Вы здесь

Вся актуальная информация об инвестициях в нашей стране


На парламентских слушаниях на тему правовых и практических аспектов улучшения инвестиционного климата в Беларуси встретились не только депутаты и парламентарии, руководители местных и республиканских органов государственного управления, но и инвесторы, эксперты, представители международных организаций. Наш корреспондент послушал участников и собрал главное из их выступлений.


Должны стать лучшими

Как отметил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин, сегодня в нашей стране созданы благоприятные условия для инвестирования.

«Инвестор может рассчитывать на политическую и социальную стабильность, отсутствие каких-либо потрясений. В свою очередь, Беларусь рассматривает иностранные инвестиции как дополнительный источник финансовых ресурсов страны для обновления и расширения основного капитала, — сказал первый вице-премьер. — Инвестиционное законодательство страны построено на мировых принципах. Оно гарантирует все права инвесторам, не разделяя их на внутренние и внешние».

Александр Турчин напомнил, что в нашей стране действует закон «Об инвестициях», разработанный при участии Международной финансовой корпорации. Кроме того, было подписано более 60 международных соглашений о поощрении и защите инвестиций. Беларусь — полноправный член Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций. Все это защищает инвестора и страхует риски по принятым международным стандартам.

По его словам, практически вся территория нашей страны — это совокупность преференциальных режимов, в рамках которых инвесторам предоставляются налоговые, таможенные льготы и другие преимущества для успешной реализации проектов.

Первый вице-премьер обратил внимание, что совершенствование делового и инвестиционного климата в Беларуси проводится на системной основе. Он рассказал, что недавно правительством была принята новая программа деятельности до 2020 года. В ней вопрос совершенствования инвестиционного климата закреплен в качестве одного из приоритетов экономической политики ближайшего времени. «Поставлена ​​амбициозная задача создания в Беларуси лучших в ЕАЭС условий для привлечения инвестиций, определены механизмы ее решения», — отметил он.

Кроме того, ведется работа по корректировке закона «Об инвестициях», что позволит обеспечить совершенствование норм, касающихся гарантий защиты прав инвесторов.

Еще Александр Турчин сообщил, что сейчас совместно с экспертами Всемирного банка создается проект стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в страну до 2025 года. В ней определяются направления и меры по улучшению инвестиционного и делового климата, осуществляется оценка регуляторных и административных барьеров, препятствующих привлечению инвестиций.

Перебор с защитой

Следующим на тему повышения инвестиционной привлекательности как важнейшего условия обеспечения эффективного экономического роста в Беларуси выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Валерий Воронецкий.

«Наше членство в Евразийском экономическом союзе, бесспорно, самый важный фактор, который позитивно влияет на инвестиционную привлекательность экономики Беларуси, — отметил депутат. — Вместе с тем следует признать, что экономический союз в рамках ЕАЭС пока не стал реальностью. По сути, здесь нет не только присущих любому экономическому союзу единых экономической, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, энергетической и других политик, но и их должной координации».

Он подчеркнул: в результате возникают многочисленные барьеры, конфискации, ограничения. Кроме того, иностранные инвесторы, которые производят высококачественную продукцию в Беларуси (формально на территории Таможенного союза), не всегда могут свободно продавать ее в пределах ЕАЭС. По мнению Валерия Воронецкого, это нонсенс, который наносит ущерб инвестиционной привлекательности как Беларуси, так и всего союза.

«Пока представители государств — членов ЕАЭС в созданных интеграционных структурах больше занимаются протекционизмом собственных экономик, чем думают об интересах и конкурентоспособности за весь ЕАЭС, — заявил депутат. — Если не предпринять здесь решительных мер, этот проект может быть поставлен под угрозу».

По его словам, с целью сбалансированного и устойчивого развития необходимо наращивать экономическое сотрудничество не только с Россией, странами ЕАЭС, но и с США, ЕС, другими растущими экономиками мира.  Для улучшения инвестиционной привлекательности нашей страны нужно также работать над имиджем Беларуси за рубежом, уверен Валерий Воронецкий.

Какие перспективы?

О задачах на будущее рассказал министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой.

«По итогам девяти месяцев текущего года мы видим, что отмечается положительная динамика темпов роста инвестиций в целом по республике. Темп — 109,8%, при этом есть опережающий рост затрат на приобретение машин, оборудования, то есть материальной основы нашей экономики, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, модернизации нефтеперерабатывающих заводов, строительства АЭС, — отметил он. — В структуре инвестиций в реальный сектор экономики 100 крупнейших проектов занимают около 40%».

