Вы здесь

Деньги и регионы. Разговор с Владимиром Пантюховым о развитии экономики


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов рассказал о том, как законодатели обеспечивают условия для развития экономики.


— Владимир Иванович, какие приоритеты в работе комиссии были в 2018 году?

— Работа не только Постоянной комиссии, но всей верхней палаты парламента в этом году была направлена ​​на формирование законодательной базы для реализации приоритетов социально-экономического развития Беларуси, одобренных делегатами пятого Всебелорусского народного собрания — инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь. Как видите, четыре из пяти касаются сферы экономики.

— Инвестициям были посвящены недавние парламентские слушания.

— Верхняя палата сформулировала конкретные предложения по совершенствованию законодательства в инвестиционной сфере и представила их в Палату представителей, в правительство и Администрацию Президента. Это и развитие института специнвестконтрактов, и введение стабилизационной оговорки (нераспространение на инвесторов норм, ухудшающих условия их работы), и развитие правовых условий для рынка объектов интеллектуальной собственности, и распространения в других секторах экономики успешной модели «одна станция». Если, как это сделано в Белорусско-китайском индустриальном парке, весь комплекс услуг для инвестора оказывается на одной территории, а для иностранных инвесторов, которые поставляют новейшие технологии и оборудование, предусмотрены льготы. Инвестиции непосредственным образом связаны с темой занятости населения. Ведь это — новые рабочие места, хорошие зарплаты, в конце концов — благополучие людей.

Вопросам занятости населения было посвящено выездное заседание Президиума Совета Республики в Могилеве весной. По его итогам местной власти поручен ряд мер по повышению экономического потенциала регионов.

Эта работа была продолжена в июле, когда на круглом столе в Витебске обсуждалась практика использования закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В Минэкономики были направлены рекомендации по совершенствованию законодательства и, в частности, проекта указа «О государственной финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства».

— Чем отличается работа законодателей по поддержке экспорта?

— Наша миссия — формирование правовых условий для поддержки предприятий-экспортеров. Основное предложение сенаторов — активное стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции и комплексная поддержка «на внешнем контуре» инновационно активных предприятий.

В июне Постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам провела расширенное заседание на базе ОАО «Моготекс» в Могилеве, посвященное диверсификации экспорта. Мы определили, что для получения доступа на рынок Европейского союза белорусским предприятиям следует улучшать маркетинговую и управленческую политику, повышать свою конкурентоспособность. Удивительно, что большинство сайтов белорусских предприятий в англоязычном варианте не дает необходимую информацию об экспортируемой продукции. Отсутствуют универсальные специалисты, способные продвигать товар на внешние рынки.

И еще. Наращивание доли белорусских товаропроизводителей на рынке Евразийского экономического союза сдерживается преимущественно нетарифными ограничениями: административными (сертификаты, лицензии) и техническими (маркировка, ветеринарный контроль, стандарты качества). Полагаем, что ответственным органам исполнительной власти (МИД, Минэкономики, отраслевые министерства) необходимо активнее защищать национальные интересы в интеграционных структурах, добиваться равных условий работы для всех субъектов хозяйствования.

— Что касается информатизации, то под ее знаком, кажется, прошел весь 2018 год.

— И не зря. Расширение спектра и объемов работ в IT-сфере — это дополнительная валютная выручка, новые рабочие места с высокой добавленной стоимостью и, в целом, развитие сферы услуг с низкой материало- и энергоемкостью. Поэтому целевой задачей парламентариев является содействие в позиционировании Беларуси как IT-страны и создание правовой базы для цифровизации экономики.

Стержнем законодательства в IT-сфере является Декрет Президента № 8 «О развитии цифровой экономики», который был принят в конце прошлого года. Несмотря на то, что этот документ является самодостаточным, полагаем, что в увязке с ним необходимо принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, которые бы развивали его нормы и позволили бы «мягко» регулировать сферу цифровой экономики, создавая «правовой каркас» для дальнейшей информатизации страны.

В июне на базе «Могилевлифтмаша» состоялся выездной круглый стол с участием российских и белорусских сенаторов на тему «Переход к цифровой экономике как условие конкурентоспособности Беларуси и России». Участники обозначили ряд задач в указанной сфере: подготовка кадров, повышение их квалификации, синхронизация существующего законодательства двух стран и его совершенствование.

