Вы здесь

Почему усилия по привлечению инвестиций не всегда срабатывают


В 2016 году, выступая в парламенте, Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству и парламенту создать надлежащие комфортные условия для инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, напомнил председатель Совета Республики Михаил МЯСНИКОВИЧ на парламентских слушаниях, посвященных теме привлечения средств в экономику Беларуси.


Фото пресс-службы Палаты представителей.

«Прошло достаточно много времени, созданы соответствующие рабочие группы, подгруппы, планы, стратегии, концепции, а каких-то прорывных решений и объемов в сфере инвестиционного цикла крайне недостаточно, — заметил спикер. — Были очень большие ожидания от ряда законов: «Об инвестиционных фондах», «О государственно-частном партнерстве», «О концессиях» и другие. К сожалению, серьезного влияния на инвестиционную деятельность эти нормативные правовые акты не оказали. Мы по-прежнему имеем низкие темпы роста инвестиций в основной капитал и прямых иностранных инвестиций».

Председатель Совета Республики озвучил несколько конкретных предложений для включения в рекомендации по итогам парламентских слушаний.

Спикер предложил, во-первых, законодательно закрепить институт специнвестконтрактов. Это обеспечит гарантию сбыта продукции на внутреннем рынке по ранее согласованным правилам, что снизит риск для инвестора в первые годы реализации проекта. Во-вторых, ввести стабилизационную оговорку, т. е. нераспространение на инвесторов, в том числе на совместные компании, действия нормативно-правовых актов, которые ухудшают условия работы по сравнению с теми, которые были на стадии заключения соответствующего инвестдоговора.

Еще одно направление — развитие правовых условий на рынке объектов интеллектуальной собственности. «Беларусь, как страна высокоинтеллектуальная, может на этом хорошо зарабатывать, — считает руководитель Совета Республики. — Есть поручение Президента: мотивировать инженерную мысль, управленцев не только за счет выплаты соответствующих роялти, но и в том числе через внедрение новых прогрессивных технологий — как на базисных отраслях, так и в новых проектах».

Михаил Мясникович с сожалением выразил мнение, что вопрос этот капитально провален. «В первую очередь Государственным комитетом по науке и технологиям, несмотря на ряд предложений. За последние годы количество заявок на патенты, на объекты промышленной собственности уменьшилось в разы, — констатировал он. — Человеческий потенциал, который мы имеем, надо мотивировать для того, чтобы он совершенствовал соответствующие технологические процессы и таким образом повышалась конкурентоспособность отечественной продукции. Полагаю, что это является и серьезным тормозом для инвесторов, которые хотели бы вкладывать инвестиции в науку или наукоемкие проекты, особенно стартапы, для того чтобы потом иметь экономическую выгоду».

Михаил Мясникович пояснил, что речь идет об исправлении практики, когда объекты интеллектуальной собственности, созданные в государственных организациях, являются собственностью государства: «Автора здесь нет. В этой ситуации, поскольку наука, образование да и базисные отрасли промышленности являются государственными, человек из процесса выключается. Суть моего предложения в том, чтобы при работе над соответствующим разделом Гражданского кодекса и отдельными законами об интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных правах, этот пробел ликвидировать».

Далее председатель Совета Республики напомнил участникам слушаний и о глобальном проекте «Один пояс — один путь». «Мы упускаем время, если уже не упустили. Пекин планирует вложить в проект порядка 300 миллиардов долларов в течение ближайших 10 лет. Страны-партнеры и сами вкладывают очень большие средства в этот глобальный проект», — отметил он.

Речь идет о развитии не только международных грузовых перевозок, но и о больших проектах, которые должны сопровождать грузы из Китая в Европу и обратно. «Для нас, как страны транзитной, это крайне важно, — подчеркнул сенатор. — Сегодня в Беларуси этой темой занимается только Белорусская железная дорога. Остальные ждут, наверное, дополнительных поручений, в то время как казахи, узбеки, туркмены, турки, азербайджанцы, иранцы активно включаются. Через Казахстан разработано семь направлений движения грузов из Китая в Европу и обратно. Через Беларусь — только одно».