Кроме того, привлечено 1,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, годовое задание практически выполнено. Если сравнить с 2017 годом, то произошел прирост в 47%. Интересно, что иностранный капитал продолжает преобладать в быстро окупаемых областях белорусской экономики, в первую очередь — в торговле и сфере услуг. По словам министра, стоит задача постепенно проводить переориентацию и на промышленный сектор.

Теперь о перспективах:

«До 2025 года мы планируем на первоочередные инфраструктурные проекты привлечь около 6 миллиардов долларов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства», — заявил Дмитрий Крутой.

А теперь — конкретные задачи на будущее. Они довольно амбициозные: войти в топ-30 рейтинга Dоing Businеss, увеличить до 2025 года объем общих инвестиций в стране до 53 миллиардов рублей, что составляет рост практически в два раза до нынешнего уровня.

Как этого достичь? У министра экономики есть ответ и на этот вопрос. Так, необходимо завершить работу по корректировке законодательной базы, упорядочить ряд постановлений правительства, касающихся заключения инвестиционных договоров, реализовать «дорожную карту» снятия барьеров и исключений в ЕАЭС.

Также нужно упрощать процедуры и сокращать сроки получения всех разрешений, по возможности в ближайшей перспективе создать полную цифровую основу осуществления этих процессов с целью исключения личностного и субъективного факторов чиновников любого уровня для принятия решений.

«Важной темой сейчас занялось правительство в части подготовки инвестиционных площадок с готовой транспортной, инженерной инфраструктурой», — отметил он.

Министр рассказал, что в этой сфере была достигнута определенная граница, а прямого бюджета уже не хватает, поэтому Президент поддержал инициативу правительства и позволил привлекать кредитные ресурсы на эти направления.

Кроме того, в ближайшее время планируется полностью переформатировать работу Национального агентства инвестиций и приватизации. Предложения практически подготовлены. Зачем нужно менять систему? Чтобы сделать этот институт полноценным «одним окном» для инвесторов.

Какие еще проблемы?

Эту тему в своем выступлении затронул председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов. Он отметил, что Беларусь стремится занять лидерские позиции в этой сфере, поэтому проблемы рассмотреть необходимо.

Депутат обратил внимание на следующее: если в 2010 году удельный вес инвестиций в ВВП составлял 33,7%, то начиная с 2016 года инвестиции не превышают 21%. Что это значит? Например, оборудование на предприятиях в современных условиях модернизации и роботизации: сроки его обновления составляют от трех до десяти лет. По словам Владислава Щепова, объем инвестиций в 20% — это критический уровень, который не позволяет обеспечить конкурентоспособность белорусскоЙ экономики.

Потом он озвучил проблемы: первая — объемы привлечения инвестиций. Вторая — технологическая структура инвестиций: 48,9% из них — это строительно-монтажные работы, попросту говоря, деньги вкладывают в стены, а не в оборудование. «Ситуацию надо кардинально менять», — констатировал председатель комиссии по экономической политике.

Третья проблема: более 60% общего объема инвестиций приходится на Минск, Минскую и Гродненскую области.

О свободных экономических зонах

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович обратил внимание присутствующих на стимулирование инвестиций.

«В целях усиления стимуляционной составляющей специального режима налогообложения резидентов СЭЗ к уже имеющимся льготам в проекте новой редакции Налогового кодекса дополнительно закладываются и новые меры налогового стимулирования, новые льготы и преференции, — рассказал он. — Для совершенствования инвестиционной деятельности в СЭЗ без временного ограничения на весь период их функционирования до 31 декабря 2049 года предполагается освобождение от налога на прибыль в части полученной резидентами СЭЗ прибыли от реализации товаров собственного производства».

Кстати, на сегодняшний день налоговая нагрузка для резидентов СЭЗ составляет 3,9%.

Министр финансов также напомнил присутствующим о решении Александра Лукашенко о расширении границ СЭЗ. Зачем? Это позволит разместить резидентов с учетом перспектив их развития, создать новые рабочие места, оптимально задействовать свободные земельные участки.

«Есть также и потребность в дополнительном развитии инженерной и транспортной инфраструктуры СЭЗ, — отметил Максим Ермолович. — Эти инвестиции, которые предполагается привлечь у международных финансовых институтов, позволят довести объем общих инвестиций в свободные экономические зоны до 1 миллиарда долларов».

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

Фотографии предоставлены пресс-службой Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.