Вы здесь

Проекты ПРООН по зеленому градостроительству сильно сократят выбросы СО2


Реализация трех инициатив проекта ПРООН по зеленому градостроительству значительно сократит выбросы СО2

Согласно глобальному порядку устойчивого развития страны, предусмотрена необходимость сделать города и населенные пункты открытыми, безопасными и жизнестойкими. На достижение этой цели направлен проект, финансируемый Глобальным экологическим фондом и реализующийся в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2016-2021 годах.


Одним из главных компонентов проекта «зеленых» городов является реализация пилотных инициатив по устойчивому городскому транспорту в Полоцке и Новополоцке и мероприятий по повышению энергоэффективности в Новогрудке. Ожидается, что их результатом станет совокупное прямое сокращение выбросов СО2 на 91,1 тысячи тонн за годы проекта.

Не просто мечта

Начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Жаркина отметила, что зеленый город должен стабильно удовлетворять потребности нескольких поколений. Он должен делать свой весомый вклад в экономику и при этом сокращать выбросы парниковых газов. Это особенно актуально в условиях, когда 70% населения страны проживает именно в городах, преимущественно — с численностью 100 тысяч и более человек.

Поэтому у нас разрабатывается интегрированный подход, направленный на повышение устойчивости населенных пунктов за счет энергосбережения, развития транспорта и городской мобильности. Осуществляются и другие меры, которые выгодны для экономики, полезны для окружающей среды и улучшают качество жизни людей. «Зеленые» города — это уже не мечта, а реальность. Но нас ждет еще очень много работы, в том числе по корректировке законодательства, кооперации усилий органов власти, общественности, населения», — заметила Наталья Жаркина в пресс-центре БЕЛТА.

Проблема с воздухом и не только

«За счет совершенствования городского транспорта и развития велодвижения предполагается сократить выбросы углекислого газа на 77,8 тысячи тонн, остальное -— за счет энергоэффективных мероприятий», — поделилась руководитель проекта Ирина Усова.

Новополоцк, как известно, характеризуется чуть ли не самыми лучшими показателями чистоты воздуха. «Повлиять на ситуацию с помощью проекта мы можем только в рамках транспортного компонента. Вмешиваться в планы работы предприятий «Нафтан» и «Полимир» мы не можем. Но они тоже много чего делают, чтобы сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме того, специальное исследование, проведенное под эгидой Минприроды, показало, что мобильные источники являются основным загрязняющим фактором в Новополоцке», — добавила руководитель проекта ПРООН.

Разработают также визуальные карты, с помощью которых в том числе можно будет оценить сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в результате реализации инициатив.

От теории к практике

«В этом году мы больше делали упор на теоретический блок проекта. Потому что подходы в формировании городских территорий — это основа. Эксперты проанализировали существующие мировые практики и разработали рекомендации на национальном уровне. Подготовили аналитические обзоры, которые включают паспорта, профили и сведения о состоянии пилотных городов по десяти основным компонентам. Для всех трех населенных пунктов разработаны и планы зеленого градостроительства — пошаговые стратегии по достижению желаемого состояния города.

Созданы координационные группы по реализации проекта. Много внимания уделялось включению населения в обсуждение инициатив. Проведен опрос для выявления проблем, на которые указали сами жители. Теперь мы переходим к практической части и мониторингу, который позволит по каждому запланированному мероприятию ответить на ряд вопросов: что это даст городу, сколько будет стоить, как позволит снизить выбросы СО2 и насколько решение вписывается в рамки национального законодательства. Важным моментом станет и определение источников финансирования», — отметила Ирина Усова.

Кроме того, завершена разработка технико-экономических обоснований, что помогут понять, какие технологии можно применять в пилотных городах для большего эффекта. Подготовлена ​​серия открытых картографических материалов — она ​​включает сведения по состоянию жилищного фонда, качества застройки, распределения плотности населения, зеленых территорий, доступности остановок общественного транспорта и других объектов городской инфраструктуры. Всего подготовлено 20 электронных карт для каждого пилотного города, разместить которые планируется в открытом доступе.

Велодорожка между городами

Согласно проекту в Полоцке и Новополоцке сделан акцент на городскую мобильность. Там уже завершается подготовка технического задания и скоро будет проведен тендер на создание проектно-сметной документации по строительству велодорожки, которая свяжет два города. До этого были рассмотрены различные варианты маршрутов, в результате выбран оптимальный, который пролегает через деревню Экимань.

Предполагается дополнительно развивать велосипедную сеть этих городов. Нужны новые велодорожки, велопарковки, велокафе ремонтные мастерские и пункты проката. Также проектом запланирована замена остановок общественного транспорта и установка информационных табло. Необходимо создать равные условия передвижения для всех городских жителей, в том числе для социально уязвимых групп и людей с инвалидностью. И впервые для двух городов в Беларуси разрабатывается единый план устойчивой городской мобильности. Этим занимается координационная группа. План позволит Полоцку и Новополоцку совместно решать региональные проблемы востребованности общественного транспорта, перегруженности дорог из-за чрезмерного использования личных автомобилей.

Хитрое освещение и «умный» дом

По проекту в Новогрудке будет проведена замена неэффективных фонарей «умными» светодиодными светильниками и внедрение системы интеллектуального учета энергоресурсов на объектах жилого фонда. Системы контроля уличного освещения учитывают наличие или отсутствие людей и транспорта, меняют освещенность в разное время суток, тем самым экономя электроэнергию и деньги.

К тому же Ирина Усова отметила, что Новогрудский горисполком согласовал пилотный энергоэффективный дом, который управляется товариществом собственников. В нем планируется установить умные счетчики, но это еще нужно согласовать со всеми жителями, с которыми будет проведена соответствующая информационная и образовательная работа.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.