Вы здесь

Что ждет бизнес-сообщество?


Потенциал Беларуси в привлечении инвестиций не исчерпан, а иногда используется неэффективно.


Такое мнение высказал председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО на парламентских слушаниях на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Беларуси». В одном зале встретились не только депутаты и парламентарии, руководители республиканских и местных органов государственного управления, но и представители международных организаций, инвесторы и эксперты.

Для чего они собрались? Чтобы изучить результаты реализации государственной инвестиционной политики, а также прогрессивный мировой опыт, чтобы на этой основе выработать перспективные направления развития и совершенствования законодательства, а также выяснить, чего ждет и в чем нуждается бизнес-сообщество.

По словам Владимира Андрейченко, инвестиции — это основа развития экономики, внедрения инновационных технологий, повышения производительности труда и, в конечном итоге, качества жизни людей.

Председатель Палаты представителей в очередной раз напомнил присутствующим: Беларусь — динамично развивающееся европейское государство, открытое для любых инициатив бизнеса.

Наша страна обладает значительными конкурентными преимуществами для привлечения иностранных и национальных инвестиций. Сюда он отнес и выгодное экономико-географическое положение, и развитую транспортную инфраструктуру, достаточно высокий технологический уровень предприятий, сравнительно эффективную систему образования, квалифицированную рабочую силу, стабильность общества и экономики, а также комплексную поддержку инвестиционной активности.

«В нашей стране ведется непрерывная работа по созданию комфортных экономико-правовых и институциональных условий для ведения бизнеса, — обратил внимание спикер. — Упрощаются условия для работы субъектов хозяйствования, создается беспрецедентная среда для развития ІТ-компаний. При поддержке международных организаций запускаются крупномасштабные инфраструктурные проекты, активизируется применение механизмов государственно-частного партнерства».

Владимир Андрейченко отметил, что сегодня практически на всей территории страны функционируют различные преференциальные режимы для осуществления инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные условия для создания и успешного ведения бизнеса. Цели и направления применения таких режимов разнообразны — от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития конкретных территорий.

Он также добавил, что достижение устойчивой положительной динамики в вопросе привлечения инвестиций в белорусскую экономику во многом зависит от своевременной и системной работы парламентариев по комплексному законодательному обеспечению улучшения инвестиционного климата.

Далее спикер огласил повестку дня Палаты представителей. В нее входят вопросы снижения и оптимизации мер административной и уголовной ответственности в экономической сфере, реализации на законодательном уровне механизмов защиты добросовестных инвесторов, совершенствования корпоративного законодательства и законодательства в сфере инвестиций. Еще это вопросы актуализации нормативного регулирования имущественных и земельных отношений, архитектурно-строительной деятельности, таможенного, налогового регулирования, ратификации международных соглашений в сфере взаимной защиты инвестиций.

В частности, ведется подготовка к принятию во втором чтении инициированных депутатами законопроектов о внесении изменений в действующие законы «Об инвестициях» и «О приватизации государственного имущества». Проводится масштабная работа по соответствующей корректировке Уголовного кодекса. Также в ближайшей перспективе в Палату представителей будут внесены законопроекты, направленные на совершенствование положений Гражданского и Налогового кодексов, закона «О хозяйственных обществах».

«При этом мы понимаем, что, несмотря на определенные позитивные результаты в части привлечения инвестиций в экономику, можно сделать вывод о том, что потенциал территорий, отраслей, бизнеса в этом отношении далеко не исчерпан, а иногда и используется неэффективно, — подчеркнул Владимир Андрейченко. — Соответствующая законотворческая работа по улучшению инвестиционного климата должна вестись во взаимодействии со всеми заинтересованными республиканскими и местными органами управления и самоуправления, с привлечением бизнес-сообщества, экспертов. Мы должны слышать друг друга, понимать трудности, с которыми сталкивается инвестор, оперативно выявлять проблемные вопросы и находить пути их оптимального решения».

По результатам слушаний были подготовлены рекомендации, которые, по мнению участников, будут востребованы в законотворческой деятельности парламентариев, а также в работе белорусского правительства.

В следующем номере «МС» мы подробно расскажем об инвестиционном климате в нашей стране, а также о перспективах и конкретных предложениях, которые в дальнейшем помогут улучшить текущую ситуацию в сфере.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь предлагает закрепить на законодательном уровне институт специнвестконтракта.

Инициатива включена в программу деятельности правительства на период до 2020 года. Об этом 14 ноября на парламентских слушаниях о правовых и практических аспектах улучшения инвестиционного климата заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович, сообщает официальный сайт верхней палаты парламента со ссылкой на БелТА.

Спикер призвал решать вопрос уже в текущей пятилетке. Он пояснил, что заключение специнвестконтракта гарантирует сбыт на внутреннем рынке по ранее согласованным правилам в части продукции, произведенной при реализации инвестпроектов. Это снижает риск для инвестора, особенно в первые годы выхода продукции на рынок.

Михаил Мясникович обратил внимание, что Россия и Казахстан уже пошли путем законодательного закрепления специнвестконтрактов. «В результате для белорусских организаций, особенно промышленных предприятий, создаются неравные условия для конкуренции на едином евразийском экономическом пространстве», — констатировал он. Продукция, произведенная без этих мер господдержки, не может полноценно конкурировать на общем рынке.

Кроме того, Совет Республики предлагает ввести в законодательство норму о стабилизационной оговорке. Речь идет о нераспространении на инвесторов действия нормативных правовых актов, которые ухудшают условия работы по сравнению с теми, что были на стадии заключения инвестдоговора. Такой инструмент уже введен на десять лет для резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». «Полагаем, можно распространить его на все компании с иностранным капиталом, отечественных инвесторов при работе над Налоговым кодексом», — подчеркнул Михаил Мясникович. При этом он отметил, что стабилизационную оговорку, возможно, не стоит распространять на материалоемкие и энергоемкие проекты.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Как воспитать исследователя за школьной партой?

Как воспитать исследователя за школьной партой?

Почему все страны, которые развивают инновационную экономику, делают сегодня ставку на STЕM?  

Общество

Чем живет Фаниполь — самый молодой город Беларуси

Чем живет Фаниполь — самый молодой город Беларуси

Сегодня в Фаниполе зарегистрировано 16 318 жителей.  

Общество

Приобретут ли у хозяев старые дома?

Приобретут ли у хозяев старые дома?

Одельский сельский совет, что в Гродненском районе, можно назвать воротами в Евросоюз.