Михаил Мясникович обратил также внимание участников парламентских слушаний на слишком сложную процедуру отчуждения государственной собственности, в том числе на коммунальном уровне. «Очень много неэффективно используемых или неиспользуемых вообще производственных площадей акционерных обществ, — заметил он. — Это находится в управлении соответствующих предприятий. Целые цеха, корпуса пустуют. Руководство акционерных обществ ответственности за эффективное использование государственной собственности не несет, Госкомимущество тоже. Полагаю, что это неправильно. Государственная собственность должна приносить отдачу».

Председатель Совета Республики сослался на то, что огромное имущество находится в собственности государства, а приносит дивиденды только около трех процентов, причем основные средства поступают от «Беларуськалия» и Белорусской железной дороги, частично от авиации. «Полагаю, что по данному вопросу следует подготовить проект указа, предусматривающий, в том числе, сокращение сроков исковой давности по сделкам с государственным имуществом. Очень продолжительные сроки рождают сомнение у инвестора: не придут ли проверять через 3—5 лет. Неэффективных проверять не будут, а у эффективных могут спросить: почему ты купил по стоимости простенькой кофточки корпус, а потом стал получать на нем хорошую прибыль. Эти риски для инвесторов надо минимизировать», — считает сенатор.

Поручение Президента 2016 года надо выполнять не формально, а по существу, и улучшать условия для инвесторов, отметил в своей речи Михаил Мясникович.

Главная задача — формирование конкретного законодательства в широком смысле. И формирование доверия. Без первого и второго дело не сдвинется, резюмировал он.


Кіраўнічы партнёр ААТ «Эрнст энд Янг» (беларускі офіс брытанскай аўдытарска-кансалтынгавай кампаніі) Павел ЛАШЧАНКА:

Фо­та Воль­гі Мядз­ве­дзе­вай.

— Наш рэгіён, уключаючы Прыбалтыку, не вельмі цікавы для партфельных інвестараў з-за малых аб'ёмаў рынкаў капіталу, у прыватнасці ў Беларусі, нізкай ліквіднасці фондавага рынку і ўласцівых рызык. Гэтыя суадносіны малога аб'ёму і рызыкі ў тым ліку тлумачаць нядаўні правал ІPO (першы публічны продаж акцый. — «МС».) групы «Еўрагандаль» у Лондане. Калі ўжо прыватная кампанія не змагла зрабіць ІPO, то казаць пра тое, што дзяржаўная кампанія можа лёгка і хутка гэта зрабіць — няпраўда.

У маім разуменні сітуацыю трэба разглядаць літаральна як бойку за інвестыцыі. Нашы калегі па Еўразійскім эканамічным саюзе нас абагналі па многіх параметрах. Мэту ўвайсці ў трыццатку (у рэйтынгу Сусветнага банка «Вядзенне бізнесу». — «МС».) я чую 10 гадоў, калі не памыляюся. Мы, канешне, блізкія да мэты, але, калі мы ўвойдзем, гэта не значыць, што мы пераможам. Напрыклад, Кітай на 47-м месцы, і што?

Асабіста я лічу, што справа не столькі ў прававых умовах дзейнасці і асяроддзі, хоць, канешне, трэба над гэтым працаваць і трэба мець люстэрка — незалежных экспертаў, якія ацэньваюць намаганні ўрада і парламента.

Галоўнае — людзі. Яны ствараюць клімат і прыносяць плён. Людзі, якія працуюць з інвестарамі, павінны валодаць самае меншае трыма якасцямі, якія трэба разглядаць разам.

Першае, чалавек павінен быць патрыётам Беларусі: шанаваць дзяржаўны лад, умець працаваць у камандзе, інтарэсы краіны ставіць вышэй за свае і спавядаць эвалюцыйны шлях развіцця, а не рэвалюцыйны.

Па-другое, чалавек павінен быць пасіянарным, энергічным, прадпрымальным, ён павінен быць байцом на тым фронце, дзе змагаецца. Яму сказалі прыводзіць інвестыцыі — ён павінен з гэтым прачынацца і засынаць.

