Вы здесь

Вся актуальная информация об инвестициях в нашей стране


На парламентских слушаниях на тему правовых и практических аспектов улучшения инвестиционного климата в Беларуси встретились не только депутаты и парламентарии, руководители местных и республиканских органов государственного управления, но и инвесторы, эксперты, представители международных организаций. Наш корреспондент послушал участников и собрал главное из их выступлений.


Должны стать лучшими

Как отметил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин, сегодня в нашей стране созданы благоприятные условия для инвестирования.

«Инвестор может рассчитывать на политическую и социальную стабильность, отсутствие каких-либо потрясений. В свою очередь, Беларусь рассматривает иностранные инвестиции как дополнительный источник финансовых ресурсов страны для обновления и расширения основного капитала, — сказал первый вице-премьер. — Инвестиционное законодательство страны построено на мировых принципах. Оно гарантирует все права инвесторам, не разделяя их на внутренние и внешние».

Александр Турчин напомнил, что в нашей стране действует закон «Об инвестициях», разработанный при участии Международной финансовой корпорации. Кроме того, было подписано более 60 международных соглашений о поощрении и защите инвестиций. Беларусь — полноправный член Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций. Все это защищает инвестора и страхует риски по принятым международным стандартам.

По его словам, практически вся территория нашей страны — это совокупность преференциальных режимов, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и другие преимущества для успешной реализации проектов.

Первый вице-премьер обратил внимание, что совершенствование делового и инвестиционного климата в Беларуси проводится на системной основе. Он рассказал, что недавно правительством была принята новая программа деятельности до 2020 года. В ней вопрос совершенствования инвестиционного климата закреплен в качестве одного из приоритетов экономической политики ближайшего времени. «Поставлена ​​амбициозная задача создания в Беларуси лучших в ЕАЭС условий для привлечения инвестиций, определены механизмы ее решения», — отметил он.

Кроме того, ведется работа по корректировке закона «Об инвестициях», что позволит обеспечить совершенствование норм, касающихся гарантий защиты прав инвесторов.

Еще Александр Турчин сообщил, что сейчас совместно с экспертами Всемирного банка создается проект стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в страну до 2025 года. В ней определяются направления и меры по улучшению инвестиционного и делового климата, осуществляется оценка регуляторных и административных барьеров, препятствующих привлечению инвестиций.

Перебор с защитой

Следующим на тему повышения инвестиционной привлекательности как важнейшего условия обеспечения эффективного экономического роста в Беларуси выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Валерий Воронецкий.

«Наше членство в Евразийском экономическом союзе, бесспорно, самый важный фактор, который позитивно влияет на инвестиционную привлекательность экономики Беларуси, — отметил депутат. — Вместе с тем следует признать, что экономический союз в рамках ЕАЭС пока не стал реальностью. По сути, здесь нет не только присущих любому экономическому союзу единых экономической, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, энергетической и других политик, но и их должной координации».

Он подчеркнул: в результате возникают многочисленные барьеры, конфискации, ограничения. Кроме того, иностранные инвесторы, которые производят высококачественную продукцию в Беларуси (формально на территории Таможенного союза), не всегда могут свободно продавать ее в пределах ЕАЭС. По мнению Валерия Воронецкого, это нонсенс, который наносит ущерб инвестиционной привлекательности как Беларуси, так и всего союза.

«Пока представители государств — членов ЕАЭС в созданных интеграционных структурах больше занимаются протекционизмом собственных экономик, чем думают об интересах и конкурентоспособности за весь ЕАЭС, — заявил депутат. — Если не предпринять здесь решительных мер, этот проект может быть поставлен под угрозу».

По его словам, с целью сбалансированного и устойчивого развития необходимо наращивать экономическое сотрудничество не только с Россией, странами ЕАЭС, но и с США, ЕС, другими растущими экономиками мира.  Для улучшения инвестиционной привлекательности нашей страны нужно также работать над имиджем Беларуси за рубежом, уверен Валерий Воронецкий.

Какие перспективы?

О задачах на будущее рассказал министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой.

«По итогам девяти месяцев текущего года мы видим, что отмечается положительная динамика темпов роста инвестиций в целом по республике. Темп — 109,8%, при этом есть опережающий рост затрат на приобретение машин, оборудования, то есть материальной основы нашей экономики, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, модернизации нефтеперерабатывающих заводов, строительства АЭС, — отметил он. — В структуре инвестиций в реальный сектор экономики 100 крупнейших проектов занимают около 40%».

Кроме того, привлечено 1,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, годовое задание практически выполнено. Если сравнить с 2017 годом, то произошел прирост в 47%. Интересно, что иностранный капитал продолжает преобладать в быстро окупаемых областях белорусской экономики, в первую очередь — в торговле и сфере услуг. По словам министра, стоит задача постепенно проводить переориентацию и на промышленный сектор.

