Вы здесь

Почему иностранные туристы минуют приграничную агроусадьбу


Берестовицкий район сам по себе небольшой — всего 700 квадратных километров, поэтому и агроусадеб здесь немного — пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать. Такое положение обусловлено не только отсутствием интересных исторических мест и ландшафтов. Как выяснилось, есть проблема в приемке на агроусадьбах иностранных туристов.


«Люди едут из-за границы, а мы не успеваем оформить им документы...»

Поскольку территория района тянется вдоль государственной границы, значительная часть находится в пограничной зоне. А здесь есть свои особенности. Для приемки и размещения иностранцев необходимо иметь специальное разрешение. Хозяин агроусадьбы Дмитрий Гетнер сталкивается с этой проблемой довольно часто.

— Бывает, что туристы едут через границу и хотят остановиться в агроусадьбе на несколько дней. Но за такой короткий срок мы не успеваем оформить документы. Это отбивает охоту у иностранцев, и они едут дальше, — говорит Дмитрий.

Постоянные гости знают такую ​​особенность пограничной зоны и заказывают места заранее. Например, россияне, которые планируют провести здесь новогодние каникулы, сделали это уже сейчас.

— Мы сами заказываем этот пропуск, — продолжает хозяин, — едем в пограничный отряд, подаем документы, оплачиваем. Я слышал, что с этого года иностранцы могут оформить разрешение через интернет, но этим никто пока не воспользовался. Для того чтобы сделать это мне, нужны копии паспортов. Высылать сканы паспорта никто не соглашается. В то же время пять дней для оформления — это довольно длительный срок, который не способствует заезду туристов на выходные, например.

Столкнулся Дмитрий и с такой проблемой, как реклама. Поляки, по его словам, выражают желание приехать и отдохнуть на гостеприимной белорусском земле, но агроусадьбу через поисковые ресурсы в соседней стране почему-то невозможно найти. Хорошо бы, чтобы Берестовицкий район, наряду с Гродненским, также попал под безвизовый режим, считает Гетнер. Условия для отдыха туристов здесь тоже есть.

«Охрана природы пугает нас штрафами...»

Елена и Дмитрий Гетнеры не сразу пришли к агротуристическому бизнесу. В Берестовице семья имела свое дело — деревообрабатывающий цех. Как и многие горожане, решили построить дачу в глубинке, чтобы пожить вдали от цивилизации. В это время молодого предпринимателя заметили представители «Агропромбанка» и предложили принять участие в новом деле. Как раз была составлена ​​программа развития агроэкотуризма и открыта кредитная линия на льготных условиях. Елена с мужем подумали и согласились. Согласно условиям кредитования, получили несколько гектаров земли и завели довольно существенное хозяйство.

Важным условием для развития нового дела Дмитрий считал наличие водоема. Чтобы не идти вопреки закону, который не позволяет строиться в прибрежной зоне, нашел другой выход — сначала построил дом, а потом взялся за создание собственного водоема.

— Здесь ничего не было, — кивает в сторону озера хозяин, — был кусочек леса, кустарники, но мы с Еленой добились, взяли разрешение, чтобы создать здесь водоем. Сначала один выкопали, потом второй. Так появилась обитель под названием «Тихие пруды». Сейчас мы их объединили и имеем довольно большое озеро.

Кстати, пруд приносит не только удовольствие. Хотя озеро и частное, сюда часто наведываются представители природоохранной службы. По словам хозяина, они запрещают ловить здесь рыбу и постоянно угрожают штрафами.

— Пока не штрафовали, но ссылаются на законы, касающиеся общего состояния запрета на лов рыбы, а там не прописаны условия по частным прудам, вот они и контролируют нас. А мне, например, нужно во время нереста отловить самок и пересадить в другой водоем, чтобы хищные рыбы мальков не поели. Почему инспекторы должны указывать, как хозяйничать? — возмущается Дмитрий.

Такой подход, по его мнению, неправомерный. Он, как хозяин, сам себе не навредит. Тем более что вода для него — один из главных факторов выбора места. И с этим связана целая история.

«Деду было под 80, а он ничем не болел...»

С давних времен в этих местах стоял единственный хутор и последний здесь жил старый дед по кличке Бобер. На это жилье и наткнулся как-то Дмитрий Гетнер во время грибной охоты. Зашел к деду, познакомился, пообщался. Узнал, что старику почти 80 лет, но на здоровье не жалуется, хотя в ноге с войны осколок сидит. Даже в больнице ни разу не был. Позже Дмитрий его все же отвез к врачу, так как у деда заболел зуб. Так в больнице даже карточки его не было. Дед утверждал, что только благодаря родниковой воде он и сохранил свое здоровье.

— Его домик почти сгнил, так как местность здесь болотистая, и я предложил ему продать хутор в обмен на дом в деревне. Всего несколько километров отсюда, — рассказывает Дмитрий. — Говорю: вы уже взрослый человек, к вам там быстрее и доктор подойдет, и сельчане досмотрят, не то что здесь, в лесу. И дед, хотя не сразу, но согласился. Я купил ему в деревне дом, еще и денег дал...

Старый хутор разобрали, а сюда перевезли из Беловежской пущи родительский дом, второй этаж и террасу достроили сами. Между тем удаленное поместье имеет и обратную сторону, связанную с лесными хищниками. Буквально на днях волк пробрался в овечью загородку и зарезал пять животных. И такая ситуация не единственная за период работы. Обеспокоенный хозяин даже думает отказаться от овечьего стада, так как содержать его приходится на расстоянии от усадьбы.

«Хотел взять слово, чтобы нас услышали...»

Елена и Дмитрий не раз выходили победителями областного конкурса на лучшую агроусадьбу. Представляли область на республиканском уровне. Во время таких церемоний Гетнеры принимали участие во встречах хозяев агроусадеб с руководством туристической отрасли. Дмитрий рассказал, что не раз пытался озвучить проблему по оформлению разрешения для иностранных туристов. Он считает, что ведомства должны договориться между собой, чтобы приграничные агроусадьбы могли принимать туристов из-за рубежа на любой срок — и короткий, и длинный, как пожелает сам гость.

Кстати, еще недавно в приграничную зону входила значительная часть Гродненского района, в том числе и Августовский канал. После того как эти препятствия были сняты, территория переживает настоящий туристический расцвет.

— Хотелось бы, чтобы была доведено до конца и дело по установке знака «агроусадьба».
На конкурсе пообещали, что такой знак нам установят, и даже согласовывали образцы, — рассказывает Дмитрий. — Но почему-то этого не сделали, знак не установлен. Хотя нам он очень нужен, ведь не каждый отыщет усадьбу в таком укромном уголке.

Валентин Артюхевич, заведующий сектором спорта и туризма Берестовицкого райисполкома:

— Этот вид сельского бизнеса не стоит на месте. Берестовицкие агроусадьбы не только радуют гостей, но и улучшают облик деревень. Например, агроусадьба «Левшово» создана на месте бывшего ФАПа.

Теперь здесь хозяйничают Сергей и Елена Зешуты. А еще несколько лет назад стояли заброшенные здания фельдшерско-акушерского пункта. Опустевший объект зарастал бурьяном и лебедой. Молодые хозяева, можно сказать, вернули к жизни не только здание, но и деревню. Теперь, когда законодательство легализовало проведение массовых мероприятий, юбилеев, корпоративов, свадеб, это движение активизировалось. Многие предпочитают именно агроусадьбы.

Прекрасный уголок создали хозяева «Дворянского гнезда», где восстановлено бывшее барское поместье и сохранился старинный парк. Вся территория украшена малыми архитектурными формами, скульптурами, клумбами, фонтаном, что способствует проведению здесь тематических фотосессий и выездных регистраций брака.

В общем потенциал для расширения агротуризма у нас есть. Уже сейчас готовятся документы на оформление нескольких новых агроусадеб.

Маргарита УШКЕВИЧ

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.