Вы здесь

Как инициатива Поднебесной стала мировым трендом


Нынешняя осень для Китая во многом особая. Пять лет назад председатель КНР Си Цзиньпин объявил о ключевых принципах исторической инициативы возрождения Шелкового пути в современных условиях. Это креативное предложение прозвучало сначала в Казахстане, а после в Индонезии. Тогда оно казалось разве что красивым слоганом, много кто сомневался в возможности практической реализации такого масштабного, на самом деле транснационального проекта, который объединил все континенты. Однако время все расставило по местам. Сейчас все предложения, выдвинутые председателем КНР, нашли воплощение в конкретных делах. Что не раз подчеркнули участники юбилейного V Форума сотрудничества СМИ «Один пояс, один путь», который был организован газетой «Жэньминь жибао» вместе с Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и правительством провинции Хайнань. Мероприятия прошли в знаковом месте — столице ежегодного Азиатского форума — поселке Боао, что на восточном побережье острова Хайнань. Более 250 представителей из 90 стран и международных организаций, 205 средств массовой информации, в том числе и представители из Беларуси, собрались в одном зале, чтобы вместе обсудить план взаимодействия между СМИ, а также поделиться мнениями о перспективах глобального проекта. Как инициатива Поднебесной стала мировым трендом?


«Бумажные» проекты

Как известно, за последние десятилетия некоторые страны предлагали свои концепции возрождения Шелкового пути. Здесь следует упомянуть идею, озвученную еще в 1996-м японским правительством под названием «Дипломатия Шелкового пути». В 1999 году Конгрессом США был принят «Thе Silk Rоаd Strаtеgу Асt», который предусматривал усиление американской помощи странам Центральной Азии и Кавказа с целью уменьшения влияния России в регионе. Осенью 2011-го США обновили свою инициативу «Нового Шелкового пути», которая в то время была направлена ​​на улучшение экономического положения Афганистана из-за переброски энергетических ресурсов Центральной Азии на юг. После планировалось путем интеграции экономик стран региона Центральной и Южной Азии (включая Пакистан и Индию) создать зону свободной торговли, построить транспортные пути и газопроводы с севера на юг. Впрочем, все эти идеи остались только на бумаге.

Несколько инициатив под лозунгом «Шелкового пути» провозглашали правительства Южной Кореи в период 2009-2013 годов. Все они имели целью прокладывание путей к сырьевым ресурсам континента, в частности в Центральной Азии, и усиление присутствия в регионе корейского бизнеса. После много говорилось о том, что Япония, Индия, Австралия и США совместно будут создавать свой «альтернативный» Шелковый путь — «Коридор роста Азия-Африка». Как декларировалось, его принципиальным отличием от китайской инициативы является то, что он будет ориентирован на раскрытие возможностей сотрудничества частного сектора и способствовать привлечению инвестиций на развивающиеся рынки.

Как замечают эксперты, сейчас легко убедиться, что ни одна из этих инициатив не носила универсального характера и не имела комплексного подхода. Философия каждого из таких проектов ограничивается тем, что одна или несколько «стран-учредителей» получат определенную выгоду от собственного доступа к дешевым ресурсам развивающихся стран.

Пять направлений

Китайская инициатива изначально базировалась на других принципах. Председатель КНР в 2013 году сразу предлагал пять ключевых направлений, по которым могут быть реализованы совместные проекты в рамках инициативы «Пояса и пути». Прежде всего, это усиление политических консультаций между странами. Си Цзиньпин предложил регулярно проводить подробный обмен мнениями по стратегии и тактике экономического развития. Руководствуясь принципом достижения единства мнений при сохранении различий и путем консультаций продуцировать программы и мероприятия по развитию регионального сотрудничества, дать «зеленый свет» для региональной экономической интеграции в политическом и правовом плане.

Также было предложено активизировать развитие единой транспортной системы. Председатель КНР заявил о готовности Китая активно рассматривать со всеми странами совершенствование соответствующей трансграничной инфраструктуры в пользу постепенного создания такой сети, соединяющей Восточную, Западную и Южную Азию. Это создает благоприятные условия для экономического развития и перемещения граждан стран регионов мира.

Речь шла и об усилении торговых связей. В экономической полосе Шелкового пути проживает свыше трех миллиардов человек, это огромные рынки. Очевидно, что торгово-инвестиционное сотрудничество имеет большой потенциал. Целесообразно искать адекватные схемы упрощения условий для торговли и инвестиций, работать над ликвидацией торговых барьеров, снижением ненужных затрат, повышением скорости и качества экономических операций.

Логично предполагалось увеличение расчетов в национальных валютах. Китай предложил активнее переходить к такой схеме. Это просчитанный шаг, поскольку переход к национальным валютам при обменах и расчетах в текущих и капитальных операциях способен значительно снизить затраты на денежные операции, укрепить финансовые системы стран, предотвратить финансовые риски, повысить международную конкурентоспособность региональной экономики.

Еще один весомый аргумент — усиление связей на уровне людей. Межгосударственные отношения строятся на взаимной дружбе народов. Для того чтобы добиться успехов по упомянутым направлениям, необходимо обязательно иметь народную поддержку, активизировать дружественные контакты народов, укрепить взаимопонимание и традиционную дружбу. Таким образом региональное сотрудничество получит прочную социальную и общественную базу.

Такими были принципиальные подходы китайского руководства при создании инициативы «Пояса и пути». «Все проходит открыто и прозрачно. Нет никакой доминирующей силы, есть только равноправное участие всех сторон. Нет никаких темных дел, есть только открытость и транспарентность. Нет ли принципа «победитель заберет все», есть стремление к взаимной выгоде и совместному выигрышу», — так обозначил принципиальные подходы Китая министр иностранных дел КНР Ван И.

Для воплощения глобальных проектов при Государственном комитете по развитию и реформе была организована управленческая канцелярия. Открылся Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Также во главе с китайским правительством был создан Совместный инвестиционный фонд. За пять лет реализации инициативы «Один пояс, один путь» Китай подписал 103 документа о сотрудничестве с 88 странами и международными организациями. Совокупный торговый оборот Китая со странами инициативы «Один пояс, один путь» превысил пять триллионов долларов, совокупный объем инвестиций Китая в страны, охваченные инициативой, превысил 70 миллиардов долларов. Китайские предприятия открыли 75 зон торгово-экономического сотрудничества в странах инициативы, которые обеспечили 200 тысяч новых рабочих мест. Стороны совместно выработали новую модель сотрудничества для развития глобальной экономики и региональной интеграции.

«Выдвинутая Китаем инициатива «Один пояс, один путь» подала важную платформу для продвижения международного сотрудничества, предложила новое мышление», — отмечал Генсекретарь ООН Антониу Гутерриш. Он подчеркивал, что эта стратегия позволила запустить новые инфраструктурные проекты, привлечь инвестиции в развивающиеся страны, и снизить безработицу. «Строительство «Одного пояса, одного пути» представляется взаимовыгодным и выигрышным для всех сторон», — заметил Гутерриш.

Без барьеров

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» направлена ​​на всеобщее развитие, и сегодня можно уже говорить о ее переходе на новый, более высокий и качественный этап реализации. Такое мнение высказал на форуме сотрудничества СМИ руководитель газеты «Жэньминь жибао» Ли Баошань. «Сейчас перед человечеством стоят серьезные вызовы. Эффективные ответы на них можно найти только совместными усилиями. Нам представляется, что инициатива «Один пояс, один путь» как раз может предложить модель решений для многих проблем современности, содействовать поддержанию мира и расширению глобальной кооперации», — заявил Ли Баошань. По его словам, важной особенностью этого масштабного проекта является тот факт, что он учитывает интересы развивающихся стран, а не ориентирован исключительно на ведущие экономики планеты.

Говоря о внешней политике Китая, Ли Баошань подчеркнул, что КНР за последние годы внесла значительный вклад в поддержание стабильности в регионе и мире. «Китай не строит барьеры и препятствия для других стран, он выступает против применения силы и приветствует взаимодействие во всех сферах, — заметил Ли Баошань. — Здесь важно отметить, что инициатива «Один пояс, один путь» реализуется в соответствии с существующими международными правилами. Не исключено, что со временем мы придем к выводу о необходимости совершенствования международной правовой системы, но это должна быть естественная эволюция на объективной и прозрачной основе».

Приветствуя участников форума, Ли Баошань констатировал, что это мероприятие из года в год демонстрирует динамику и находит поддержку среди многих стран. «Наш форум — прочная платформа для диалога СМИ. «Жэньминь жибао» будет поощрять международный обмен и сотрудничество, мы будем стремиться идти в ногу с новыми течениями в области медиа и сферы информационных технологий. Тема инноваций всегда будет в фокусе наших международных встреч», — добавил он.

Как заметил член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая Хуан Куньмин на встрече с участниками форума сотрудничества СМИ, «Один пояс, один путь» уже превратился из концепции в действие, с видения перспектив в реальность. Он выразил надежду на то, что СМИ заинтересованных стран и регионов будут непрерывно углублять взаимодействие и активно распространять информацию об инициативе. Иностранные представители в свою очередь выразили готовность укреплять сотрудничество между СМИ и тем самым внести больший вклад в воплощение глобального проекта.

Беларусь — важный партнер Китая в строительстве «Пояса и пути». Это, кстати, не раз подчеркивал председатель КНР. «Нашим странам следует предпринять еще большие усилия для укрепления торгово-инвестиционных отношений», — заметил Си Цзиньпин. Очень важным здесь представляется проведение в следующем году форума «Один пояс, один путь» на базе Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

И еще. Что касается именно взаимодействия СМИ, то между «Жэньминь жибао» и «Звяздой» развивается плодотворное сотрудничество, что закреплено в соответствующем Меморандуме, подписанном редакциями. Мы реализуем совместный проект, который представлен на наших интернет-порталах (на сайте «Звязды» он называется «Вести из Китая»), а также на страницах изданий. Здесь отображается широкая палитра жизни Беларуси и Китая. Примечательно, что в музее одного из ведущих СМИ мира — «Жэньминь жибао» один из стендов посвящен именно нашему совместному проекту.

Николай ЛИТВИНОВ

Минск - Боаа - Пекин - Минск

Выбор редакции

Общество

Молодечно претендует на звание белорусской столицы стрит-фуда

Молодечно претендует на звание белорусской столицы стрит-фуда

Корреспондент «Звязды» оценила гастрономический потенциал города.  

Общество

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Он молодой — в этом году ему исполняется 10 лет.  

Экономика

Как бизнес двигает политику

Как бизнес двигает политику

Конференция немецкого бизнеса «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития» прошла в белорусской столице. 

Общество

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

Белорусская «антиотмывочная» система вызывает определенный интерес у экспертного сообщества ЕАГ.