Вы здесь

Быть в тренде. На какой урок ученики побегут с радостью?


«Вы можете не изменяться. Выживание — дело добровольное», — эти слова известного ученого и специалиста в области менеджмента качества Уильяма Дэминга как нельзя лучше подходят к современной школе. Учить поколение Z — задача непростая: попробуйте завладеть вниманием детей, для которых не существует никаких авторитетов и уверенных в том, что все, что им нужно, можно найти или уточнить в сети, поэтому зачем что-то запоминать? Они не будут слушать долго монолог учителя. Нельзя прийти в класс, что-то им рассказать, а потом требовать, чтобы дети эту информацию повторили. Прежние педагогические приемы уже не работают — надо это признать и учиться вместе со своими учениками. Ведь ты имеешь право учить, только пока сам учишься...

Не потому ли Республиканский рождественский фестиваль педагогического мастерства пользуется среди педагогов, интересующихся последними образовательными трендами, просто бешеным спросом. При этом участие в нем — абсолютно добровольное... Идея его проведения принадлежит Академии последипломного образования и Белорусскому педагогическому обществу.


Екатерина Скриган: «Мы можем записывать что-то в тетради, а можем вырезать, клеить и рисовать...»

Фейерверк педагогических идей

— Восемь лет назад мы начинали с 300 участников, а два последних года в фестивале участвовали уже полтысячи педагогов: учителя-предметники, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений и педагоги-психологи. И мы уже просто ограничены нашими физическими возможностями, так как количество желающих попасть на педагогический праздник значительно их превосходит, — подчеркивает ректор Академии последипломного образования Андрей Монастырный. — Если во время первого фестиваля в программе значились 33 мастер-класса, то в программе восьмого — 115 мероприятий. Уверен, что фестиваль успешный еще и потому, что он создается усилиями самих педагогов: учителя прекрасно обучают друг друга. К тому же никакая дистанционная коммуникация, статьи, блоги не заменят педагогам живое общение.

VІІІ Рождественский фестиваль педагогического мастерства прошел под девизом «Познание. Интеллект. Творчество». Тематика заявленных тем мастер-классов, творческих мастерских и уроков для взрослых была на самый разный вкус: «Медиа + творчество», «Нескучное программирование. Белорусский орнамент», «Робот шагает вперед»,«Рецепт успеха ученического исследования»,«Развитие креативности через использование скрайбинга», «Лайфхаки: взлом по жизни. Как сделать обучение более интересным?», «Лэпбук на уроках информатики», «Мультимедийная технология: фотошоу на службе у современного педагога» и другие.

На свидание... с водорослями

— Мы можем начать урок традиционной фразой «Здравствуйте, кого нет в классе?», а можем рассказать захватывающую историю, чтобы все проснулись и отвлекли внимание от своих смартфонов. Можем читать с учениками учебник, а можем посмотреть учебное видео на ту же тему. Можем записывать что-то в тетради, а можем вырезать, клеить и рисовать. Можем вызвать учеников по журналу или использовать жребий, как это делается в активной оценке. Можем провести обычную контрольную, а можем организовать мини-конференцию. Новую тему может объяснить учитель, а могут — сами ученики, как это происходит в перевернутом классе. Дети могут работать в одиночку, а могут в парах или группах — все в наших руках, — в этом уверена учительница биологии из столичного Лицея № 1 Екатерина Скриган. — Нашим ученикам, например, очень нравится быть взрослыми, им нравится такая форма работы, как конференция и дебаты. XXI век — это век биологии, и у учителя есть много ресурсов, которые он может задействовать, чтобы увлечь своим предметом учеников.

Я поделюсь несколькими своими лайфхаки. Традиционно построение нуклеиновых кислот — тема, которая трудно дается детям. Нуклеотиды линейно сочетаются между собой, образуя молекулы нуклеиновых кислот. Цепочки молекул ДНК являются самыми длинными биополимерами. Мы на уроках вместе с учениками клеим ДНК из бумажных заготовок, они это делают с большой охотой. В результате у всех получаются разные по дизайну, но одинаково правильные модели цепочек. Тему «Грибы и водоросли» я подаю в форме «быстрых свиданий». Все в классе получают анкеты. Один становится грибом, а второй — водорослями. А потом они начинают друг с другом знакомиться. В каждой анкете есть пункты, которые нужно заполнить: «Где вы проживаете?», «Ваш внешний вид», «Особенности внутреннего мира», «Размножение бесполое», «Размножение половое», «Ваша «искорка». Есть и место для «фото». А потом, как в передаче «Любовь с первого взгляда», дети определяются, кто же им больше понравился. Так мы выбираем пары. Таким образом скучная и непонятная тема наполняется эмоционально, а это, в свою очередь, способствует запоминанию...

Еще один лайфхак — купите дешевые обои и пусть ученики используют их для создания иллюстраций к самым разным творческим заданиям. Мы заметили, что, когда детям предлагаешь работать с обоями, а не с ватманом, у них отсутствует страх чистого листа — испортить обои не жалко. Вы можете сказать, что творчество — не для вас, а вы попробуйте... Даже если не удастся творчески по форме, получится творчески по содержанию. Вы боитесь, что вас всерьез не воспримут коллеги? Но если такая форма работает, то какая разница, что о вас подумают?

Сыграть на уроке... в игру

Учительница истории из минской гимназии № 43 Вера Сечкова на своих уроках вместе с детьми создает исторические мемы и рекламу.

— Элементы медиаобразования можно и нужно использовать на каждом уроке, — уверяет она. — Например, они очень подходят для первичного закрепления материала — оно очень важно, так как позволяет предупредить потерю каких-то важных понятий и фактов. У нас есть всего 10-15 минут в конце урока. Мы все прекрасно знаем, что буквально после секундного молчания у детей в руках оказывается смартфон. Так давайте поставим его на службу себе. Например, тема урока — «Война 1812 года». Предлагаю детям зайти в интернет и найти там четыре любых картины, содержание которых относится к указанной теме. Затем можно предложить им расставить произведения искусства в правильной хронологической последовательности: какие события и когда происходили? Можно также спросить, есть ли в картинах исторические несоответствия? Потратили совсем немного времени, а повторили события всей войны...

Вера Сечкова: «А попробуйте прорекламировать коллективизацию...»

Можно предложить детям создать исторический стикерпак или мем. Это игра на хорошо знакомом им поле: стикерпаками и мемами дети активно обмениваются в мессенджерах. Коротким словом или рисунком и коротким словом мы выражаем свою эмоцию. Это целая информационная система. Исторический стикерпак служит закреплению материала не только через визуализацию, но и с помощью создания коротких текстов-подписей. Он раскрепощает учащихся, подключает фантазию и юмор, может служить хорошей разрядкой, особенно в конце урока, способствует более легкому усвоению материала, формирует гибкое и творческое мышление. Тема «СССР в 1930-е годы». Можно найти советские плакаты или фото и предложить придумать к ним подпись: вариант к фото со Стахановым — «Не лодырничай на работе!», крестьянский митинг — «Только бы не делать!».

«Любую картинку можно представить в форме диалога со скрытым смыслом, стать автором исторической шутки, — подчеркивает Вера Сечкова. — В любой шутке содержится интеллектуальная основа. Можно создать и рекламу. Например, предложить прорекламировать коллективизацию — «Если вам скучно, вступайте в колхоз». Конечно, рекламировать нэп проще, а вы попробуйте прорекламировать стахановское движение — явление, когда люди многократно перевыполняют установленные нормы производства, нашим детям совсем не близкое. С рекламой хорошо работают как младшие, так и старшие ученики, хотя старшеклассники и утверждают, что рекламу они не смотрят».

Еще один эффективный прием — работа с хэштегом. Хэштег — это ключевое слово или фраза, перед которыми ставится символ # и которые используются в публикациях в социальных сетях: в результате ваш пост становится доступным людям с такими же интересами, даже если они не подписаны на ваши обновления.

— Впервые я увидела, как работает с хэштегом мой коллега на конкурсе «Учитель года». Он вместе с учениками составлял облако хэштегов по итогам урока на тему «Крепостное право». Это одновременно и обобщение, и закрепление ключевых понятий, — говорит учительница. — Можно предложить детям создать мультимедийную музейную экспозицию, например найти в интернете артефакты, которые связаны с событиями Столетней войны. Слово «артефакты» — очень страшное для современных детей (смеется. — Авт.)

