Вы здесь

Как артисту стать успешным и обеспеченным


Об этом говорили в Санкт-Петербурге Ирина Видова, Олег Молчан и их коллеги из стран СНГ и Европы.


На VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме деятели искусств и эксперты из разных стран обсуждали насущные рабочие вопросы. Беларусь на этом мероприятии представляли известная певица Ирина Видова и композитор, президент «Евразийской конфедерации обществ правообладателей» Олег Молчан.

Одна из дискуссий называлась «Творцы и профессиональные союзы в культуре: мировой опыт и российские тренды». Ирина Видова подготовила доклад «Самозанятость: законодательные инициативы, затрагивающие экономические и социальные права работников». Артистка говорила о положении дел творческих работников в Беларуси.

Ирина отметила, что в современном мире чаще всего музыканту, художнику, поэту приходится совмещать само творчество и административную работу. Она поделилась своим опытом: «Год назад я отметила 25-летие творческой деятельности в самом современном концертном зале Prime Hall в Минске. Юбилейный концерт снимал главный государственный телеканал страны — Белтелерадиокомпания. Партнерами выступили крупнейшие бренды: Белорусская национальная перестраховочная организация, Белгосстрах, Гедеон Рихтер, Русское радио. Концерт показали три канала: Беларусь1 , Беларусь 3 и Беларусь 24».

Это было грандиозное шоу, с грамотно составленной программой, красивыми сценическими нарядами, отличным бэндом и профессиональным балетом. Конечно же, за роялем был Олег Молчан, — автор музыки всех песен, звучавших в концерте. По словам артистки, успеху предшествовала огромная работа — подготовка к концерту шла полгода.

За 25 лет творческой деятельности у Видовой вышли 5 альбомов с презентациями, создано более 20 хитов, которые на слуху у белорусской публики. В середине 90-х — начале 2000-х годов артистка выступала и на российских площадках. Вот как она вспоминает тот опыт: «Самыми приятными новостями в России были, что песни хорошие, подходят, плохими — необходимость бюджета, размеры которого росли с каждым годом. Так, в 1997 году сумму бюджета артиста нам называли 80 тысяч  долларов, в 2006 — миллион. Думаю, понятно, почему у артистов возникают мысли самому вести дела: у многих просто  нет возможности оплачивать услуги продюсера и эфиры».

Между тем, в нашей стране государство вкладывает деньги в культуру, но тратятся они чаще всего на проведение фестивалей и конкурсов, где львиная доля средств уходит на гонорары приезжим звездам, а не на поддержку конкретного белорусского артиста. На персональную помощь можно рассчитывать, лишь став стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

А вот эфиры в Беларуси бесплатные. Есть национальное радио, несколько FM-станции, и найти свою нишу может каждый артист.

В Беларуси интересы деятелей искусств представляют профессиональные творческие союзы, коллективные общества по управлению правами, продюсерские центры, профсоюзы работников культуры. Иногда артисты могут получить госзаказ. Например Ирина Видова и Олег Молчан написали по заказу Министерства культуры песню, посвященную 25-летию независимости Беларуси, которая прозвучала в финале торжественного концерта во Дворце Республики.

Фото: ТАСС

Однако наиболее эффективной, по мнению Ирины Видовой является все же самостоятельная деятельность с привлечением партнеров для своих проектов и концертов, сотрудничество с брендами.  «Вот почему я с энтузиазмом воспринимаю инициативу ассоциации iPChain о создания принципиально новой финансово-инвестиционной среды, позволяющей получать финансирование под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, — пояснила Ирина Видова. — Интересной мне кажется и еще одна идея iPChain  — привлечение средств с помощью краудфандинга. Это может стать одним из важнейших источников финансирования творческих проектов, особенно в музыкальной сфере».

Как отметила Ирина Видова, на сегодняшний день в Беларуси много молодых музыкантов, которые не имеют возможности достойного продвижения и заработка. Впрочем, это в полной мере относится и к состоявшимся артистам.  Поскольку далеко не каждый может быть сам себе директором, продюсером и администратором, необходимо создание общественного объединения, которое бы информировало и оказывало юридическую и правовую помощь деятелям культуры и систематизировало бы сбор и выплату авторских вознаграждений. «Это стало бы наилучшим решением в нынешней ситуации и реальной поддержкой всех творцов», — сказала певица.

Однако для артиста важно получить признание не только у себя на родине, но и за ее пределами. С одной стороны, кажется, что в век цифровых технологий нет проблем: записал песню, выложил в интернет — и ты звезда. Но все не так просто: выкладывают тысячи песен, популярными становятся единицы. И если вникнуть в историю успеха, то за ней в 99% случаев будет грамотный менеджмент. Артисты даже среднего возраста с ностальгией говорят об организации гастрольной деятельности в СССР, тогда четко расписывались маршруты артистов и не было никаких накладок. Именно такие организационные функции, а также задачи творческого обмена могут взять на себя общественные организации.

«Нужно организовывать как можно больше культурных мероприятий Евразийского формата, для того, чтобы творческие люди различных регионов могли встречаться, общаться, обмениваться мнениями, обсуждать насущные проблемы и искать пути их решения, делиться собственными достижениями и идеями», — предложил Олег Молчан, который выступал  с докладом «Евразийская культурная интеграция: платформа для развития региона».

Автор отметил, что необходимо также унифицировать законодательство в области защиты интеллектуальной собственности для всех регионов. Прежде всего, речь идет о сборах авторского вознаграждения, а также защите авторов и исполнителей, которые получат равные права, независимо от региона проживания. 

«Главная цель интеграции, к которой я призываю, — объединение не просто абстрактных регионов, а объединение именно творцов — писателей, композиторов, художников, исполнителей, которые будут предлагать обществу новые идеи, создавать новые произведения искусства, обмениваться опытом друг с другом и снова создавать, в целом развивая культурный уровень наших государств».

Ассоциация iPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) для участия в дискуссии iPQuorum.Culture пригласила творческую интеллигенцию со всего постсоветского пространства и стран дальнего зарубежья. В Петербург приехали музыканты и композиторы Анатолий Кролл, Владимир Пресняков-старший, Александр Клевицкий, Стас Намин, Алексей Рыбников, актриса и телеведущая Нелли Петкова, писатель Юрий Поляков.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото: пресс-служба Ассоциации IPChain

Выбор редакции

Общество

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Как проходил военно-исторический фестиваль «Мир-1812»

Третий раз военно-исторический фестиваль «Мир-1812» на два дня перенес поселок более чем на два века назад.

Общество

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Всегда ли выгодно оформлять больничный

Среди знакомых у меня есть много женщин, которые обращаются к врачу при любой болезни и при каждой возможности оформляют больничный лист.

Общество

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Беларусь и Россия сблизили позиции по программе реализации договора о Союзном государстве

Об этом заявил председатель Совета Республики Михаил Мясникович на встрече с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.  

Общество

Как Брест готовится к празднованию своего 1000-летия

Как Брест готовится к празднованию своего 1000-летия

Официальные празднования и основные мероприятия городского Миллениум пройдут 6—8 сентября.