Вы здесь

Почему программу по информатике нужно разделить на два уровня?


Предмет «Основы информатики и вычислительной техники» появился в школьной программе более 30 лет назад, когда о существовании компьютерной техники советские школьники знали исключительно теоретически. Современные дети, в отличие от поколения 1980-х, с компьютерами и многими гаджетами на "ты" и во многих вопросах опережают своих родителей и даже школьных учителей. Включить-выключить компьютер, скопировать файл, загрузить и отправить по интернету фотографию могут даже ученики начальных классов. Но можно ли назвать эти простейшие навыки цифровой образованностью? Не отстаёт ли сегодняшняя школьная программа от потребностей информационного общества? Чему нужно учить на школьных уроках информатики? В каком возрасте начинать ее преподавание? Какая школьная информатика требуется современной Беларуси? С этими вопросами попытались разобраться участники панельной дискуссии, которая состоялась в рамках II Международной специализированной научно-технической выставки-форума «Информационные технологии в образовании» (ITE 2018).


Час вместо двух

Но сначала немного зарубежного опыта. В ряде стран изучение информатики, включая основы программирования, стали переносить в начальную школу. Этим путем пошли, например, Англия, Южная Корея и Япония. В соседней Украине изучение информатики сейчас начинается со второго класса. В России за счет регионального компонента вводить информатику можно хоть с первого класса. А, например, в отдельных штатах США информатика вообще не является обязательным предметом в школе. Споры вокруг этой школьной дисциплины не утихают. Много сторонников есть у идеи более раннего изучения информатики (хотя бы со второго класса). Вместе с тем достаточно большое количество их оппонентов считают, что в школе вообще не нужен отдельный предмет «Информатика». Все, что касается обработки информации (скажем, как написать текст или сделать презентацию), должно преподаваться детям на других уроках. Например, в Эстонии, которая считается одной из самых «продвинутых» в цифровом плане стран в Европе, отдельного предмета «Информатика» нет: она интегрирована во все учебные предметы.

— Мой стаж преподавания информатики составляет 28 лет, и я могу сравнить, как она развивалась, какой она была и какой стала, — рассуждает Вероника ЛАКТИНА, учительница из витебской гимназии № 8, которая подготовила многих победителей республиканских и международных олимпиад по этой дисциплине. — Честно говорю, я настальгирую по тем временам, когда у нас было профильное изучение информатики и два часа информатики в неделю, а не один, как сейчас. Сегодня мы изучаем два направления: информационные технологии и программирование. Да, у нас расширилось изучение информационных технологий, но мы сузились в плане алгоритмизации и программирования. Я работаю в гимназии и вижу, какие большие трудности возникают у детей при изучении второго направления. За выделенные часы освоить программирование в полной мере очень сложно.

Нынешнюю сферу IТ поднимают те наши дети, которых мы выпустили десять лет назад — в 2008 году, когда закончилась профильная информатика. Они стоят сейчас у штурвала. А что нас ждет дальше, скоро узнаем...

— Я проработал в IТ-области 18 лет, был программистом, занимался управлением проектами и хорошо знаю, какие специалисты там требуются, — говорит директор Ассоциации «Образование для будущего» Александр ХОМИЧ. — Сегодня 20 процентов тех, кто работает в IТ-сфере, это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Студенты работают уже со второго и даже с первого курса. И школьная информатика — это фактически тот багаж, с которым они приходят в IТ-компанию. Из того, что я наблюдаю, меня очень огорчает то обстоятельство, что на уроках информатики в белорусской школе учат инструментам, а инструменты очень быстро стареют, поэтому нужно пересматривать подходы и давать детям возможность самостоятельно выбирать инструменты, с помощью которых они будут решать поставленные задачи.

Компьютер — только инструмент

«Про школьную информатику могу сказать только одно — это скучно, — констатирует Леонид ЛОЗНЕР, соучредитель компании EPAM Systems, член правления Ассоциации «Образование для будущего». — Я знаю это от своих детей. Мне даже не нравится само название предмета. С моей точки зрения, то, чему нужно обучать в школе, должно называться computer science, по-нашему что-то вроде «вычислительной науки», но не компьютерной, потому что компьютер — это только инструмент: сегодня он один, а завтра — другой. Изучать инструменты бессмысленно. Конечно, полезно знать, что такое линейка, но ведь у нас нет в школе предмета, изучающего линейки и транспортиры, а есть математика, физика... транспортиры за эти годы, наверное, тоже изменились, однако если мы не собираемся писать диссертацию об их эволюции, то и тратить время на их изучение не надо. С точки зрения вычислительной науки главной, безусловно, является алгоритмизация. Ее и нужно изучать. Мне тоже кажется странным, что мы пытаемся изобрести какую-то особую информатику для Беларуси.

— Надо понимать, с кем мы работаем, для чего, как это делаем, и кто работает? — рассуждает Александр БУДСЛАВСКИЙ, преподаватель БГУ и Минского областного института развития образования, который много лет работал со школьниками, председатель жюри республиканской олимпиады по информатике среди школьников. — Львиная доля сегодняшней школьной информатики посвящена воспитанию опытных пользователей, а для многих детей это действительно скучно. Информатика у нас начинается с шестого класса, в идеале к этому возрасту все ученики должны подойти на одинаковом уровне компьютерной грамотности, а он, на самом деле, у всех разный. И техника разная в семьях, и качество интернета. К тому же в систему образования часто приходят люди, которые не смогли попасть в IТ-отрасль, поэтому уровень многих школьных педагогов низкий. Учитель информатики даже не всегда может установить операционную систему на компьютере. Педагоги, работающие в школе, просто знают школьный курс, а должны знать вдвое больше. Поэтому для того, чтобы привлечь в систему образования хороших специалистов, надо их стимулировать.

Есть мнение, что в школе должны быть две информатики: бытовая, на которой школьники будут просто учиться использовать те технологии, что уже есть, и второе направление — программирование (если мы создаем, а не только пользуемся). Олимпиада по информатике — это фактически олимпиада по программированию. Так, в школе сложно воспитать полноценного программиста, но понять, может ли и хочет ученик этим заниматься, и развить у него определенные навыки, можно уже в школьные годы. Между прочим, некоторые подростки начинают зарабатывать на собственных проектах довольно рано. Бытовую информатику должны изучать все, а вот программирование может быть курсом по выбору, но в таком случае для того, чтобы поступать в вузы на определенные специальности, изучение этого курса в школе должно быть обязательным.

По словам учителя информатики из Лицея БГУ, автора учебников Анжелики ЛАПО (она также подготовила много победителей соревнований по информатике), в Министерство образования еще в 2003-2004 годах вносилось предложение изучать информатику в старшей школе по различным вариантам: минимум — для всех, а дальше давать возможность выбора. Вариативная часть зависела от профиля обучения: предполагалось, что будущие филологи могут изучать графические редакторы и издательские системы; химики и биологи — компьютерное моделирование, редакторы химических формул; физики и математики — непосредственно программирование. Сегодня же в белорусской школе есть только один час в неделю на все.

Если не собираешься быть программистом...

Информатика в том виде, как она излагается сейчас в наших школах, включает несколько важных блоков: это не только компьютерное просвещение (получение базовых знаний о компьютере, сведений об операционных системах, навыков для работы с офисными программами), но и развитие логики, алгоритмического мышления, непосредственно создание компьютерных программ. Кстати, когда началась работа над новой программой по информатике, звучали предложения со стороны родителей вообще убрать раздел «Алгоритмизация и программирование» из курса информатики в школе. Аргумент — «наши дети не будут программистами». Одни выступали за информатику с детского сада, другие — за ее исключение из школьной программы или, как вариант, изучение только в профильных классах или на старшей ступени школы. Часть родителей считает, что информатика — слишком сложная для детей дисциплина, а другие, наоборот, утверждают, что школьная программа по информатике чрезмерно легкая.

