Вы здесь

Современная сказка про добрых людей и оживших кукол


Не одно поколение телезрителей помнит и любит Александра ЖДАНОВИЧА как Маляваныча из «Калыханкі», несмотря на то, что его герой уже несколько лет как не появляется на экране. Театралы хорошо знают Ждановича — мастера сцены, актера, интересного и во многих постановках Русского театра, и в киноработах. И очень немногие знакомы со Ждановичем-дабродеятелем, создателем инклюзивных проектов, художественным руководителем международного фестиваля вертепных и кукольных театров «Небеса», что скоро вот уже в пятый раз состоится в Свято-Елисаветинском монастыре. Нам кажется — число этих немногих следует увеличить.


«Что я, — скромно отмахивается Александр Викторович, — моя роль в фестивале совсем небольшая, преимущественно девочки держат «Небеса» на своих хрупких плечах, тянут все моменты — организация, прием и заселение иностранных участников, благотворительные акции, — хотя некоторым «девочкам» уже под шестьдесят».

Впрочем, нет. Начать лучше с того, как драматический актер вообще попал в храм. Тем более что в этой истории переплелись и любовь, и творчество, и чудо. Если рассказывать ее очень коротко и упрощенно, то решающую роль сыграли два момента: рассуждения о смысле жизни, которые рано или поздно приходят к каждому человеку, и пример любимой жены Людмилы. Ее, артистку театра кукол, пригласили поучаствовать в спектакле, который сестричество в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы организовало в интернате для детей с особенностями психофизического развития. Людмила Жданович пришла раз, второй — и осталась. А потом буквально притянула в Свято-Елисаветинский монастырь мужа, хотя тот сначала не проявлял рвения.

«Я очень хорошо помню первые встречи, спектакли — вообще впервые увидел столько особых детей, у которых были разные диагнозы, очень разная степень сохранности физических и интеллектуальных возможностей, — искренне говорит Александр Жданович. — Как я думал, многие из них даже не понимали, что происходит, хотя мы выбрали самый простой детский спектакль, и поэтому все дело казалось бессмысленным. Но увидел людей, которые горели делом и очень хотели его продолжить, — матушка Марфа, другие монахини, полные такой внутренней красоты, которую редко встретишь в светском обществе. Увидел и осмыслил, какая несладкая жизнь у этих «особых» детей, как им нужна помощь извне. И наверное, мне стало стыдно, что другие делают, а я нет: пришел второй раз, третий... А потом, не знаю почему, меня туда просто потянуло снова и снова. На самом деле с «особыми» людьми, у которых, например, синдром Дауна, можно наладить контакт, и он будет более плотный, чем с другими. Даже если внешне они не очень привлекательны, но чистые внутри, и поэтому душа рядом с ними отдыхает: не нужно носить никакие маски, соответствовать дресс-коду, кому-то что-то доказывать... Эти дети живут очень простыми понятиями: вкусный обед — хорошо, солнышко светит — хорошо, приятный человек пришел в гости — прекрасно, а если еще какое-то развлечение предложил — вообще прекрасно; и от тебя ничего не ждут, кроме того, чтобы ты был рядом и давал понять, что любишь их... Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но главное — я почувствовал, что мне с ними хорошо».

Александр и Людмила Ждановичи с «особым» актером.

Работая с «особой» аудиторией, Александр Жданович создал первый в Минске инклюзивный театр «Радость» и одноименную детскую театральную студию — и поставил с детьми из интерната в Новинках спектакль «Маленький принц», который стал отличительным творческим явлением. А вот Малеваныч из «Калыханкі» отошел в историю: как признается актер, ценить эту свою ипостась он начал только после прощания с ней и иногда скучает по Маляванычу, вечному ребенку и чудаку.

...Первый фестиваль «Небеса» был устроен в 2015 году общиной единомышленников, которые загорелись идеей собрать под одной крышейвертепные и кукольные театры. «Началось все, как ни банально это прозвучит, с мечты. С сестры милосердия нашего монастыря Людмилы Жданович — дипломированной актрисы театра кукол, которая через всю жизнь пронесла внутреннее детство, искренность, открытость и в чем-то наивность. Именно она принесла в монастырь вертеп — и тут рисовали чертежи, делали вертепные ящики, ставили учебные спектакли, а потом даже ездили с ними на гастроли по Беларуси, в Россию, в зарубежье...

Людмила, которая в свое время бросила университет, где успешно проучилась три года по специальности «математика», и пошла в театрально-художественный институт, была не просто актрисой-кукольницей, а кукольницей одержимой. И, также решая для себя вопросы творчества и веры, она мечтала о том, чтобы в монастыре появился свой вертепный фестиваль. Тогда это звучало невероятно, но мечта, вера в свои силы и сопутствующих людей да еще полученное благословение — все в совокупности дало плоды. Хотя первый фестиваль был очень скромный и камерный — 11 коллективов, исключительно белорусских, любительских, созванных чуть ли не по сарафанному радио: Людмила пригласила друзей, те рассказали знакомым, знакомым знакомых и т д. «Хорошо помню вертеп детского сада из Гродно: их ящик состоял из шкафчиков для раздевалки, куклы были самодельные, и, может быть, не всегда это отличалось высоким художественным вкусом, но было сделано так искренне и с таким энтузиазмом, который искуплял все огрехи».

