Вы здесь

Как нагадать себе суженого и что делать, чтобы куры неслись


Рождественскими вечерами обычные в иное время предметы сакрализируются

В некоторых регионах Беларуси время с Рождества до Крещения называют "кривыми вечерами". Почему так повелось, как нагадать себе суженого и что делать, чтобы куры неслись, "Звязде" рассказал заведующий филиалом Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Ф.Г. Шклярова в Гомеле Петр Цалко.


— Готовиться к кривым вечерам начинали еще с "филипповских вечеров" (проводились во время Рождественского поста). В ожидании зимних праздников и игрищ народ ограничивался во всем — ели мало, песни пели только спокойные или читали псалмы, не танцевали. Девушки пряли, а у ребят была возможность к ним присмотреться. Причем посмотреть на девушек приходили и их будущие свекрови. Если сыновья в первую очередь обращали внимание на личико, то взрослые женщины оценивали невест по трудолюбию — какая красивее вышивает или ладней прядет. Одним словом, осматривали девку из всех фронтов. И уже на кривых вечерах, после Рождества, складывалось немало пар, которые в скором времени сочетались браком. Раньше никто годами не встречался. Осенью высмотрели друг друга — зимой обвенчались, — говорит Петр.

Так почему же рождественские вечера кривые?

— Наши предки верили, что все сделанное в этот период будет непрочным. Поэтому работать строго запрещалось. Даже пуговицу пришить было нельзя, не говоря про всю остальную крестьянскую работу, которая в эти дни полностью прекращалась — не пряли, не вышивали, Не мели пол. Из домов выносили рабочие инструменты, ткацкое оборудование. Считали, что если небрежная хозяйка все равно возьмется за дело вопреки запрету — ждать ей беды. Рабочие хлопоты заменялись приятным отдыхом — с 6 на 7, с 13 на 14 и до самого Крещения молодежь и дети ходили по домам, колядовали, устраивали шумные посиделки. Большую часть года крестьянин тяжело работал. Кривые вечера были для него настоящей отдушиной, когда он мог обо всем забыть, есть и пить, сколько влезет, петь до хрипоты и танцевать до самого утра.

В каждой деревне были свои обряды, которыми сопровождались кривые вечера. Вместе с тем, имелись и общие для всех традиции. Одна из таких — три кутьи. Собственно перед Рождеством была постная (голодная) кутья, ее варили на воде. На Щедрец ели скоромную кутью с мясом. В общем, стол в этот вечер старались накрыть по-богатому. К празднику и поросенка убивали, и пироги с булками пекли. Верили: чем богаче праздничный ужин, тем больший урожай удастся собрать. Третья кутья (перед Крещением) — снова постная, на воде, но в нее можно было добавить мед, сухофрукты, мак.

— Поскольку у нас христианская культура тесно переплетена с языческой, то даже во время еды, наши люди не забывали о суевериях. На первую кутью обычно звали "дедов" или самого "мороза". Перед тем, как садились за стол, ложку каши клали на подоконник со словами "Мороз, мороз, иди к нам кутью есть!" А затем отец читал молитву. Все слушали его с закрытыми глазами. Жители некоторых гомельских деревень вспоминают такое поверье: после молитвы дети и молодежь должны были схватить столовые приборы, которые лежали на середине стола. Кто окажется самым ловким и возьмет больше ложек — тот в этом году больше грибов и ягод насобирает. Поэтому многие, будучи детьми, молитву перед едой слушали через слово и думали только о походе в лес.

Считалось, что рождественскими вечерами обычные в иное время предметы сакрализируются. Например, сено, клали под скатерть на первую кутью, не выкидывали. Хозяйки могли положить его под кур, чтобы те больше яиц несли; дать съесть корове, чтобы она молока больше давать начала. Остатки кутьи с праздничного стола выносили на улицу и сыпали в обруч из бочки. Существовало поверье: если кур этой кашей покормить, они по соседским огородам не разбегутся.

В рождественские дни обязательно наблюдали за погодой. Засыпало снегом — будет много белых грибов. А если земля "белым одеялом" не покрыта — черника уродится. Звездные ночи — ждать хорошего урожая зерна. Звезды на небе виделись нашим предкам зернышками в поле. Это, кстати, хорошо иллюстрирует оптимистичный менталитет белорусов. У нас плохого быть по умолчанию не может.

— Поскольку Рождество — время необычное, волшебное, то в эти дни между "тем" и нашим миром будто портал открывается. Через него морозной январской ночкой многие хотят заглянуть в будущее. Традиционных гаданий у белорусов — на любой вкус. От земледельческих до брачных. Если первые в наше время начали забывать, то другие не теряют своей актуальности среди молодого поколения. Мы в музее ежегодно устраиваем вечеринку, где каждый участник может узнать, что ждет его в личной жизни. Мы и платы обнимаем в парке Румянцевых-Паскевичей, и сапожки бросаем. И вот что интересно. Нам, как музейным сотрудникам, часто приходится бывать в экспедициях. Практически все бабушки, с которыми мы там знакомимся, утверждают: мне мой дед на Рождество приснился!

Поэому всем незамужним девушкам в ночь с 13 на 14 Петр советует перед сном расчесать волосы, а гребешок под подушку положить со словами "суженый-ряженый, приходи мне волосы чесать, косу расплетать". Или стакан воды с лучинкой под кровать поставить и попросить будущего кавалера перевести вас во сне через мостик. Кто приснится, за того и замуж идти.

— Раньше гадали не только на парней, но и на будущих свекровей. Например, брали камень из бани и шли к колодцу. Бросят в воду и слушают: упал беззвучно — свекровь будет хорошая, опустился в воду с шумом — будешь с мамой мужа часто ссориться, — делится старинными приемами "народного волшебства" заведующий филиалом. — Лично мое мнение по поводу гаданий такое — "По вере вашей к будет вам". Если человек позитивный, то он и слова нужные услышит, и собаки ему с нужной стороны будут лаять, и сапоги упадут туда, где любимый живет. Не надо относиться к этому слишком серьезно. К тому же на следующие кривые вечера можно нагадать себе нового суженого!

Неотъемлемая часть зимних развлечений — хождения по домам. Большими или маленькими группами, в костюмах или без, с гармошкой или скрипкой люди пели под окнами и получали за это угощения.

— Раньше было строгое разграничение. Седьмого января колядовали — ходили со звездами и восславляли в песнях Рождество Христово, устраивали вертепы и разыгрывали сценки на библейские сюжеты. Щедрый вечер — расцвет дохристианских обрядов, традиций и развлечений. Песни начинали петь шутливые, переодевались в козу, медведя, журавля, водили с собой "ряженую" кобылу. По сути эти животные являются тотемными символами древних белорусов. Вместе с тем ради развлечения мужики переодевались в женщин и наоборот, в компании обязательно был свой "бес" — черт. Находившись по деревенским улицам, компании оседали в одном из домов, чтобы потанцевать. Где как ни здесь можно было познакомиться молодым, окончательно определиться в симпатиях, открыто поговорить? Праздничная атмосфера способствовала открытости. С одной стороны все вроде шутка, с другой — серьезное дело, которое вело к зимним свадьбам.

Точку в кривых вечерах ставило Крещение.

— Когда все колбасы были поедены и самогон выпит, песни спеты и гадания проведены, человек шел окунаться в прорубь, чтобы смыть все грехи. Чистый во всех смыслах он вступал в новый период жизни.

Анна КУРАК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Культура

Операция «Багратион»: новые подробности

Операция «Багратион»: новые подробности

Могилевская библиотека имени Ленина стала инициатором акции «Дорогами войны. Маршрутами Победы».

Общество

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Григорий Рапота посетил Придвинский край

Что его удивило, особенно порадовало, заставило задуматься?

Культура

Почему современное белорусское кино невеликое?

Почему современное белорусское кино невеликое?

Писатель и диссидент Андрей Синявский, когда рассказывал об утрированной мелочности советской «цивилизации», привел в пример повесть Михаил