Вы здесь

Добрый XVII век?


Обычно от произведения молодого автора много не ждешь. Кстати, это нужно осознавать и самим молодым авторам, которые выпускают первую книгу в свет, думая, что она станет настоящим взрывом в литературном пространстве. Если же такого не происходит — если окружение отвечает упорным молчанием или наоборот выходят довольно скрупулезные рецензии, в которых говорят о недостатках произведения и о несбывшихся ожиданиях рецензента, — незакаленному творцу справиться с таким бывает довольно сложно. В голове сразу мелькают мысли о возможной собственной неталантливости, руки опускаются, не решаясь писать что-то новое, — и человек уже готов навсегда похоронить свою большую и светлую мечту о том, чтобы однажды написать действительно достойное произведение...


И здесь следует обратиться к биографиям известных творцов. Иван Бунин считается лучшим мастером стиля в русской литературе — его произведения словно тщательно обработанные ювелиром драгоценные камни. Довольно популярным и в наше время является его сборник рассказов о любви — недавно перечитывала и восхищалась высоким писательским мастерством. Если обратить внимание на дату написания, можно заметить, что сборник написан, когда автору было около 70 лет. Кажется, этот факт может вдохновить молодого творца: есть достаточно времени, чтобы ухватить за крыло и понять секреты музы прозаиков.

Еще один пример — это Михаил Булгаков. Абсолютно уникальный писатель — с его «Собачьего сердца», «Роковых яиц» и посмеяться от души можно (особенно в первом произведении), и подумать, как же удачно, через определенные намеки, автор говорит неподцензурные в то время вещи; где-то становится немного страшно — на основании авторской выдумки фантазия дорисовывает, «а что было бы, если бы...» Я несколько раз пыталась почитать новые для меня произведения Булгакова в сети — может, не слишком хорошо искала, но обычно попадалась только публицистика, причем не блестящего образца. И это также свидетельствует о том, что не боги горшки лепят, что гениальные произведения все-таки пишутся не с первой попытки.

И еще один пример, из недавних. Позарилась я как-то на дешевые книги, что по 2 рубля 40 копеек продавались в хозяйственном магазине. В серии «Великие истории любви» вышло произведение французского классика Эмиля Золя «Тереза ​​Ракен». Естественно, так рисковать я бы не стала, если бы этот автор не был мной уважаемый и даже любимый. Но на этот раз меня ждало разочарование. Именно эту повесть Золя читать не советую (как говорят, конь на четырех, и тот спотыкается). Эта книга не о любви и не о страсти — она ​​о том, как главные герои страдают от чувства вины после убийства (однако до «Преступление и наказания» здесь далеко), их поступки совершенно нелогичны, а переживания местами кажутся раздутыми. Ко всему добавляется почти постоянное присутствие чувства страха. И вот критики, которые жили с Золя в одно время, произведение невзлюбили сразу — о чем и написали честно в своих рецензиях. Великий писатель смириться с этим не смог: критика возмутила его настолько, что Золя написал ответ — он помещен в книге перед вступлением. И здесь напрашивается несколько выводов — во-первых, писателям не стоит заниматься полемикой с критиками — все-таки они приложили свои усилия, чтобы проанализировать их работу, и в некотором смысле ее популяризировали. А во-вторых, если даже про Эмиля Золя писали резко отрицательные отзывы, чем лишали великого романиста покоя, значит, и любому другому автору нужно относиться к этому взвешенно: перемелется — мука будет. Более того, это не остановило Золя на творческом пути и он навсегда вошел в пантеон мировой литературной классики.

Кажется, в наше глобалистическое время знать эти примеры особенно важно для того, кто стремится создавать что-то свое. Ведь сейчас совсем не сложно написать на определенное произведение отрицательный отзыв (положительные в настоящее время в процентном соотношении встречаются намного реже, однако это тема для другой дискуссии) и даже затегать самого автора (сделать так, чтобы он увидел в интернете). Некоторые друзья рецензента сразу присоединяются и пользуются популярным в наше время принципом «не читал, но осуждаю...» Может случиться и обратная ситуация, когда хорошее произведение из-за определенного стечения обстоятельств (ну нет у него в социальных сетях в друзьях ни одного журналиста или книголюба, или они, так сложилось, не увидели) остается без внимания. И в наше время активных информационных отношений это также можно воспринять как крохотную личную катастрофу. Здесь хочется сказать «Господа, продолжайте писать, может, в 70 у вас выйдет бестселлер».

Чтобы не быть голословной, но в некотором смысле опровергнуть все, что было написано выше, хочется обратиться к книге молодого автора Евгения Зубовича «Беларускі палкоўнік». Если честно, ничего особенного от нее не ждала — просто потому что это первая книга неизвестного ранее автора. Но начала читать... и меня захватило! Каждое утро вместо чашечки кофе, чтобы поднять настроение на целый день, я читала по пару разделов «Белорусского полковника».

О чем же книга? Это историческое художественное произведение, которое описывает события XVII века, войну Речи Посполитой с Москвой. Казалось бы, тема не для слабонервных и не каждому «зайдет». Но следует признать, что таких хороших (во всех смыслах) книг я в принципе давно не читала! Через написанное ярко проявляется мягкая натура его создателя. Книга о «кровавом потопе» даже как-то успокаивает (кто бы мог подумать!). В то же время это никак не противоречит и не мешает логике рассказа о военных событиях. Произведение, написанное в духе лучших образцов исторической художественной литературы. Текст не является полностью вымышленным — об обращении к архивным источникам свидетельствуют многочисленные историзмы, употребленные в тексте. К тому же сам автор говорит, что в архивах нашел информацию о том, как могилевский шляхтич вдруг принял решение перейти на сторону врага... И это событие никак не давало покоя автору, — оно ​​и послужило завязкой романа. В тексте фигурируют и предательство, и убийство, и верность, и высокая любовь. На страницах романа чрезвычайно хорошо можно считать разницу между религией и верой, если вы понимаете, о чем я. А если нет — тем более почитайте.

«Беларускі палкоўнік» — цельное, лаконичное произведение, хотя и является лишь первой частью трилогии. Следующие две автором пока не написаны!.. Евгению Зубовичу не приходится делать скидку на то, что он молодой автор. Хочется пожелать только одного: не останавливаться.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Из 50 изданий, которые должны появиться на школьных партах до 1 сентября, 48 уже напечатаны.

Спорт

Дмитрий Набоков: У меня есть только высота

Дмитрий Набоков: У меня есть только высота

Что приносят спортсменам рекорды, и как быстро они борются с серьезными травмами.

Культура

Алесь Родим: Делали «оформиловку» для колхозов, возвращались в свои подвалы и продолжали рисовать

Алесь Родим: Делали «оформиловку» для колхозов, возвращались в свои подвалы и продолжали рисовать

Белорусской составляющей Тахелес посвящен арт-фестиваль «Мифологема тысячелетия», который открылся в пространстве Ок16 15 августа.

В мире

Как развивается глобальное противостояние США и Китая?

Как развивается глобальное противостояние США и Китая?

Противоречия в отношениях между Вашингтоном и Пекином обостряются, и их можно смело называть торговой войной.