Сцена из спектакля «Маленький принц».

В конце 2015-го Людмила Жданович ушла из жизни — на небеса. А вот ее творческое дитя, фестиваль «Небеса», наоборот, «приземлилось» и прописалось в Свято-Елисаветинском монастыре. Фестиваль расширился во времени — до четырех дней, и географии — кроме белорусских театров, в нем в разные годы участвовали коллективы из Украины, Литвы, России, Эстонии, Великобритании, Германии, Польши. «Уже на первом фестивале мы познакомились со многими интересными людьми, например с Константином Петриманом из Мира, буквально влюбленным в вертеп как вид искусства, в его историю и традиции, и он стал постоянным нашим участником. Потом к нам приехал супермастер вертепного дела, председатель вертепного движения России режиссер Александр Греф. Вообще, каждый год приносит и творческий опыт, и новые интересные знакомства, — вспоминает Александр Жданович. — И если раньше мое участие в фестивале ограничивалось тем, что Люда — моя жена, а я помогаю осуществить ее мечту, то потом и сам я влюбился в вертеп, понял его красоту и глубину. Постепенно от исключительно рождественской тематики мы пришли к слогану «С куклой к Богу» — то есть все постановки, в которых есть куклы и речь идет о главных человеческих, христианских ценностях, — соответствуют духу нашего фестиваля».

«Кукольное искусство на самом деле иногда более глубокое, чем драматический театр, и способно передать такие вещи, которые никак иначе не покажешь. Мне нравится определение, что такое блюз: это когда хороший человек поет печальную песню. Что такое кукольный театр? Это когда хороший человек берет в руки куклу и «оживляет» ее. Как мне кажется, быть кукольником и не быть хорошим человеком просто невозможно».

С 10 до 13 января 2019 года «Небеса», которые проходят по благословению Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Павла, соберут участников и зрителей уже в пятый раз. Лучшие постановки, как заведено, жюри отметит дипломами и призами, в том числе специального приза памяти Людмилы Жданович «За самый веселый и озорной спектакль» (вообще ежегодно организаторы вспоминают, благодаря кому «Небеса» начались, и отмечают незримое присутствие идейной вдохновительницы). И если об участниках все уже известно — в конкурсной программе выступят 15 кукольных и вертепных театров из пяти стран мира, то попасть в число зрителей еще вполне возможно. Необходимо лишь заглянуть на официальный сайт фестиваля, ознакомиться с программой и предварительно записаться, так как количество мест в зале ограничено.

Фестиваль «Небеса» 2018 года.

Также можно попасть в Школу вертепа, занятия которой пройдут еще до официального открытия фестиваля, 9 января: вертепные традиции в Беларуси, изготовление кукол, адаптация сказок под вертепные постановки, личный опыт — лекции и мастер-классы от практиков будут полезными как для любителей, которые не знают, с чего начать создавать свой вертеп, так и для руководителей творческих кружков и театров при воскресных школах, библиотеках, центрах творчества, студенческих клубах. Неотъемлемой частью фестиваля стала и благотворительная акция «Свет души — добродетель», в рамках которой вертепные и кукольные театры, причем как белорусские, так и приезжие, выступают для людей, оказавшихся в непростых жизненных обстоятельствах, в том числе для постояльцев специализированных интернатов . В этом году эта акция стартовала еще в октябре и продолжится в январе. Обязательно состоятся и традиционные «небесовские» вечера-посиделки с чаем и задушевные разговоры. «Мне так было отрадно, когда в прошлом году московские «Душегреи» и украинские кукольники вместе пели рождественские песни, — возможно, это был лучший момент всего мероприятия и одна из тех главных целей, для которых мы его создавали, кроме собственно развития вертепа», — рассуждает вслух руководитель фестиваля.

...В фильме-сказке «Не покидай» актеры — между прочим, как раз кукольники— говорят такую ​​фразу: «Притупилась чувствительность зрителей». «Насколько она сегодня актуальна? Очень, просто гиперактуальна! Масскульт настолько затопил сознание, нормой становится то, что раньше считалось неприемлемым, и страшно иногда наблюдать, что произошло со зрителями... А что с этим делать, кроме как сесть и горевать? Ох, сложный вопрос. На мой взгляд, лавину масскульта никак не остановишь. Но внутри каждый должен защищать невидимую линию фронта, которая проходит через сердце. Кстати, как раз вертеп — то негромкое, но очень глубокое, сакральное искусство, которое по сути своей противостоит клиповому мышлению: неторопливый ритм действия, настоящая живая музыка, а в некоторых постановках — даже живой свет, а не лампочки. Первые минут десять ты, испорченный «клиповым сознанием», даже скучаешь, однако если преодолеть этот момент и войти в созвучие с аурой спектакля, то открываются такие вещи, которых ни в одном зрелищном театральном шоу не увидишь. И что самое интересное, современные дети быстро втягиваются и понимают все, о чем идет речь, — так что они не глупее нас. Может в этом и рецепт, и назначение искусства вообще — дать людям возможность остановиться на мгновение, задуматься о чем-то настоящем, на самом деле важном?»

Записала Виктория ТЕЛЕШУК

Фото из личного архива героя

Выбор редакции

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.

Спорт

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Комментатор «Первого канала» Александр Гришин делится впечатлениями от Беларуси и приоткрывает секреты своей работы.