Вы здесь

Как проект «Ветландс» помогает зверям и людям


«А, вон они, красавцы!» — указывает куда-то на горизонт Василий ГУРКОВ, директор республиканского ландшафтного заказника «Налибокский». Через три минуты подъезжаем ближе, и три размытые маленькие точки превращаются в десяток видных зубров. Всего несколько шагов отделяют нас от животных. Основная часть их быстро разбегается, и только три великана и один подросток с интересом и некоторым напряжением смотрят на нас некоторое время, будто позируют на камеру. Однако нет. Истинные мотивы их настороженного поведения выдают маленький копыток и ушко, торчащие из-за большой фигуры. Как и все родители, взрослые зубры просто защищали своего малыша.


После Василий Гурков рассказал, что зубры в Налибокской пуще к человеку уже давно привыкли. А некоторых егерей даже знают в лицо, поэтому, например, с сеном могут подпустить очень близко. Звучит забавно, но возникает логичный вопрос: зачем диких животных вообще кормят в заповеднике, это же не зоопарк. Ответ нужно начать издалека.

В конце прошлого века в «Налибокском» была создана первая популяция зубров, живущих на свободе (до сих пор редких животных держали здесь в вольерах). И если в тот период их количество непрерывно росло, то сегодня показатели рождаемости снизились до нуля. Дело в том, что еще 20 лет назад Налибокская пуща выглядела по-другому — вместе с лесом здесь гармонично сосуществовали и открытые пространства, где паслась домашняя скотина, заготавливалась сена, а также питались и дикие животные (в том числе и зубры). Однако с течением времени люди покинули заказник, а дикие животные самостоятельно расчищать себе луга не успевали, поэтому быстро последние заросли кустарниками. Свою роль сыграла и мелиорация, когда большая часть пойм была преобразована в каналы, которые, в свою очередь, заселились бобрами.

— Зубр — это лесная корова, которой нужна трава. Притом трава, что растет в лесу или рядом с ним. Теперь найти ее в заказнике они не могут, поэтому и начали выходить на колхозные поля, а это серьезная проблема, — подчеркнул заведующий сектором международного сотрудничества НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Александр КОЗУЛИН.

Помочь зубрам и людям (страдающим от нежданных гостей) должен пятилетний проект «Ветландс», который финансируется Глобальным экологическим фондом и реализуется Программой развития ООН совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

По словам специалистов, одна из целей — восстановить мозаичность леса, чтобы животные не разбегались. И первые результаты уже есть. Так, на семи луговых территориях до декабря будет удалена вся лишняя растительность, а это около 146 га. А в марте здесь посеют специальные смеси трав, которые очень любят зубры: тимофеевку, ежу, овсяницу и др. Техника, что помогает избавляться от кустарников, и специальные смеси были закуплены в рамках проекта. В общем за пять лет планируется расчистить около 500 га таких угодий. Также предусмотрены и подкормочные площадки на зимний период с ячменем, солью, ветвями и сеном.

Есть у проекта и более масштабные планы — генетическое оздоровление налибокской микропопуляции зубра. Для этого на основе молекулярно-генетических исследований, возможно, уже в следующем году, проведут паспортизацию животных.

— Мы не думаем увеличивать количество налибокских зубров до небывалых размеров. В общем, их должно быть столько, сколько прокормит пуща, — сказал Александр Козулин. — В идеале, конечно, мы хотим, чтобы все белорусские микропопуляции, которых сейчас десять, имели возможность встречаться.

Екатерина ТИТОВА

Фото автора

Выбор редакции