерживали и выходили —чтобы сфотографировать, в первом случае, табун лошадей, выстроившийся в каре, или верблюдов, а во втором — бесконечно красивую степь, окрашенную в завораживающие осенние краски. Мы чувствовали себя комфортно (если не считать упомянутого отрезка трассы Е40) и безопасно, где бы ни находились. Постоянно делали маленькие открытия и интересные наблюдения, о которых можно написать минимум еще одну газетную полосу.

С родными людьми надо встречаться.

Но самое главное, мы встретились с родными людьми, с которыми не виделись годами. И это было здорово, потому что сразу стали богаче на десяток любящих и любимых людей. И очень захотелось, чтобы они тоже к нам приехали. Ведь есть что им тут показать, чем удивить, угостить и о чем поговорить, чему друг у друга поучиться и просто поддержать. Ну и, конечно, мы очень хотим повторить такую поездку. Может быть, включив в нее Армению и Кыргызстан, где живут друзья и коллеги.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Минск — Бузулук — Чапаев — Алмалы — Ботаника — Минск

Комментарии

Здорово!!! Удачных Вам поездок в будущем.

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

И как это отразится на качестве знаний?  

Калейдоскоп

Чем удивила Белорусская неделя моды

Чем удивила Белорусская неделя моды

Познакомиться с новинками от белорусских дизайнеров можно было на неделе моды, которая проходила в Минске с 7 до 11 ноября.

Общество

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

«Не бросай меня на даче», «Я тоже хочу встретить Новый год дома» — такие трогательные слова видели жители Москвы на билбордах с социальной рекламой о бездомных животных. 

Культура

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

Наряду с сладостным упоением кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками.