Вы здесь

Куда исчезло золото Колчака и почему в Байкале не ищут утопленников


Пассажирам рейса «Париж — Шанхай», которые недавно из-за неисправности самолета застряли на несколько дней в Иркутске, можно только посочувствовать. И не только потому, что попали в сибирскую уже наступившую зиму, явно на это не рассчитывая, — в европейских новостях говорили именно об этом, показывая бедолаг, ежащихся от холода в легких куртках. Лично я сочувствую им совершенно по другому поводу: из-за отсутствия виз они все это время вынуждены были сидеть в отеле. Это в каких-то семидесяти километрах от Байкала — самого большого озера планеты, побывать на котором мечтают многие. Да и в самом Иркутске европейцу есть что посмотреть... Бедные, бедные французы!

К счастью, нам, чтобы увидеть Священное море, виза не нужна, поэтому, оказавшись в Иркутске, мы уже на следующий день катили по почти горной дороге в поселок Листвянка, чтобы с тамошней пристани начать свое микроскопическое в масштабах озера путешествие по нему.


Фото А.Качура Sputnik Беларусь

У зверя в пасти

Дорога из Иркутска в Листвянку идет параллельно со стремительной Ангарой, против ее течения: реку видишь с правой стороны почти все время. Сразу вспоминаешь уроки географии в школе: в Байкал впадает более трехсот рек, а вытекает одна Ангара. Как она это делает, можно увидеть именно в Листвянке: там находится исток этой сибирской реки. К слову, самый широкий в мире — это вам не какой-то узенький ручеек, а целый километр! Недаром в переводе с языков местных народов ангара означает «пасть зверя». «Зверь», надо сказать, ненасытный — вода вырывается из Байкала с такой скоростью, что исток не замерзает даже в лютые сибирские морозы. Этакий водопад, только не отвесный, а «положенный» под углом градусов тридцать. А устье реки, там, где она впадает в Енисей, находится по уровню еще ниже. Вот и получается, что тонны воды из Байкала извергаются в Ангару каждую секунду и несутся с бешеной скоростью. Увидев это своими глазами, уже не задаешься вопросом, почему именно на Ангаре построили мощнейшую по выработке электроэнергии в России Братскую ГЭС.

Сил у Байкала, чтобы напоить «зверя», пока хватает: как-никак пятая часть запасов пресной воды на планете. Да и триста рек его неслабо подпитывают. Река Селенга с притоками дает озеру половину из того, что оно получает. Вот с этим сейчас и проблема, которая пока никак не разрешается. Монголия, по территории которой Селенга протекает, запланировала строительство на реке и ее притоках каскада ГЭС. А это значит, что воды в Байкал станет поступать гораздо меньше. Российская сторона обеспокоена, предлагает соседям разные альтернативные варианты, готова делиться с ними своей электроэнергией. Однако вопрос на протяжении уже пяти лет остается открытым.

Славное море, священный Байкал...

Байкал — самое глубокое озеро на Земле и одно из самых больших по площади. И, как считают многие ученые, — самое древнее: возникло 25—30 миллионов лет назад на месте тектонического разлома. Неудивительно, что в происхождении названия «Байкал», с какого языка здешних и соседних народов ни переводи, присутствует слово «большой, могучий». А буряты добавляли еще и приставку «далай» — верховный, всевышний...

В том, что это — МОРЕ, не сомневаешься ни на минуту, даже когда оказываешься просто на его берегу. Когда же спускаешься на воду, темные горы становятся все дальше и уже только маячат тонкой полоской за спиной на горизонте, а вокруг только вода, вода, вода, сколько хватает глаз, и бьет в борт катера настоящая волна, и сечет в лицо неизвестно откуда взявшийся ветер... И это при том, что, когда нам на большой карте озера нарисовали наш дневной маршрут, он оказался коротеньким отрезком в несколько миллиметров...

Красота тут — могучая, завораживающая, суровая. Присадистые горы, поросшие лесом (там, где довелось побывать, тайга «светлая»: сосны, смешанный лес. Можно только представить, насколько пейзаж более грозный там, где берега поросли тайгой «темной» — кедрами). Вода — кристально чистая: бросишь монетку на глубине и кажется, что она не тонет, а это просто видимость на десятки метров. Ее, говорят, можно пить, прямо зачерпывая из озера. Причина такой чистоты — малюсенький рачок эпишура, колонии которого перерабатывают всю попадающую в озеро органику (пробовали заселить его в другие водоемы, решить тем самым проблему очистки пресной воды повсеместно — не вышло: выживает рачок только в байкальской воде). Причем делают это так быстро, что утопленников на Байкале не ищут — через несколько часов искать уже некого.

К слову, купаясь в Байкале именно в районе Листвянки, у истока Ангары, в августе 1972 года погиб известный прозаик Александр Вампилов — на воде у него остановилось сердце. Эта история и сентябрьская погода не остановила автора этих строк. В Байкале я помочила ноги! Так что свидетельствую: вода чистейшая и... ледяная. Что и не удивительно: даже в разгар лета в тихих заливах ее поверхность не нагревается больше 15 градусов.

Говорят, воду из Байкала можно пить, не очищая. Фото А.Качура Sputnik Беларусь

Чудо-рыба голомянка и другие

А еще мне посчастливилось увидеть настоящую байкальскую нерпу — блестящая черная голова вынырнула на несколько секунд прямо у борта катера. Это млекопитающее живет только на Байкале. Зимой — подо льдом, толщина которого иногда бывает до двух метров. Нерпа процарапывает полыньи в нем своими длинными острыми когтями. Чтобы дышать и вывести потомство: малыши появляются на поверхности озера, в снежной берлоге, а мама из воды через полынью таскает им рыбку. Белек растет в полной безопасности, разве что берлога по какой-то причине разрушится раньше времени, и белый малыш окажется на белом снегу. Его черные глазки-бусинки видны издалека, и их могут выклевать хищные птицы. Через два месяца, когда снег и лед растают, малыш уже никакой не малыш, а взрослая нерпа — плюхается в воду и уплывает.

Растут бельки так быстро на собственно байкальской рыбе — голомянке. Это уникальное существо: она живородящая (т. е. появляется не из икры), без чешуи и состоит на 30 процентов из чистого жира. Ее, а также другую именно байкальскую ихтиофауну, приезжий может увидеть в Листвянке в музее истории Байкала. А если пройдется вглубь поселка, то и попробовать омуля, хариуса и ту же голомянку на вкус: на местном рынке байкальской рыбы в копченом и вяленом виде предостаточно. Так же как и кедровых орехов, таежных сушеных трав и украшений из местных минералов — чароита (все оттенки лилового с белыми прожилками) и серафинита (более строгого — серо-зеленого). На рынке чувствуется близость... нет, не Китая — Монголии. Оттуда привозят вещи из шерсти яка. Носки, например, — это, скажу я вам, — вещь. Любые сибирские морозы выдержат.

Один из тоннелей Транссиба на байкальском берегу. Фото А.Качура Sputnik Беларусь

Золотые воды?

Здесь вам обязательно расскажут о якобы утонувшем в Байкале «золоте Колчака» — части золотого запаса Российской империи, который адмирал во время своего правления в Сибири вывез из хранилища в Казани. Якобы его везли в поезде по участку Транссибирской железной дороги и на выезде из одного из тоннелей (а их в прибайкальских скалах при прокладке рельсов в начале прошлого века было прорублено немало) красные партизаны дорогу заминировали. Поезд ехал на большой скорости, вагоны вздыбились и полетели с обрыва в воду (а глубина огромная у самого берега). Где же золото? Так и не нашли. «Рачки съели», — шутят местные. А потом объясняют, что все это не более чем легенда: поезда по тоннелям двигались со скоростью не более 20 километров в час, до береговой линии не так близко, чтобы вагоны, даже если они и сошли бы с рельсов, упали в воду. Тайна колчаковского золота наверняка так и останется нераскрытой. Так же как наверняка никто не узнает, где именно обрело покой тело самого Колчака: по легенде, его расстреляли в Иркутске на берегу притока Ангары Ушаковки и сбросили в прорубь. Но эта версия так и не доказана...

* * *

Давно уже не ходят по берегу Байкала поезда, огромные ледоколы, которые переправляли по замерзшему озеру составы, остались лишь в виде макетов. По участкам железной дороги возят разве что туристов, им же в тоннеле, прямо на темной каменной стене, показывают документальный фильм о потерянном золоте. И только Байкал остается все таким же, как и миллионы лет назад, когда со стоном разломилась земля и заполнила эту рану кристально чистой водой...

Елена ЛЕВКОВИЧ

Название в газете: Земля Большой Воды

Выбор редакции