Скучными уроками детей не заинтересуешь. Предлагать им поиграть в «Свою игру» или «Что? Где? Когда?»  Бессмысленно. Они говорят: «Фу, какая плесень!» Ищите то, что интересно вашим ученикам. А они, как выясняется, смотрят на канале ТНТ игру «Где логика?», В которой ищут логические связи между объектами и явлениями. Я предлагаю ученикам несколько картинок, например, на одной баснописец Иван Крылов, а на другой  маршал Михаил Кутузов. Что их связывает? Крылов написал семь басен, посвященных войне 1812 года, самая знаменитая из них «Волк на псарне». Можно использовать в игре для повторения и литературные сюжеты, и художественные произведения, и цитаты... Все это позволяет выходить за рамки стереотипного мышления, пользоваться знаниями из других областей. Я считаю, что, благодаря приемам медиаобразования, мы становимся для детей более интересными, а закрепление учебного материала проходит более эффективно.

Визуализация Булгакова

На уроке у учительницы русского языка и литературы из солигорской средней школы № 5 Елена Волковой точно не соскучишься. Своих коллег она познакомила с методикой eduScrum и созданием на занятиях командных скрайбов.

Scrum изначально использовался в сфере разработки программного обеспечения, а также в бизнесе. Но эта методика консолидирует людские ресурсы и усилия независимо от сферы деятельности, поэтому все больше профессионалов находят способы применения Scrum в других областях, в том числе и в образовании. EduScrum система обучения, в котором ответственность за образовательный процесс передается от учителя ученикам. Повышается их вовлеченность в учебный процесс. Весь класс делится на группы (команды) по принципу многофункциональности, чтобы каждая имела в своем составе учащихся с разным типом поведения, качествами характера и умениями, так как в таких группах проще решать поставленные задачи и усваивать новый материал. EduScrum помогает не только улучшить учебные результаты, но и развивает личность, способствует развитию командных навыков работы.

Елена Волкова: "Чтобы создавать скрайбы, не надо "уметь" рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми".

Известно, что более 80% информации человек воспринимает визуально. Через три дня он в состоянии вспомнить лишь 10% от всего объема услышанного. Вместе с тем устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычная лекция. Психофизические особенности школьников таковы, что они лучше воспринимают информацию именно визуально. А современные дети еще большие визуалы, чем их родители. Так в школьную жизнь «проник» скрайбинг, также заимствованный из бизнес-среды. Скрайб — это визуализация языкового сообщения графическими образами. Благодаря скрайбингу уроки оживляются. А еще скрайбинг развивает такие качества, как логическое, образное, креативное и критическое мышление...

— Научиться создавать скрайбы достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми, — утверждает Елена Волкова. — Вместе с тем при работе над скрайбом дети самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организуют информацию. Например, на уроках литературы скрайбинг помогает детям визуализировать их читательские впечатления.

При изучении комедии Николая Гоголя «Ревизор» можно предложить ученикам рассказать в картинках о жизни Хлестакова в Петербурге до приезда в город N: настоящей и в его фантазиях. Второй группе — восстановить в картинках последовательность вручения взятки Хлестакову. Третьей — придумать и изобразить в картинках, что произошло в городе после приезда настоящего ревизора, четвертой — нарисовать, что было дальше с Хлестаковым. С помощью скрайбинга можно «разложить по полочкам» и Булгакова, и Платонова.

— Я хочу научить детей видеть символы: чтобы они не рисовали городничего полностью, ведь хватит и генеральских звезд (это про его мечты), и получались не картины, а, скорее, ментальные карты с графическими элементами, — констатирует Елена Волкова. — Кстати, мои одиннадцатиклассники в своих скетчах поднимаются уже до уровня метафоры, что меня, конечно, очень радует.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.

Общество

Чем живет лучшая молодая семья штурмовой авиационной базы в Лиде

Чем живет лучшая молодая семья штурмовой авиационной базы в Лиде

Оба они поют, пишут стихи о своей семье и играют на музыкальных инструментах.  

Общество

Фронтовой повар о том, чем кормили красноармейцев

Фронтовой повар о том, чем кормили красноармейцев

Вместе с корреспондентом «Звязды» ветеран Великой Отечественной войны фронтовой повар Анна Воронова вспомнила про самые счастливые и самые горькие моменты жизни.

Экономика

Как уберечь собственные финансы в путешествии

Как уберечь собственные финансы в путешествии

Неотъемлемым аксессуаром путешествия сегодня является платежная карточка.