Вы здесь

Насколько сейчас актуальны взгляды Махатмы Ганди?


Однажды индийский лидер Махатма Ганди садился в поезд. Одна из его сандалий слетела с ноги и упала на землю. Поезд уже начинал движение, и не было никакой возможности поднять ее. Тогда Ганди, не раздумывая, сбросил на землю и другую сандалию. На вопрос друга о своем поступке он ответил, что одна сандалия не принесет ему никакой пользы, а две сандалии обязательно кому-нибудь пригодятся. Эту историю приводит на страницах своей книги «Мудрость будущего» гарвардский профессор Дэвид Перкинс. Чаще всего ее воспринимают как пример щедрости, но на самом деле она о другом — о понимании того, что нужно людям, и об умении быстро находить правильное решение...


Миссия — соединять поколения

Прошлой осенью в Минске на территории Лошицкого усадебно-паркового комплекса прошла торжественная церемония посадки деревьев, приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося индийского политического и общественного деятеля, человека мира Махатмы Ганди. Его философия ненасилия оказала значительное влияние на движение сторонников мирных перемен. Но Махатма Ганди был еще и прекрасным педагогом, который утверждал, что в образовании заключается единственно возможный путь ненасильственного изменения мира. Его педагогическое наследие составляет более 400 источников, среди которых восемь книг, букварь, сотни статей и публичных выступлений.

«Образование может дать результаты, которых нельзя достичь применением любой силы», — считал Ганди. Символично, что памятник ему несколько лет назад появился во внутреннем дворике Белорусского государственного университета, где стал первым монументом в галерее известных деятелей мировой политики и науки.

Оригинальная и самобытная педагогика Ганди является во многом авторской, она ориентирована на общечеловеческие ценности, что предопределяет их вечную актуальность. Первая миссия образования — соединять поколения, передавать накопленный веками опыт, обеспечивать преемственность в развитии культуры и цивилизации. Ганди считал, что с этой функцией вполне справлялась традиционная система образования Индии. А вот нарушение преемственности развития может привести к «трансплантации» на национальную почву чужой системы ценностей и принципов.

По мнению Ганди, важную роль образование имеет и для обеспечения поступательного и прогрессивного развития страны. Старательно улавливая изменения, продиктованные жизнью, она должна готовить к переменам людей и помогать им принимать правильные решения.

В феврале 1926 года для педагогического приложении газеты «Навадживан» Ганди написал статью «Что такое образование?» Отвечая на поставленный в заголовке вопрос, он высказал мнение, что этимологически английское слово «еduсаtiоn» означает «вытягивание наружу», имея в виду попытку развития скрытых талантов. Главная цель всего образовательного процесса — «приложить усилия, чтобы достать все самое лучшее, что есть у учащихся, обращаясь к их сердцам и разуму». При этом основная роль отводилась формированию нравственного стержня. «На учениках лежит, пожалуй, самая большая ответственность. Будущее зависит от их желания, честности, старательности и патриотизма. Учителя не могут дать того, чего нет у учащихся, а могут только помочь «вытащить наружу» то, что у них есть.

Какие знания наиболее ценны?

Особое внимание хочется обратить на понимание Ганди результатов образовательной деятельности — то, что в современной педагогике называют компетентностным подходом, когда на смену «знаниям, умениям, навыкам» приходят компетенции...

Махатма Ганди писал: «Знания, полученные через опыт, куда более ценные и намного более полезные, чем книжные. По этому поводу у меня нет сомнений». Кроме того, к результатам образовательной деятельности Ганди относил достижение определенного (желательно высокого) уровня сформированности нравственного характера у человека (социально-личностные компетенции), достаточного уровня овладения искусством кормить себя (то есть самостоятельно зарабатывать себе на жизнь). А также «быть уверенным в себе» (что предполагало умение самому обеспечивать удовлетворение своих нужд, чтобы ни от кого не зависеть). Ганди высказался и за необходимость расширения временных рамок целенаправленного образования. Таким образом, намного опередив время, именно Ганди первый сформулировал актуальную и общепризнанную сегодня концепцию «образования через всю жизнь».

Он неоднократно подчеркивал, что главная проблема образования не столько в том, чтобы решить, чему и как учить, сколько в том, где взять хороших учителей, чтобы осуществить задуманное на практике. Таким образом, в центре педагогической системы Ганди стоит педагог. В одной из своих статей он писал: «Политик может достичь своей цели, даже если у него и нет характера, но народный учитель не может обойтись без характера. Учитель без характера, что соль без вкуса». Интересно, что еще в древней Индии отличали три категории педагогов: преподаватель, который транслирует знания, учитель, который обучает и воспитывает, и гуру (педагог самого высокого ранга).

Чтобы мир не ослеп

Посещая мемориал Махатмы Ганди в Нью-Дели, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал его «величайшей» личностью. «Международный день ненасилия (2 октября — День рождения Махатмы Ганди) — это дань памяти величайшему человеку из всех, живших на Земле, — подчеркнул глава ООН. — На посту Генерального секретаря я могу только надеяться, что все, кто наделен политической властью, смогут подняться до уровня Махатмы Ганди и понять, что достичь цели можно путем диалога, сохраняя приверженность правде и действуя в интересах других. Ганди доказал, что «ненасилие может изменить ход истории».

 

Напоследок предлагаю вспомнить историю о поезде и сандалии Mахатмы Ганди. Что оставить, а от чего отказаться? Вот главные вопросы, на которые мы должны найти ответ, когда выбираем сегодняшним учащимся и студентам «сандалии», нужные им для путешествия в будущее. Установку индийского педагогического Гуру — «жить правильно, думать правильно, делать правильно» — сложно переоценить, как и его предостережение, что принцип «око за око» может сделать весь мир слепым.

Игорь ГОНЧАРЕНОК, профессор, председатель правления Общества дружбы «Беларусь — Индия»

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.