Анжелика Лапо — один из авторов новых пособий по дисциплине. Их особенность заключается в параллельном размещении теоретической и практической частей, так как в классических учебниках они расположены последовательно. Такой прием позволяет улучшить восприятие материала учащимися. Для многих заданий подготовлены специальные материалы, которые можно найти на портале Национального института образования. Уже есть электронная поддержка пособий для 6 и 7 класса, а для 8 класса она скоро появится. Если на новую программу перейдут 10 и 11 классы, для них подготовят единое пособие, где будут применяться совершенно новые подходы.

— В бумажной версии будет содержаться только теория — теоретические основы информатики, алгоритмизация, программирование, а все информационные технологии (инструменты) будут в электронном виде, чтобы была возможность по мере необходимости оперативно обновлять это направление, — объясняет Анжелика Лапо.

Критическое мышление и креативность

— Алгоритмизацию можно изучать даже на деревянных кубиках, — считает Леонид Лознер. — Мой десятилетний сын, который пришел из школы, он спросил у меня: «Папа, а ты знаешь алгоритм приготовления яичницы?» И разложил этот процесс по операциям: открыть холодильник, взять яйца, включить плиту, поставить сковороду и так далее. Прошу заметить: здесь слово «компьютер» не присутствует. Алгоритмизация — это обучение искусству мышления.

— Я двумя руками за образовательную информатику. Есть один уровень — необходимый для нормальной работы и жизни (умение работать с офисными программами, создавать презентации, искать нужную информацию в интернете...) и второй (специфические знания, которые интересны и нужны не каждому). И если бы школа позволила разделить эти два уровня, это был бы большой прогресс, — подчеркивает Александр Хомич. — Еще было бы неплохо, чтобы информатику изучали в связке с какими-то другими предметами, потому что дети должны видеть связь между информатикой и окружающим миром и уметь использовать ее инструменты для решения других задач. Абстрактные знания никому не нужны. В IТ ценятся специалисты, которые умеют задавать вопросы, с развитым критическим мышлением, потому что там приходится решать задачи, которые никто раньше не решал, и если ты будешь просто делать то, что тебе скажут, не подвергая сомнениям, ничего не получится.

— Все, наверное, знают фразу «Если ты владеешь информацией, ты король мира». Но история с WikiLeaks свидетельствует, что любую информацию, как бы тщательно ее ни хранили, можно украсть и с помощью интернета очень быстро распространить. Но если информация уже не является конкурентным преимуществом на рынке, то что может быть таким преимуществом? — задается вопросом Маргарита ЛАЗАРЕНКОВА, эксперт в области креативной экономики, соучредитель технологической конференции Emerge. — Я отношусь к тем, кто считает, что сегодня это креативность, способность генерировать новые идеи ежедневно, решать задачи нестандартными способами. Скопировать и распространить такую ​​способность сложно, ее нужно тщательно развивать. Было бы здорово, если бы на уроках информатики больше внимания уделялось развитию креативности, что вдохновляло бы подростков на создание собственных продуктов. И такие примеры есть, когда мы на конференции буквально в последний момент узнаем, что за интересным и серьезным проектом стоит... 14-летний подросток.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Казахстанские журналисты увидели, как сохраняют память о Великой Отечественной войне в Беларуси

Казахстанские журналисты увидели, как сохраняют память о Великой Отечественной войне в Беларуси

Пресс-тур репортеров и блогеров был приурочен к 78-летию начала Великой Отечественной войны и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фаш

Спорт

Как представлены сборные России и Армении, а также их болельщики на ІІ Европейских играх

Как представлены сборные России и Армении, а также их болельщики на ІІ Европейских играх

Три страны Европейского экономического союза участвуют в Играх в Минске — Беларусь, Россия и Армения.

Общество

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

Участники проекта «Учитель для Беларуси» станут «свежим ветром» в педколлективе

1 сентября в белорусские школы в небольших населенных пунктах придут 12 креативных и неравнодушных педагогов, которые должны вдохнуть в них новую жизнь.