Вы здесь

Что изменится в системе подготовки кадров


О том, что Национальная система квалификаций требует совершенствования, разговоры ведутся уже давно. «Обучение традиционными методами сильно отстает от реальных потребностей экономики. Сегодня работодатель получает специалиста, которого часто приходится доучивать», — высказался первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович. Причиной дисбаланса спроса и предложения рабочей силы он назвал недостаточную согласованность сфере образовательных услуг и рынка труда.


Поэтому 24 октября текущего года постановлением Совета Министров была утверждена Стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций. Она будет реализовываться в два этапа. На первом (с 2018-го до 2020 года) будет сформирована законодательная база и проведена организационная работа по внедрению новых элементов системы квалификаций. На втором этапе (с 2021-го до 2025 года) эти новые элементы внедрят в сферу труда и образования, разработают Национальную рамку квалификаций, сформируют систему независимой оценки квалификации и сертификации. Координировать всю деятельность будет специальный совет при Совете Министров.

Механизм следующий. При ведомствах создадут секторальные советы, куда войдут и специалисты органов госуправления, и представители передовых предприятий, профессиональных объединений (такие советы уже есть при Государственном комитете по имуществу, администрации Парка высоких технологий, министерствах экономики, промышленности, архитектуры и строительства). Они будут разрабатывать проекты профессиональных стандартов на определенные виды деятельности, которые сочтут перспективными и наиболее востребованными. Потом их утверждает Министерство труда и социальной защиты, а Минобразования на их основании разрабатывает образовательные стандарты для подготовки соответствующих специалистов.

— Для системы профессионального обучения это чрезвычайно важно. В отличие от академического высшего образования, где большую роль играют фундаментальные знания, прикладные квалификации завязаны непосредственно на технологиях, выполнении задач в рамках современных производств. Эти требования должны находить отражение в профессиональных стандартах, где через описание видов деятельности, функций можно увидеть, к чему готовить будущего специалиста, — отмечает ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский.

Наибольший разрыв между учебными программами и потребностями рынка труда наблюдается в сферах, которые быстро развиваются, — IТ, робототехника, логистика. Но, замечает Валерий Голубовский, есть примеры и на уровне обычных рабочих профессий. Так, современный сварщик должен уметь программировать робототехнические комплексы. Поэтому наиболее прорывные предприятия должны определять требования, которые положат в основу системы подготовки кадров.

Еще один важный момент касается неформального образования. Оно также будет иметь вес при устройстве на работу. Создадут независимый орган, который будет оценивать навыки человека по определенной специализации и выдавать сертификат. Например, если вы самостоятельно научились класть печь или освоили программирование на онлайн-курсах, то, успешно сдав экзамен в этом независимом органе, вы получите официальный документ, который подтвердит вашу квалификацию.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Опубликован полный текст Концепции информационной безопасности Беларуси

Опубликован полный текст Концепции информационной безопасности Беларуси

Государственным органам и иным организациям поручено руководствоваться положениями Концепции в практической деятельности. 

Экономика

Петришенко: Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно только авансом

Петришенко: Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно только авансом

Однако наша страна надеется, что это временные трудности.

Калейдоскоп

Около 150 спортсменов-любителей хотят выступить в «доевропейских играх»

Около 150 спортсменов-любителей хотят выступить в «доевропейских играх»

Тренировки и съемки участников начнутся в апреле.