Вы здесь

Что ждет бизнес-сообщество?


Потенциал Беларуси в привлечении инвестиций не исчерпан, а иногда используется неэффективно.


Такое мнение высказал председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО на парламентских слушаниях на тему «Правовые и практические аспекты улучшения инвестиционного климата в Беларуси». В одном зале встретились не только депутаты и парламентарии, руководители республиканских и местных органов государственного управления, но и представители международных организаций, инвесторы и эксперты.

Для чего они собрались? Чтобы изучить результаты реализации государственной инвестиционной политики, а также прогрессивный мировой опыт, чтобы на этой основе выработать перспективные направления развития и совершенствования законодательства, а также выяснить, чего ждет и в чем нуждается бизнес-сообщество.

По словам Владимира Андрейченко, инвестиции — это основа развития экономики, внедрения инновационных технологий, повышения производительности труда и, в конечном итоге, качества жизни людей.

Председатель Палаты представителей в очередной раз напомнил присутствующим: Беларусь — динамично развивающееся европейское государство, открытое для любых инициатив бизнеса.

Наша страна обладает значительными конкурентными преимуществами для привлечения иностранных и национальных инвестиций. Сюда он отнес и выгодное экономико-географическое положение, и развитую транспортную инфраструктуру, достаточно высокий технологический уровень предприятий, сравнительно эффективную систему образования, квалифицированную рабочую силу, стабильность общества и экономики, а также комплексную поддержку инвестиционной активности.

«В нашей стране ведется непрерывная работа по созданию комфортных экономико-правовых и институциональных условий для ведения бизнеса, — обратил внимание спикер. — Упрощаются условия для работы субъектов хозяйствования, создается беспрецедентная среда для развития ІТ-компаний. При поддержке международных организаций запускаются крупномасштабные инфраструктурные проекты, активизируется применение механизмов государственно-частного партнерства».

Владимир Андрейченко отметил, что сегодня практически на всей территории страны функционируют различные преференциальные режимы для осуществления инвестиций, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и иные условия для создания и успешного ведения бизнеса. Цели и направления применения таких режимов разнообразны — от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития конкретных территорий.

Он также добавил, что достижение устойчивой положительной динамики в вопросе привлечения инвестиций в белорусскую экономику во многом зависит от своевременной и системной работы парламентариев по комплексному законодательному обеспечению улучшения инвестиционного климата.

Далее спикер огласил повестку дня Палаты представителей. В нее входят вопросы снижения и оптимизации мер административной и уголовной ответственности в экономической сфере, реализации на законодательном уровне механизмов защиты добросовестных инвесторов, совершенствования корпоративного законодательства и законодательства в сфере инвестиций. Еще это вопросы актуализации нормативного регулирования имущественных и земельных отношений, архитектурно-строительной деятельности, таможенного, налогового регулирования, ратификации международных соглашений в сфере взаимной защиты инвестиций.

В частности, ведется подготовка к принятию во втором чтении инициированных депутатами законопроектов о внесении изменений в действующие законы «Об инвестициях» и «О приватизации государственного имущества». Проводится масштабная работа по соответствующей корректировке Уголовного кодекса. Также в ближайшей перспективе в Палату представителей будут внесены законопроекты, направленные на совершенствование положений Гражданского и Налогового кодексов, закона «О хозяйственных обществах».

«При этом мы понимаем, что, несмотря на определенные позитивные результаты в части привлечения инвестиций в экономику, можно сделать вывод о том, что потенциал территорий, отраслей, бизнеса в этом отношении далеко не исчерпан, а иногда и используется неэффективно, — подчеркнул Владимир Андрейченко. — Соответствующая законотворческая работа по улучшению инвестиционного климата должна вестись во взаимодействии со всеми заинтересованными республиканскими и местными органами управления и самоуправления, с привлечением бизнес-сообщества, экспертов. Мы должны слышать друг друга, понимать трудности, с которыми сталкивается инвестор, оперативно выявлять проблемные вопросы и находить пути их оптимального решения».

По результатам слушаний были подготовлены рекомендации, которые, по мнению участников, будут востребованы в законотворческой деятельности парламентариев, а также в работе белорусского правительства.

В следующем номере «МС» мы подробно расскажем об инвестиционном климате в нашей стране, а также о перспективах и конкретных предложениях, которые в дальнейшем помогут улучшить текущую ситуацию в сфере.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь предлагает закрепить на законодательном уровне институт специнвестконтракта.

Инициатива включена в программу деятельности правительства на период до 2020 года. Об этом 14 ноября на парламентских слушаниях о правовых и практических аспектах улучшения инвестиционного климата заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович, сообщает официальный сайт верхней палаты парламента со ссылкой на БелТА.

Спикер призвал решать вопрос уже в текущей пятилетке. Он пояснил, что заключение специнвестконтракта гарантирует сбыт на внутреннем рынке по ранее согласованным правилам в части продукции, произведенной при реализации инвестпроектов. Это снижает риск для инвестора, особенно в первые годы выхода продукции на рынок.

Михаил Мясникович обратил внимание, что Россия и Казахстан уже пошли путем законодательного закрепления специнвестконтрактов. «В результате для белорусских организаций, особенно промышленных предприятий, создаются неравные условия для конкуренции на едином евразийском экономическом пространстве», — констатировал он. Продукция, произведенная без этих мер господдержки, не может полноценно конкурировать на общем рынке.

Кроме того, Совет Республики предлагает ввести в законодательство норму о стабилизационной оговорке. Речь идет о нераспространении на инвесторов действия нормативных правовых актов, которые ухудшают условия работы по сравнению с теми, что были на стадии заключения инвестдоговора. Такой инструмент уже введен на десять лет для резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». «Полагаем, можно распространить его на все компании с иностранным капиталом, отечественных инвесторов при работе над Налоговым кодексом», — подчеркнул Михаил Мясникович. При этом он отметил, что стабилизационную оговорку, возможно, не стоит распространять на материалоемкие и энергоемкие проекты.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Рогачук: Дети в песочницах на костях играть не будут

Руководитель Брестского горисполкома обсудил резонансную тему раскопок на территории гетто.  

Общество

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Как превратить обычный урок белорусской литературы в творческую мастерскую?

Учителя уверены: будут ли ученики читать, во многом зависит от них самих.