Вы здесь

Насколько остра проблема контрафакта в Беларуси?


С проблемой контрафактной продукции мы знакомы очень давно. Когда-то это были джинсы-варенки, с которых лезла синяя краска после первой же стирки. С открытием границ в 90-е годы рынок заполонили подделки из некоторых стран Азии. Нарицательным стало название явления, когда в продаже появились дешевые кроссовки под брендом, который очень напоминал известную марку. А что уже говорить про бытовую технику...


Увы, но контрафакт — это своеобразная плата за глобализацию и развитие международной торговли. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, опубликованным в прошлом году, сейчас под прицелом изготовителей подделок — результаты интеллектуальной деятельности и потребительские товары. Здесь лидируют продукты питания, косметика, автозапчасти и даже компьютерные чипы. У производителей контрафакта налажены целые маршрутные сети по доставке их товаров по всему миру. Четыре из пяти таких товаров имеют азиатское происхождение.

Суммы здесь вращаются колоссальные. В 2017 году ОЭСР их оценивала более чем в 726 миллиардов евро. Пальму первенства удерживают игрушки, настольные игры, оптическая, фотографическая и медицинская аппаратура, а также электроника и электрическое оборудование. Суммарно их доля достигает 22 % в общем объеме контрафакта. К примеру, на территории Евросоюза каждый двадцатый товар — поддельный. Чаще всего это касается брендов из США, Италии, Швейцарии, Франции, Германии и Японии.

А как обстоят дела на просторах ЕАЭС? Это обсуждали на специальном заседании Дискуссионного клуба Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд».

— К примеру, холдинг «БелАЗ» развернул на российском рынке активную кампанию, которая направлена на то, чтобы остановить незаконное использование его товарного знака, — рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Игорь Комаровский. — Подделывают ведь то, что пользуется спросом. Но не только правообладатель бренда и защищенного патентом объекта интеллектуальной собственности должны быть под охраной законодательства. Ущерб ведь несут и авторы, которые его создают. Предприятие же терпит, среди прочего, и репутационные убытки.

По данным пресс-службы предприятия, в Хакасии незаконно использовался товарный знак «БелАЗа». В прошлом году суд принял решение о конфискации и уничтожении всей продукции, выпущенной с нарушением закона. Более того, Арбитражный суд Хакасии удовлетворил иск «БелАЗа» о взыскании денежной суммы в пользу завода, что стало прецедентом. В феврале этого года в Нижнем Новгороде также была изъята контрафактная продукция, к которой к тому же прилагались поддельные сертификаты качества. В Смоленске вообще был найден склад, где использовались поддельные штампы для кислотного травления на «левой» продукции с логотипом «БелАЗ».

— Пример «БелАЗа» должен стать инструкцией к действию и для иных компаний, — высказал мнение Игорь Комаровский. — Известны факты, когда подделывалась пищевая продукция наших предприятий. А это уже чревато и социальными последствиями — подделки могут поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сами организации должны быть заинтересованы в защите своих брендов, за них эту работу никто делать не будет. Кроме того, это улучшит инвестиционный климат и имидж Беларуси. В данный момент наиболее эффективно с проблемой контрафакта борются административные и судебные органы. Но это уже, так сказать, лечение болезни. А предупредить ее может законодательный механизм. Однако в межгосударственных нормативных актах ЕАЭС пока еще далеко до гармонизации и унификации в этой области.
И это необходимо исправлять.

Но это касается проблемы контрафакта на внешних рынках. Какова же ситуация внутри нашей страны?

— Оригинальность продуктов питания и лекарственных препаратов в Беларуси отслеживается на весьма серьезном уровне, — заявила заместитель председателя Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» Валентина Дынич. — Здесь отыскать поддельную продукцию практически невозможно. А вот, к примеру, поддельный алкоголь поступает к нам в основном через границу.

Вообще же внешний контрафакт в Беларуси во многом имеет российские корни — либо в происхождении, либо в качестве страны транзита. Что до ценового сегмента, то «подпольно» изготовляются копии оригинальной продукции, имеющей высокую стоимость. Хотя и тут есть исключения. К примеру, шубы почти не подделываются, поскольку на них наносятся специальные знаки, позволяющие отследить этот товар.

Однако вместе с тем существует проблема брендов-паразитов. Что это такое? Это ситуация, когда название нелегального бренда отличается буквально одним-двумя символами от оригинала. И цена его, понятно, будет заметно дешевле. Впрочем, качество, скорее всего, тоже соответствующее.

— Мне известен случай, когда в магазине продавалась парфюмерия от таких брендов-паразитов, — сообщила Валентина Дынич. — Стоила она недорого. Но и парфюмерная композиция была скопирована не до конца.

Тем временем

В Москве прошел международный форум «Антиконтрафакт-2018». Представители Беларуси озвучили на нем несколько предложений по выработке единой позиции. Среди озвученных идей — закрепление на законодательном уровне стран — участниц ЕАЭС единой трактовки понятия «контрафакт» и дополнение Договора о ЕАЭС положениями касаемо стандартизированной терминологии. Кроме того, предложено взять на вооружение практику Евросоюза — усилить наднациональное управление в сфере интеллектуальной собственности Евразийской экономической комиссией. Это связано с тем, что разная законодательная база стран, входящих в ЕАЭС, не позволяет сформировать единую политику относительно сферы интеллектуальной собственности. Решение споров по таким делам предполагается предоставить Суду ЕАЭС.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: Интеллектуальное пиратство XXІ века

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».