Трэцяя якасць — наяўнасць шырокага міжнароднага бізнес-кругагляду. Таму я глыбока перакананы, што людзі, якія адказваюць за інвестыцыі і працуюць у дзяржаўным сектары, абавязаны атрымліваць дадатковую адукацыю за мяжой. Гэта дазволіць істотна палепшыць веданне англійскай мовы, адпаведна — камунікацыю з патэнцыйным інвестарам, гэта дапаможа атрымаць асабістыя кантакты і потым са сваімі сакурснікамі рабіць бізнес у сваёй краіне, дапамагаць ім.

Кіраўнічы партнёр ААТ «Зубр Капітал» Алег ХУСАЕНАЎ:

Фота bel.bіz

— Я прадстаўляю прафесійных інвестараў. Мой бізнес дастаткова просты: хаджу па багатых кампаніях і людзях, міжнародных фінансавых інстытутах і ўгаворваю іх укласціся ў фонд, які будзе інвеставаць у прадпрыемствы Беларусі. Работа фонду складаецца менавіта такім чынам: мы збіраем грошы, інвестуем іх у мясцовыя кампаніі, праз нейкі час свой пакет акцый прадаём і вяртаем інвестыцыі ўжо з даходнасцю.

Зараз мы ў асноўным інвестуем у прыватныя кампаніі. У 1991 годзе, калі ўтварылася Рэспубліка Беларусь, усе кампаніі былі дзяржаўныя. У 2017 годзе доля прыватных кампаній у ВУП ужо склала больш за 30 %. Прытым у нашай краіне не было маштабнай прыватызацыі. Гэта тыя кампаніі, якія за кошт сваёй працы і свайго таленту стварылі частку эканомікі Беларусі. Падатковыя паступленні прыватнікаў ужо складаюць каля 75 %, што сведчыць пра больш эфектыўную іх працу ў параўнанні з дзяржаўнымі прадпрыемствамі.

У Беларусі склаўся ўнікальны ўклад, калі дзяржава і дзяржаўныя кампаніі выконваць пэўную сацыяльную місію, забяспечваюць людзей мінімальнай працоўнай занятасцю, разам з тым побач расце прыватны сектар, які стварае новыя працоўныя месцы. У нас ёсць перавага перад нашымі суседзямі, бо гэты ўклад даў пэўную стабільнасць у дзяржаве, а нішто так не прываблівае інвестараў як стабільнасць.

Акрамя таго, дзяржава ў нас стварае пункты росту: малыя гарады, Парк высокіх тэхналогій, Кітайска-беларускі індустрыяльны парк «Вялікі камень».

Па сутнасці справы

Рэкамендацыі Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Беларусі па выніках парламенцкіх слуханняў на тэму  «Прававыя і практычныя аспекты паляпшэння інвестыцыйнага клімату ў Рэспубліцы Беларусь» уключаюць развіццё венчурнага інвеставання, пашырэнне асобных элементаў прэферэнцыяльных рэжымаў на ўсю тэрыторыю краіны або абласцей, планаванне інфраструктуры з улікам патрэб інвестараў, скарачэнне пераліку абавязковых умоў пры заключэнні інвестыцыйных дагавораў, павышэнне адказнасці дзяржаўных органаў  за несвоечасовае выкананне абавязацельстваў перад інвестарам, забеспячэнне суразмернасці спагнання ступені віны і страты, якую прычыніў суб’ект гаспадарання.

Парламентарыі таксама рэкамендуюць профільным міністэрствам і ведамствам: працягваць работу над іміджам краіны, ліквідаваць папяровую цяганіну, гарманізаваць наша заканадаўства з заканадаўствам найбольш прывабных для інвестыцый краін, распрацаваць дакумент па ўрэгуляванні спрэчак паміж інвестарамі і дзяржавай, даць Нацыянальнаму агенцтву інвестыцый і прыватызацыі больш паўнамоцтваў, забяспечыць падрыхтоўку якасных кадраў у інвестыцыйнай дзейнасці, спрасціць працэдуру адводу і афармлення зямлі для інвестараў і іншыя меры, накіраваныя на ўзгодненасць нацыянальнага заканадаўства ў справе стварэння спрыяльных умоў для развіцця  бізнесу.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.

Спорт

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Комментатор «Первого канала» Александр Гришин делится впечатлениями от Беларуси и приоткрывает секреты своей работы.