Вы здесь

В электричках — мороженое, в ресторанах — дресс-код. Торговлю ждут перемены


Какие изменения ждут торговлю и общественное питание в следующем году

Пакет для фруктов вам обязаны будут выдать бесплатно, стиральную машину донесут до авто, а в ресторан могут не пустить в кроссовках. С 21 февраля следующего года вступает в силу постановление Совмина № 824. По каким правилам будут жить продавцы и покупатели, разбиралась «Звязда».


Понятные ценники

Продавец обязан будет указывать на ценниках стоимость еды и напитков за килограмм или литр. Исключение — алкоголь, пиво, яйца, товары в наборе, продукты весом до 50 граммов или объемом до 50 миллилитров. Такой подход уже применяется во многих магазинах. Это позволяет покупателю лучше ориентироваться в ценах: производители любят изменить фасовку, чтобы подорожание продукта осталось незамеченным. Правило касается также павильонов и интернет-магазинов. За нарушение требований — штраф до 10 базовых величин, при повторном нарушении в течение года — до 30 базовых.

Товар вам должны будут продать по той цене, которая указана на ценнике, а блюда в кафе или ресторане — за столько, сколько прописано в меню (исключение — если цена снизилась). В ситуациях, когда в магазине ценники не успели заменить, а в компьютер уже загрузили новую информацию, покупателю не придется доплачивать.

Крупногабаритные товары, тяжелее 25 килограммов, продавец обязан будет по просьбе покупателя бесплатно донести до его авто, которое находится на парковке торгового объекта или рядом с ним.

Если продукты продаются на вес, их должны будут упаковать бесплатно. Правило не касаются пакетов, которые предлагают на кассе для всех покупок. А вот контейнеры для пирожных и суши могут остаться платными. Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Бразовская объясняет: кондитерские изделия, салат, котлеты и другая кулинарная продукция, которая производится в самом магазине, относится к продукции общественного питания, а потому новые нормы по упаковке на такие товары не распространяются .

Правила поведения в кафе

С февраля следующего года кафе, магазины и рынки будут самостоятельно определять свой режим работы. Исключение — объекты, которые работают после 23 и до 7 часов: такой режим нужно согласовать с городским, районным исполкомами, местной администрацией Минска.

Рестораторы имеют право устанавливать правила поведения в своих учреждениях, в том числе и дресс-код.

— Разумеется, это не должно идти вразрез с общепринятыми эстетическими нормами или дискриминировать людей, — замечает Виолетта Бразовская. — Информацию о правилах в своих учреждениях рестораторам нужно поместить публично: они имеют право выбрать любой доступный способ, чтобы довести ее до посетителей.

Пиротехнику — только после 16 лет

В поездах международных, межрегиональных и региональных линий бизнес-класса можно будет торговать мороженым, кондитерскими изделиями, свежими овощами и фруктами, безалкогольными напитками — при надлежащих условиях хранения и продажи продуктов.

Расширится перечень мест продажи технически сложных товаров бытового назначения, экземпляров аудиовизуальных произведений, изделий из серебра, автомобилей, пиротехнических изделий бытового назначения I и II классов опасности. Например, планшеты и фотоаппараты позволят реализовывать не только в павильонах и магазинах, но и при разносной торговле. Главное, чтобы при этом продавец мог представить на проверку комплектность товара и продемонстрировать его работоспособность. Украшения из серебра, бенгальские огни и петарды можно будет купить в киосках и «островках» в торговых центрах.

Несовершеннолетним до 18 лет запретят продавать пневматические пистолеты, револьверы и винтовки, луки и арбалеты, которые конструктивно похожи на оружие, а тем, кому нет 16 лет, — пиротехнические изделия бытового назначения.

В целом перечень правил для сферы торговли и общественного питания сократили на 20 процентов. Убрали требования к кассовым аппаратам, требования технических регламентов, норм, которые дублируются другими документами. На изменения в законодательстве повлияли Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» и Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания, бытового обслуживания», которые ввели определенные послабления для ведения бизнеса.

Тем временем

Условия для свободной конкуренции

В настоящее время рассматриваются изменения в закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Из интересных моментов, которые есть в проекте, — норма о том, что крупные сети магазинов будут самостоятельно рассчитывать долю в объеме розничного товарооборота пищевых продуктов в пределах Минска, областных центров, районов, где находятся их объекты. Если доля составит более 20 процентов, субъект торговли обязан будет приостановить расширение своей сети.

Ряд норм из законодательства предлагается исключить. Например, отменить обязанность разрабатывать схемы размещения стационарных объектов торговли и общественного питания и необходимость создавать магазины и кафе в соответствии с такими планами. Благодаря этому открывать новые рестораны станет проще, будут условия для развития свободной конкуренции.

Возможно, исключат статью о государственных социальных стандартах в области торговли и общественного питания. Достигнутые в конце прошлого года нормативы свидетельствуют о достаточном уровне развития инфраструктуры. Далее увеличивать стандарт обеспеченности торговыми площадями и местами общественного питания нецелесообразно. Тем более с развитием интернета все больше людей будет отдавать предпочтение онлайн-покупкам.

Проблемы с нехваткой магазинов есть в сельской местности, но их не решишь директивным установлением нормативов. Чтобы привлечь бизнес в деревню, нужны другие меры в первую очередь налоговые и другие льготы, считают в МАРТ. Например, преференции, прописанные в указе № 345. За девять месяцев этого года ими воспользовались 228 юрлиц и 828 индивидуальных предпринимателей. На селе открылось 218 объектов торговли и 26 общественного питания.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.