Перспективы цифровизации экономики в контексте Союзного государства мы рассматривали и на соответствующей секции в рамках V Форума регионов Беларуси и России.

— Одно из ключевых направлений деятельности парламента — ежегодная работа над пакетом бюджетных законопроектов. Какие предложения сенаторов вошли в бюджетные законы в этом году?

— В числе наших предложений — увеличение доли расходов на социальные нужды и обслуживание внешнего государственного долга преимущественно за счет внутренних ресурсов (либо на паритетной основе с рефинансированием), а его погашение за счет поступлений от экспортных пошлин на калийные удобрения, нефть и нефтепродукты. В интересах развития регионов мы, в частности, предложили расширить их налоговую автономию и гарантировать сохранение уровня дотаций и субвенций из республиканского бюджета при увеличении доходов местных бюджетов.

Я уже говорил о предложении территориальной палаты по дополнительной бюджетной поддержке экспорта высокотехнологичной продукции, оно также нашло отражение в бюджете на 2019 год.

Уточнены статьи, связанные с местными бюджетами и проведением II Европейских игр 2019 года. Сбалансирован бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения с учетом динамики численности занятого в экономике населения.

— Еще одно значимое событие года — V Форум регионов Беларуси и России. Вы упомянули работу секции, посвященной цифровой экономике, на которой были не только разработаны соответствующие рекомендации, но и подписаны конкретные документы.

— Да, были подписаны Соглашение о сотрудничестве в сфере цифровой экономики между Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и Фондом развития промышленности Российской Федерации, а также контракты на поставку продукции между компаниями «Могилевлифтмаш» и «Нижегородлифт», «Гродненский мясокомбинат» и «Вкус детства». Аналогичная работа проведена и на остальных четырех секциях.

В рамках V Форума регионов Беларуси и России прошло также заседание совета делового сотрудничества. Это новое событие в рамках Форума и новая площадка, которая дала возможность представителям бизнеса обсудить актуальные вопросы сотрудничества в промышленной кооперации, преодоления барьеров во внешней торговле. Стороны обсудили совместную работу и по импортозамещению.

По итогам заседания совета делового сотрудничества белорусские промышленные предприятия подписали 13 договоров на поставку продукции в Россию на общую сумму около 335 миллионов долларов. С сентября до октября общая сумма заключенных экспортных коммерческих контрактов с россиянами составила рекордные для подобных форумов 539 миллионов долларов. Эту высокую планку нужно будет сохранить и на VІ Форуме.

— Верхняя палата парламента периодически докладывает главе государства о решении системных проблем экономики. На что сенаторы обращали внимание?

— На то, что мер, принимаемых правительством в развитие Декрета № 7 «О развитии предпринимательства», недостаточно. Более активную роль должны выполнять Национальный банк и банковская система в целом.

Кроме того, не удается снизить уровень малообеспеченности населения. Две трети расходов населения направлены на удовлетворение базовых (неотложных) потребностей: питание, жилищно-коммунальные услуги и транспорт. Эта ситуация обостряет демографический вопрос. В 2017 году в Беларуси умерло на 16,8 тысячи человек больше, чем родилось.

В своем анализе ситуации мы обосновали, что высокие темпы развития экономики в наших условиях возможно обеспечить в основном за счет инвестиций в эффективные производства и виды деятельности, а также инноваций.

— Расскажите о мониторинге законодательства.

— Постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам в этом году проявляла проблемы при применении закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». По результатам мониторинга сделаны выводы о необходимости совершенствования упомянутого закона и подготовлены соответствующие рекомендации, которые, в частности, предусматривают создание специализированной организации по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Целесообразно пересмотреть критерии отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства и создать гарантийный механизм, который обеспечит выдачу банковских кредитов малому и среднему бизнесу.

— Владимир Иванович, таким образом, сделано немало. Остается надеяться, что проблемы, обозначенные сенаторами году, в следующем году решатся.

— Безусловно. При этом возникнут новые проблемы, которые все мы вместе будем решать, чтобы двигаться вперед.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбор редакции

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.

Спорт

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Александр Гришин: Не хочу представлять Олимпийские игры без себя

Комментатор «Первого канала» Александр Гришин делится впечатлениями от Беларуси и приоткрывает секреты своей работы.