Вы здесь

Что изменится для потребителей с 23 декабря?


С 23 декабря вступают в силу изменения в законе «О защите прав потребителей». Появится ли на этикетках белорусский язык? В каких случаях продавец сможет увеличить срок гарантийного ремонта? Будут ли выдавать сдачу с подарочного сертификата? Мы посмотрели, какие нововведения ждут потребителей, а также узнали, с какими проблемами чаще сталкиваются покупатели и что делать, если производитель отказывается признавать дефект товара.


Цену пропишут читаемым шрифтом

Какие же изменения вошли в закон? Так, на товарах обяжут помещать информацию о стране их происхождения, если она не совпадает с адресом производителя, и о классе энергоэффективности (например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин).

Продавцы, которые реализуют товар удаленно через рекламу или интернет, должны указывать цену шрифтом, размер которого должен быть не меньше половины самого большого шрифта, который есть в описании. Это позволит сделать информацию читаемой, и потребитель реже будет ошибаться насчет стоимости покупки.

— Значительное количество обращений при работе над проектом закона касалось языка информации. В этой связи учтено предложение о доведении сведений «на белорусском и (или) русском языках», — комментируют в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Закрепили также право потребителя на расчет в наличной и безналичной форме. При этом продавцу запрещено устанавливать разные цены в зависимости от формы оплаты.

При возвращении покупателю денег у него не должны будут требовать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Потребитель сможет также отказаться от договора о выполнении работы (услуги), но в таком случае ему придется оплатить исполнителю фактически понесенные расходы.

Учитывались в законе и предложения бизнес-сообщества. В частности, вернуть или заменить технически сложные и дорогие товары после того, как прошло 30 дней после покупки, можно будет только в двух случаях: когда обнаружился существенный недостаток или если продавец нарушил сроки бесплатного ремонта.

Разрешается также с письменного согласия потребителя увеличивать срок гарантийного ремонта с 14 до 30 дней. «Поправка обусловлена случаями объективной необходимости, например в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями о проведении ремонта на оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, которые находятся далеко», — объясняют в министерстве.

Ремонтные организации обяжут проверять качество доставленного им продавцами товара в трехдневный срок. Если потребитель не забирает товар после двух месяцев с момента экспертизы или бесплатного ремонта без уважительной причины, с него имеют право взыскать расходы за хранение вещи. А возвращать качественный товар надо будет в упаковке, в которой его продали.

Сертификат можно будет вернуть

Некоторые моменты до сих пор обсуждаются. Например, правила действия подарочных сертификатов — сегодня они вызывают много споров. В проекте постановления Совета Министров "О некоторых мерах по защите прав потребителей" предусматривается, что сертификат можно будет вернуть в течение 14 дней с момента его покупки. Если за него рассчитывались в безналичной форме, то потребителю, предъявившему подарочный документ, вернут деньги на его счет.

Продавец не будет иметь право устанавливать условия реализации товаров или оказания услуг, которые ограничивают срок действия сертификата, а также требовать от потребителя каких-то дополнительных действий для получения подарка. При продаже такого документа обязаны будут выдавать чек.

Никаких доплат за услуги и товары, прописанные в сертификате, с вас требовать не смогут. А если стоимость этих услуг и товаров на момент получения потребителем снизилась, ему должны будут дать сдачу. То же самое и с сертификатами на определенную сумму: можно будет требовать сдачу, если не потратил эту сумму полностью.

Продавцу позволят продлевать срок действия подарочного документа.

Пересматривается также перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в 14-дневный срок. Его предлагают расширить: включить туда ветеринарные средства, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (медицинские инструменты и инструменты, контактные линзы, предметы по уходу за детьми), жидкость для электронных парогенераторов.

— Озабоченность вызывает, что расширяется список технически сложных товаров бытового назначения, которые нельзя вернуть, если они не имеют дефектов, — делится председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — В российском законе есть «период охлаждения»: когда потребитель приобрел холодильник или плиту, он пять-семь дней привыкает к вещи, смотрит, подходит ему это или нет. К сожалению, такая норма в белорусском законе не принята. Она не прошла из-за давления бизнеса.

По мнению Анны Суши, следовало бы еще доработать статью 12 Закона «О защите прав потребителей». А именно пункт о товарах, которые наносят ущерб имуществу, здоровью и окружающей среде. Закон предписывает, что производитель должен снять такую ​​продукцию с реализации и отозвать от потребителя, но сам механизм, как это будет происходить, пока не определен. Из-за этого и возникнут проблемы.

— Во время нашего общественного надзора мы увидели, что товары из реестра опасной продукции продолжают реализовываться в торговой сети, — отмечает председатель общества.

Навязчивый сервис и сомнительные производители

Самой частой проблемой, с которой сталкиваются потребители, остается навязывание товаров и услуг — приглашения через звонки на презентации посуды, постельного белья.

— Там искусство продавать налажено очень хорошо, и люди, не задумываясь, заключают договоры рассрочки и приобретают вещи. И только потом начинают понимать, что сделали. Особенно в такие ситуации попадают пенсионеры и инвалиды — ООН выделяет их как группу уязвимых потребителей, — делится Анна Суша.

Она рассказывает, что сейчас, кроме фильтров и новых окон, навязчиво предлагают обслуживание компьютеров. Обходят квартиры и уговаривают домохозяек соглашаться на эту услугу, которая стоит 600 рублей.

Как бороться с таким сервисом? Вариант один—  потребитель должен научиться говорить «нет». Ведь те же моющие пылесосы, купленные на презентации в рассрочку, не удастся вернуть продавцу, потому что это технически сложный товар.

В случае если продукция бракованная, а в магазине отказываются это признавать, проводится экспертиза. По закону ее должен оплачивать продавец. Но на практике происходит иначе. Если покупатель заинтересован в экспертизе, он делает ее за свой счет, и если обнаруживается производственный дефект, то продавец компенсирует стоимость товара и прочие расходы (в том числе транспортные).

Проводят экспертизу технологи и товароведы. При оценке той же обуви они могут точно сказать, порвалась она из-за некачественного материала или из-за особенностей стопы и неправильно подобранного размера. Процедура эта стоит от 118 рублей. Но на ее приносят и дешевые товары.

— Обращаются, как правило, те покупатели, кого очень обидели. У нас была женщина, которой продавец сказала: «Вы в этом пальто спали, поэтому оно и имеет такой вид». Часто обращаются по мебели, установке дверей, обуви, одежде, — перечисляет эксперт Белорусского общества защиты потребителей Наталья Купревич.

Люди стали больше знать о своих правах, считает Анна Суша. Еще в 2000 году общество разработало учебное пособие «Основы потребительских знаний» — такой предмет в виде факультатива преподается в школах. Но не все отношения купли-продажи подпадают под закон «О защите прав потребителей». Например, если вы приобрели вещь на интернет-площадке у физического лица, то здесь этот документ не работает.

— Очень осторожно нужно относиться к покупкам. Стоит посмотреть сначала, как давно производитель присутствует на рынке. Ведь бывает так: предприниматель получил свидетельство о регистрации, привез товар, распродал и приостановил свою деятельность. Тогда предъявить претензию по качеству некому, — предостерегает председатель общества. — Прежде чем доставать кошелек, посчитайте хотя бы до пяти и подумайте: а нужен ли вам этот товар?

Только цифры

В прошлом году уполномоченные по защите прав потребителей при районных администрациях Минска рассмотрели 3880 письменных обращений. Из них 1120 приходилось на торговлю (а 37 процентов от этого количества — на интернет-торговлю). Плюс были даны консультации по более чем 12 тысячам обращений. Чаще всего (в 50 процентах случаев) у покупателей возникали вопросы по реализации некачественных товаров. 40 процентов обращений касались плохо оказанных услуг. В результате потребителям компенсировали материальный ущерб на сумму 22 тысяч рублей.

Некоторые споры решались через суд — так, в прошлом году было подано 65 исков. После рассмотрения дел гражданам вернули деньги за некачественные товары и услуги в размере 81 тысячи рублей. Также с ответчиков взыскали штрафы в местный бюджет — всего 68 тысяч рублей.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анатолия Клещука и БЕЛТА

Выбор редакции

Культура

Операция «Багратион»: новые подробности

Операция «Багратион»: новые подробности

Могилевская библиотека имени Ленина стала инициатором акции «Дорогами войны. Маршрутами Победы».

Общество

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Что его удивило, особенно порадовало, заставило задуматься?

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил