Вы здесь

Витебскому областному краеведческому музею исполнилось 100 лет


Интересно, что основанием для его создания стала передача государству коллекции ее собирателем Антоном Рафаиловичем Бродовским. Пожалуй, уникальный случай в истории музейного дела республики.


Медали, минералы, веера...

Антон Рафаилович родился в бедной мещанской семье в Новоалександровске (сейчас — Зарасай, Литва). Он самостоятельно изучал различные дисциплины: геологию, геодезию, минералогию, биологию, палеонтологию, космографию, архитектуру, фортификацию, археологию, нумизматику, геральдику.

В 1893 году в качестве строительного техника и чертежника Бродовский был переведен в Вильнюс, в Окружное военно-инженерное управление. Профессиональная деятельность и, вероятно, широкий круг знакомств, способствовали пополнению собрания. Их коллекционер разместил в двух комнатах своей квартиры. Частное собрание получило название «Музей древностей и художественной промышленности».

В 1915 году вместе с сотрудниками инженерного управления Бродовский эвакуировался в Витебск. Взял, конечно же, и свое собрание.

В составленном в 1920 году отчете о работе музея Бродовский приводит перечень 40 коллекций: здесь курганные артефакты, минералы, веера, колокольчики, часы, курительные трубки, оружие, картины...

Самой многочисленной и ценной была коллекция нумизматики: монеты Древней Греции, Рима, Востока, России, Польши и других стран. А также медали, ордена и другие знаки отличия.

Так сколько лет музею?

Кстати, в некоторых СМИ появилась информация, что по сути правильно было бы праздновать 150-ю годовщину. В музейном учреждении пояснили, что 150 лет назад приняли решение создать музей при Витебском губернском статистическом комитете. Но коллекция хранилась в картонной коробке в денежном сейфе. Не говоря о том, что музейного здания, сотрудников тогда не было.

Как пояснил заместитель директора по научной работе Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишинов, официально в настоящее время областной музей, а в 1918 году Витебский губернский, основан12 ноября 1918 года.

— Губернский отдел народного образования дал согласие на принятие коллекции Антона Бродовского и издал приказ № 3407 о создании на ее основе губернского музея и назначения заведующим самого коллекционера. Музей был открыт для посещения в мае 1919 года в одном из помещений бывшей духовной семинарии, — рассказал собеседник.

Решением СНК БССР от 4 ноября 1924 года витебскому музею было передано здание городской ратуши, которое музей занимает по сей день. В том же году музей получил статус отделения Белгосмузея в Витебске. И соответственно — государственное финансирование из республиканского бюджета. В состав вошли коллекции бывшего музея Витебской ученой архивной комиссии, бывшего церковно-археологического музея, частного музея В. П. Федоровича.

Передавали экспонаты археологи

В годы Великой Отечественной войны фонды были эвакуированы в Саратов. После освобождения Витебска, 4 сентября 1944 СНК БССР утвердил постановление Витебского областного совета депутатов о восстановлении деятельности Витебского государственного исторического музея.

— В течение второй половины 1950-х годов в стационарной экспозиции Витебского областного краеведческого музея были разделы: природы, досоветского периода, советского времени (1917-1945 годы), раздел послевоенного социалистического строительства, — продолжает Валерий Шишинов.

В 1960-м был открыт художественный отдел. За то же время появились три филиала Витебского музея: бывшая тюрьма СД в Витебске, экспозиции, посвященные подпольной группе «Юные мстители» — в городском поселке Оболь Шумилинского района и генералу Л. М. Доватору — в Улле Бешенковичского района.

В 1976 году начались работы по подготовке реставрации главного здания музея, символа областного центра — ратуши. В связи с этим доступ публики к стационарной экспозиции был ограничен, а вскоре вообще прекращен. Основное внимание в ходе проведения реставрационных работ, которые затянулись на десять лет, сотрудники областного музея обратили на комплектование фондового сбора и создание выставок.

Для пополнения фондов налаживались комплексные экспедиции, в ходе которых были собраны орудия труда и быта крестьян, образцы декоративно-прикладного искусства, материалы по истории партизанского движения, колхозного строительства, индустриализации.

Передавали в фонды и находки, сделанные во время археологических исследований Верхнего и Нижнего замков Витебска.

В Витебске раскопки проводились в 1970-1980-е годы. В музей передали ценные коллекции керамики, изделий из металла, кости, кожи, дерева. В том числе подвески, золотое кольцо, вырезанные из кости иконка, крест, шахматные фигурки и многое другое, — уточняет заместитель директора.

Монетка... Пушкина!

В сентябре 2016 года состоялось открытие нового филиала Витебского областного краеведческого музея — Музея истории частного коллекционирования. Он разместился в историческом здании конца XIX века — бывшей электростанции, которая вырабатывала электричество для первого в Беларуси трамвая.

— Создание новой экспозиции было обосновано тем, что именно в этом городе более ста лет назад работала плеяда коллекционеров, краеведов, ученых, чьи частные собрания легли в основу первых музеев Витебска. Новый музей является преемником Музея частных коллекций, который был создан в 1993 году на основе частного собрания Ивана Галькевича.

Одна из представленных в экспозиции монет имеет красивую легенду и поэтому является особенно ценной, хотя это обычная медная монета — 2 копейки 1811 года. По легенде, эта монета принадлежала Александру Сергеевичу Пушкину. Как же она попала в коллекцию Галькевича?

Об этом в воспоминаниях рассказывал сам коллекционер: «В бытность свою в Пскове Пушкин зашел к сапожнику Топоркову отремонтировать каблук правого ботинка. За работу он заплатил медными монетами. Зная Пушкина, простой русский человек отдельно сохранил дорогие для него монеты. Несколько штук он раздал своим друзьям на память о Пушкине, две монеты оставил своему внуку Евграфию Афанасьевичу Топоркову. Последний одну из них подарил в 1915 году своему начальнику, молодому инженеру Роговскому, который жил у него на квартире.

Роговский, прочитав статью «Домашний музей» о коллекционера Галькевича, опубликованный в журнале «Огонек» в 1958 году, прислал Ивану Даниловичу эту монету с письмом, которое закончил следующими строками: «Храните эту монету, как хранили ее Топорковы около ста лет, и 42 года хранил ее я. Эта монета — дорогая реликвия и память о великом Пушкине».

И уникальная берестяная грамота

Отдел этнографии.

В фондах музея около 217 тысяч единиц хранения.

Экспонируется чуть более 20 тысяч. И связано это с ограниченностью экспозиционных площадей, отсутствием постоянных экспозиций, раскрывающих например, губернский, советский период. Но многие из предметов можно выставлять только ограниченное время, поскольку невозможно обеспечить их сохранность: это графика, фотографии, рукописи и так далее.

— Какие экспонаты самые уникальные? — интересуюсь у собеседника.

— Сложно ответить на этот вопрос, поскольку в фондах музея много уникальных предметов, и как говорили раньше «в своем роде». Это и коллекции ткани — предметы крестьянского и мещанского костюма XIX века; набойные доски второй половины XIX века; уникальная нумизматическая коллекция — в том числе 14 «ефимков с признаком» европейских талеров с надчеканками Московского монетного двора (1655 год), которых всего известно чуть более 2000 экземпляров.

Среди прочего в музее хранятся предметы, связанные со многими замечательными людьми XIX-XX веков. Например, письма Яна Борщевского, архив известного витебского историка Алексея Сапунова, коллекция живописи XIX — начала XX века.

Гордость музейных работников — уникальный до сих пор для Беларуси предмет — берестяная грамота, которая найдена в Витебске в 1959 году.

Учреждение культуры, начиная с 1992 года, участвует в организации выставочной программы в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». За последние годы наиболее значительными были выставки из разных музеев и частных коллекций: выставка ранних работ Марка Шагала, произведений Сальвадора Дали и Пабло Пикассо и другие...

В музее ежегодно бывает более 150 тысяч посетителей, проводится более 100 выставок, около 2000 экскурсий.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.