Теперь о перспективах:

«До 2025 года мы планируем на первоочередные инфраструктурные проекты привлечь около 6 миллиардов долларов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства», — заявил Дмитрий Крутой.

А теперь — конкретные задачи на будущее. Они довольно амбициозные: войти в топ-30 рейтинга Dоing Businеss, увеличить до 2025 года объем общих инвестиций в стране до 53 миллиардов рублей, что составляет рост практически в два раза до нынешнего уровня.

Как этого достичь? У министра экономики есть ответ и на этот вопрос. Так, необходимо завершить работу по корректировке законодательной базы, упорядочить ряд постановлений правительства, касающихся заключения инвестиционных договоров, реализовать «дорожную карту» снятия барьеров и исключений в ЕАЭС.

Также нужно упрощать процедуры и сокращать сроки получения всех разрешений, по возможности в ближайшей перспективе создать полную цифровую основу осуществления этих процессов с целью исключения личностного и субъективного факторов чиновников любого уровня для принятия решений.

«Важной темой сейчас занялось правительство в части подготовки инвестиционных площадок с готовой транспортной, инженерной инфраструктурой», — отметил он.

Министр рассказал, что в этой сфере была достигнута определенная граница, а прямого бюджета уже не хватает, поэтому Президент поддержал инициативу правительства и позволил привлекать кредитные ресурсы на эти направления.

Кроме того, в ближайшее время планируется полностью переформатировать работу Национального агентства инвестиций и приватизации. Предложения практически подготовлены. Зачем нужно менять систему? Чтобы сделать этот институт полноценным «одним окном» для инвесторов.

Какие еще проблемы?

Эту тему в своем выступлении затронул председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов. Он отметил, что Беларусь стремится занять лидерские позиции в этой сфере, поэтому проблемы рассмотреть необходимо.

Депутат обратил внимание на следующее: если в 2010 году удельный вес инвестиций в ВВП составлял 33,7%, то начиная с 2016 года инвестиции не превышают 21%. Что это значит? Например, оборудование на предприятиях в современных условиях модернизации и роботизации: сроки его обновления составляют от трех до десяти лет. По словам Владислава Щепова, объем инвестиций в 20% — это критический уровень, который не позволяет обеспечить конкурентоспособность белорусскоЙ экономики.

Потом он озвучил проблемы: первая — объемы привлечения инвестиций. Вторая — технологическая структура инвестиций: 48,9% из них — это строительно-монтажные работы, попросту говоря, деньги вкладывают в стены, а не в оборудование. «Ситуацию надо кардинально менять», — констатировал председатель комиссии по экономической политике.

Третья проблема: более 60% общего объема инвестиций приходится на Минск, Минскую и Гродненскую области.

О свободных экономических зонах

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович обратил внимание присутствующих на стимулирование инвестиций.

«В целях усиления стимуляционной составляющей специального режима налогообложения резидентов СЭЗ к уже имеющимся льготам в проекте новой редакции Налогового кодекса дополнительно закладываются и новые меры налогового стимулирования, новые льготы и преференции, — рассказал он. — Для совершенствования инвестиционной деятельности в СЭЗ без временного ограничения на весь период их функционирования до 31 декабря 2049 года предполагается освобождение от налога на прибыль в части полученной резидентами СЭЗ прибыли от реализации товаров собственного производства».

Кстати, на сегодняшний день налоговая нагрузка для резидентов СЭЗ составляет 3,9%.

Министр финансов также напомнил присутствующим о решении Александра Лукашенко о расширении границ СЭЗ. Зачем? Это позволит разместить резидентов с учетом перспектив их развития, создать новые рабочие места, оптимально задействовать свободные земельные участки.

«Есть также и потребность в дополнительном развитии инженерной и транспортной инфраструктуры СЭЗ, — отметил Максим Ермолович. — Эти инвестиции, которые предполагается привлечь у международных финансовых институтов, позволят довести объем общих инвестиций в свободные экономические зоны до 1 миллиарда долларов».

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фотографии предоставлены пресс-службой Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Выбор редакции

Общество

Михаил Мясникович: Форум регионов Беларуси и России прирастает новыми проектами и не исчерпал свой потенциал

Михаил Мясникович: Форум регионов Беларуси и России прирастает новыми проектами и не исчерпал свой потенциал

Выступление председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Михаила Мясниковича на пленарном заседании VI Форума регионов.

Общество

Когда человек становится книгой. Что такое «Живая Библиотека»?

Когда человек становится книгой. Что такое «Живая Библиотека»?

Рассказы в «Живой Библиотеке» всегда запоминаются «читателям», так как «книга» — сам человек с неповторимым жизненным опытом, своим образом жизни ...

Общество

Какими путями будет развиваться зеленая экономика?

Какими путями будет развиваться зеленая экономика?

Элементы «озеленения» экономики включают в себя электротранспорт, городскую мобильность, умные города, органическое сельское хозяйство и экологический туризм.