Вы здесь

Насколько сейчас актуальны взгляды Махатмы Ганди?


Однажды индийский лидер Махатма Ганди садился в поезд. Одна из его сандалий слетела с ноги и упала на землю. Поезд уже начинал движение, и не было никакой возможности поднять ее. Тогда Ганди, не раздумывая, сбросил на землю и другую сандалию. На вопрос друга о своем поступке он ответил, что одна сандалия не принесет ему никакой пользы, а две сандалии обязательно кому-нибудь пригодятся. Эту историю приводит на страницах своей книги «Мудрость будущего» гарвардский профессор Дэвид Перкинс. Чаще всего ее воспринимают как пример щедрости, но на самом деле она о другом — о понимании того, что нужно людям, и об умении быстро находить правильное решение...


Миссия — соединять поколения

Прошлой осенью в Минске на территории Лошицкого усадебно-паркового комплекса прошла торжественная церемония посадки деревьев, приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося индийского политического и общественного деятеля, человека мира Махатмы Ганди. Его философия ненасилия оказала значительное влияние на движение сторонников мирных перемен. Но Махатма Ганди был еще и прекрасным педагогом, который утверждал, что в образовании заключается единственно возможный путь ненасильственного изменения мира. Его педагогическое наследие составляет более 400 источников, среди которых восемь книг, букварь, сотни статей и публичных выступлений.

«Образование может дать результаты, которых нельзя достичь применением любой силы», — считал Ганди. Символично, что памятник ему несколько лет назад появился во внутреннем дворике Белорусского государственного университета, где стал первым монументом в галерее известных деятелей мировой политики и науки.

Оригинальная и самобытная педагогика Ганди является во многом авторской, она ориентирована на общечеловеческие ценности, что предопределяет их вечную актуальность. Первая миссия образования — соединять поколения, передавать накопленный веками опыт, обеспечивать преемственность в развитии культуры и цивилизации. Ганди считал, что с этой функцией вполне справлялась традиционная система образования Индии. А вот нарушение преемственности развития может привести к «трансплантации» на национальную почву чужой системы ценностей и принципов.

По мнению Ганди, важную роль образование имеет и для обеспечения поступательного и прогрессивного развития страны. Старательно улавливая изменения, продиктованные жизнью, она должна готовить к переменам людей и помогать им принимать правильные решения.

В феврале 1926 года для педагогического приложении газеты «Навадживан» Ганди написал статью «Что такое образование?» Отвечая на поставленный в заголовке вопрос, он высказал мнение, что этимологически английское слово «еduсаtiоn» означает «вытягивание наружу», имея в виду попытку развития скрытых талантов. Главная цель всего образовательного процесса — «приложить усилия, чтобы достать все самое лучшее, что есть у учащихся, обращаясь к их сердцам и разуму». При этом основная роль отводилась формированию нравственного стержня. «На учениках лежит, пожалуй, самая большая ответственность. Будущее зависит от их желания, честности, старательности и патриотизма. Учителя не могут дать того, чего нет у учащихся, а могут только помочь «вытащить наружу» то, что у них есть.

Какие знания наиболее ценны?

Особое внимание хочется обратить на понимание Ганди результатов образовательной деятельности — то, что в современной педагогике называют компетентностным подходом, когда на смену «знаниям, умениям, навыкам» приходят компетенции...

Махатма Ганди писал: «Знания, полученные через опыт, куда более ценные и намного более полезные, чем книжные. По этому поводу у меня нет сомнений». Кроме того, к результатам образовательной деятельности Ганди относил достижение определенного (желательно высокого) уровня сформированности нравственного характера у человека (социально-личностные компетенции), достаточного уровня овладения искусством кормить себя (то есть самостоятельно зарабатывать себе на жизнь). А также «быть уверенным в себе» (что предполагало умение самому обеспечивать удовлетворение своих нужд, чтобы ни от кого не зависеть). Ганди высказался и за необходимость расширения временных рамок целенаправленного образования. Таким образом, намного опередив время, именно Ганди первый сформулировал актуальную и общепризнанную сегодня концепцию «образования через всю жизнь».

Он неоднократно подчеркивал, что главная проблема образования не столько в том, чтобы решить, чему и как учить, сколько в том, где взять хороших учителей, чтобы осуществить задуманное на практике. Таким образом, в центре педагогической системы Ганди стоит педагог. В одной из своих статей он писал: «Политик может достичь своей цели, даже если у него и нет характера, но народный учитель не может обойтись без характера. Учитель без характера, что соль без вкуса». Интересно, что еще в древней Индии отличали три категории педагогов: преподаватель, который транслирует знания, учитель, который обучает и воспитывает, и гуру (педагог самого высокого ранга).

Чтобы мир не ослеп

Посещая мемориал Махатмы Ганди в Нью-Дели, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал его «величайшей» личностью. «Международный день ненасилия (2 октября — День рождения Махатмы Ганди) — это дань памяти величайшему человеку из всех, живших на Земле, — подчеркнул глава ООН. — На посту Генерального секретаря я могу только надеяться, что все, кто наделен политической властью, смогут подняться до уровня Махатмы Ганди и понять, что достичь цели можно путем диалога, сохраняя приверженность правде и действуя в интересах других. Ганди доказал, что «ненасилие может изменить ход истории».

 

Напоследок предлагаю вспомнить историю о поезде и сандалии Mахатмы Ганди. Что оставить, а от чего отказаться? Вот главные вопросы, на которые мы должны найти ответ, когда выбираем сегодняшним учащимся и студентам «сандалии», нужные им для путешествия в будущее. Установку индийского педагогического Гуру — «жить правильно, думать правильно, делать правильно» — сложно переоценить, как и его предостережение, что принцип «око за око» может сделать весь мир слепым.

Игорь ГОНЧАРЕНОК, профессор, председатель правления Общества дружбы «Беларусь — Индия»

Выбор редакции

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.