Вы здесь

Кто торгует домашней выпечкой на рынке


Полгода назад домашним поварам и кондитерам разрешили продавать свою продукцию на рынках. Чтобы получить место за прилавком, достаточно лишь сделать флюорографию и уплатить единый налог. Казалось бы, упрощенные условия должны завлечь кулинаров на торговые ряды. Но, как оказалось, такая возможность пока не пользуется популярностью.


Фото носит иллюстративный характер.

Новые правила действуют с июня прошлого года. Согласно постановлению Совмина № 452, лица, производящие кондитерские и хлебобулочные изделия без регистрации ИП, могут торговать ими на рынке. Причем без прохождения санитарно-ветеринарной экспертизы и документов, подтверждающих качество и безопасность выпечки. В столице продавать сладости кулинары могут и на сельскохозяйственных ярмарках на городских площадках.

На Чижовском рынке в Минске продавцов с домашним печеньем и конфетами не видно. В администрации торгового объекта рассказывают, что к ним за все время поступило только одно обращение по этому вопросу.

— Но человек даже не выставлялся. Пришел, посмотрел место, наверное, и передумал. Рынок сам по себе небольшой, движения покупателей здесь особо нет, — называют в администрации возможную причину непопулярности мест за прилавком у кондитеров.

На рынок в Ждановичах за полгода никто из домашних хлебопеков также не пришел. «У нас зона торговли продуктами есть только на улице — не самые удобные условия, чтобы продавать выпечку», — объясняют там.

Для многих кондитеров действительно удобнее раскручивать свой товар через социальные сети. Знакомая минчанка, которая продает через Instagram конфеты и пряники ручной работы, поделилась: домашняя выпечка — дорогой товар для рынка. «Заводские коржики стоят по 50 копеек, а расписанные пряники — по четыре рубля. Контингент, который ходит на рынок, не готов отдавать такие деньги. Это решающий фактор. А в социальных сетях легко найти клиентов, которые понимают, что они платят за натуральный продукт».

Между прочим на Комаровке домашние кондитеры периодически стоят за прилавком.

— Есть два человека, которые регулярно торгуют. Они продают зефир и шоколад ручной работы, — узнаем от начальника службы организации рыночной торговли Комаровского рынка Анжелы Баранович. — Остальные приходили, пытались, но не задерживались. Среди продавцов были и молодые, и люди старшего возраста.

Жалоб от посетителей о том, что такая выпечка не проходит санитарных испытаний, не поступало.

— У покупателя есть выбор. Если он сомневается, покупать ему или нет домашние пряники, можно найти на рынке другую продукцию на свой вкус, — замечает администрация.

Инна Семенова — одна из тех домашних кондитеров, постоянно стоит за прилавком на Комаровке. Женщина продает зефир с пониженным содержанием сахара с различными вкусами: вишни, маракуйи, сыра дор блю. В ассортименте есть также зефир на фруктозе для диабетиков. Изготовлением сладостей Инна занимается два года, а попробовать продавать свою продукцию на рынке решила полтора месяца назад. Сама она живет в деревне Щербины Минского района и ездит в столицу на маршрутке.

— К счастью, убыточных дней пока не было. Интерес со стороны покупателей есть, — отмечает. — Выгодно ли кондитеру идти за прилавок, зависит от того, что он печет. Расписанные пряники, которые трудно изготавливаются, а потому и стоят соответственно, здесь, конечно, сложно будет распродать. На свой товар я ставлю минимальную наценку.

Упаковка с тремя двойными зефирками ручной работы стоит 2,5 рубля, коробка с восемью штуками — пять рублей. Те, что на фруктозе, чуть дороже.

— Бабушки иногда даже возмущены такими ценами, — улыбается женщина. — Но молодежь относится нормально, понимает, что ручная работа должна оплачиваться выше.

Основные покупатели Инны — горожане от 20 до 30 лет. Приходят к ней на рынок и те клиенты, которые ранее просили сделать сладость на заказ: им нравится, что есть возможность рассмотреть ассортимент и сразу на месте приобрести нужное. А однажды дневную партию зефира разобрали раньше, чем кондитер дошла до прилавка. Одно из городских кафе искало зефир для своего мероприятия, поймало Инну на входе на рынок и скупило ее продукцию.

Рядом с женщиной — табличка, где написано, что качество продукции не подтверждено документами. Такого обозначения мест, где торгуют домашние кулинары, требуют правила.

— Старшему поколению не совсем понятно: как так, без санстанции? Им нужны гарантии, уверенность, что это сделано на производстве. Поэтому пенсионеры боятся у меня покупать что-то, но некоторые, однажды попробовав, берут. Как правило, я устраиваю дегустацию, без нее никак. Нужно, чтобы люди почувствовали разницу: домашний зефир не такой по вкусу, как тот, что в магазине.

Еще один вывод, который Инна сделала, стоя за прилавком, — если хочешь выйти в плюс, на рынке нужно находиться почти ежедневно. Будешь приходить торговать раз в неделю — ничего не заработаешь.

— Думаю, что буду пользоваться возможностью продавать свои изделия на рынке. Здесь живое общение, можно выстроить сеть контактов, — подытоживает женщина.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев