Вы здесь

Добрый XVII век?


Обычно от произведения молодого автора много не ждешь. Кстати, это нужно осознавать и самим молодым авторам, которые выпускают первую книгу в свет, думая, что она станет настоящим взрывом в литературном пространстве. Если же такого не происходит — если окружение отвечает упорным молчанием или наоборот выходят довольно скрупулезные рецензии, в которых говорят о недостатках произведения и о несбывшихся ожиданиях рецензента, — незакаленному творцу справиться с таким бывает довольно сложно. В голове сразу мелькают мысли о возможной собственной неталантливости, руки опускаются, не решаясь писать что-то новое, — и человек уже готов навсегда похоронить свою большую и светлую мечту о том, чтобы однажды написать действительно достойное произведение...


И здесь следует обратиться к биографиям известных творцов. Иван Бунин считается лучшим мастером стиля в русской литературе — его произведения словно тщательно обработанные ювелиром драгоценные камни. Довольно популярным и в наше время является его сборник рассказов о любви — недавно перечитывала и восхищалась высоким писательским мастерством. Если обратить внимание на дату написания, можно заметить, что сборник написан, когда автору было около 70 лет. Кажется, этот факт может вдохновить молодого творца: есть достаточно времени, чтобы ухватить за крыло и понять секреты музы прозаиков.

Еще один пример — это Михаил Булгаков. Абсолютно уникальный писатель — с его «Собачьего сердца», «Роковых яиц» и посмеяться от души можно (особенно в первом произведении), и подумать, как же удачно, через определенные намеки, автор говорит неподцензурные в то время вещи; где-то становится немного страшно — на основании авторской выдумки фантазия дорисовывает, «а что было бы, если бы...» Я несколько раз пыталась почитать новые для меня произведения Булгакова в сети — может, не слишком хорошо искала, но обычно попадалась только публицистика, причем не блестящего образца. И это также свидетельствует о том, что не боги горшки лепят, что гениальные произведения все-таки пишутся не с первой попытки.

И еще один пример, из недавних. Позарилась я как-то на дешевые книги, что по 2 рубля 40 копеек продавались в хозяйственном магазине. В серии «Великие истории любви» вышло произведение французского классика Эмиля Золя «Тереза ​​Ракен». Естественно, так рисковать я бы не стала, если бы этот автор не был мной уважаемый и даже любимый. Но на этот раз меня ждало разочарование. Именно эту повесть Золя читать не советую (как говорят, конь на четырех, и тот спотыкается). Эта книга не о любви и не о страсти — она ​​о том, как главные герои страдают от чувства вины после убийства (однако до «Преступление и наказания» здесь далеко), их поступки совершенно нелогичны, а переживания местами кажутся раздутыми. Ко всему добавляется почти постоянное присутствие чувства страха. И вот критики, которые жили с Золя в одно время, произведение невзлюбили сразу — о чем и написали честно в своих рецензиях. Великий писатель смириться с этим не смог: критика возмутила его настолько, что Золя написал ответ — он помещен в книге перед вступлением. И здесь напрашивается несколько выводов — во-первых, писателям не стоит заниматься полемикой с критиками — все-таки они приложили свои усилия, чтобы проанализировать их работу, и в некотором смысле ее популяризировали. А во-вторых, если даже про Эмиля Золя писали резко отрицательные отзывы, чем лишали великого романиста покоя, значит, и любому другому автору нужно относиться к этому взвешенно: перемелется — мука будет. Более того, это не остановило Золя на творческом пути и он навсегда вошел в пантеон мировой литературной классики.

Кажется, в наше глобалистическое время знать эти примеры особенно важно для того, кто стремится создавать что-то свое. Ведь сейчас совсем не сложно написать на определенное произведение отрицательный отзыв (положительные в настоящее время в процентном соотношении встречаются намного реже, однако это тема для другой дискуссии) и даже затегать самого автора (сделать так, чтобы он увидел в интернете). Некоторые друзья рецензента сразу присоединяются и пользуются популярным в наше время принципом «не читал, но осуждаю...» Может случиться и обратная ситуация, когда хорошее произведение из-за определенного стечения обстоятельств (ну нет у него в социальных сетях в друзьях ни одного журналиста или книголюба, или они, так сложилось, не увидели) остается без внимания. И в наше время активных информационных отношений это также можно воспринять как крохотную личную катастрофу. Здесь хочется сказать «Господа, продолжайте писать, может, в 70 у вас выйдет бестселлер».

Чтобы не быть голословной, но в некотором смысле опровергнуть все, что было написано выше, хочется обратиться к книге молодого автора Евгения Зубовича «Беларускі палкоўнік». Если честно, ничего особенного от нее не ждала — просто потому что это первая книга неизвестного ранее автора. Но начала читать... и меня захватило! Каждое утро вместо чашечки кофе, чтобы поднять настроение на целый день, я читала по пару разделов «Белорусского полковника».

О чем же книга? Это историческое художественное произведение, которое описывает события XVII века, войну Речи Посполитой с Москвой. Казалось бы, тема не для слабонервных и не каждому «зайдет». Но следует признать, что таких хороших (во всех смыслах) книг я в принципе давно не читала! Через написанное ярко проявляется мягкая натура его создателя. Книга о «кровавом потопе» даже как-то успокаивает (кто бы мог подумать!). В то же время это никак не противоречит и не мешает логике рассказа о военных событиях. Произведение, написанное в духе лучших образцов исторической художественной литературы. Текст не является полностью вымышленным — об обращении к архивным источникам свидетельствуют многочисленные историзмы, употребленные в тексте. К тому же сам автор говорит, что в архивах нашел информацию о том, как могилевский шляхтич вдруг принял решение перейти на сторону врага... И это событие никак не давало покоя автору, — оно ​​и послужило завязкой романа. В тексте фигурируют и предательство, и убийство, и верность, и высокая любовь. На страницах романа чрезвычайно хорошо можно считать разницу между религией и верой, если вы понимаете, о чем я. А если нет — тем более почитайте.

«Беларускі палкоўнік» — цельное, лаконичное произведение, хотя и является лишь первой частью трилогии. Следующие две автором пока не написаны!.. Евгению Зубовичу не приходится делать скидку на то, что он молодой автор. Хочется пожелать только одного: не останавливаться.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.