Вы здесь

В воскресенье евреи празднуют Новый год деревьев


Праздников много не бывает. И когда многие уже упаковали свои елочки, доели последние мандарины и начали выполнять предписанные желания, то у некоторых торжество еще только приближается. Новый год деревьев — праздник еврейского календаря. Это напоминание и о том, как когда-то народ был в беде, как, находясь в шаге от смерти, получил жизнь и победу. Такой Новый год, естественно, посвящен и деревьям. Существует традиция не только их посадки (в благоприятное время и при соответствующих условиях). На этот праздник особенным образом потребляют разные фрукты, запивая бокалами хорошо разбавленного вина. Об этом и других обычаях в нашем интервью с раввином Григорием Абрамовичем.


— Расскажите, как появился Новый год деревьев?

— Первоначально он служил для того, чтобы определить возраст деревьев, однако со временем традиция ушла, так как большинство евреев не жило в Израиле. Однако приблизительно до XVI века на историческую родину вернулись мистики, которые решили, что было бы хорошо это праздник возродить. Решили, что следует съедать фрукты от деревьев и думать про их полезность для нас.

За короткое время стало популярным кушать некоторые фрукты, и не просто так, а в определенной последовательности. Ведь все употребления пищи в религиозном представлении должны иметь обоснование, и они должны быть понятны следующему поколению.

Фрукты разделили по определенной системе, получили четыре мира. Фрукты в кожуре и с косточкой внутри (гранат) — это первый мир, действия. Каждый из нас ежесекундно присутствует в мире действия: складывает руки, смотрит в окно, идет. Фрукты без кожицы или со съедобной тонкой шкуркой, но с косточкой (олива, виноград, финик) символизируют мир творчества. В мире творчества мы время от времени находимся, придумывая, создавая. Правда с одним условием: мы можем создавать, только имея исходный материал — знания или материал для строительства чего-то. Те фрукты, в которых нет ни кожицы, ни косточки (инжир, курага), представляют мир создания из ничего. Так создает только Всевышний. Говоря про четвертый мир, мы ничего не едим, это «мир гармонии». Мы не представляем, как он выглядит, только догадываемся, что в нем царят души и ангелы.

Эти четыре мира символизируют четыре этапа принятия пищи на Новый год деревьев, которые мы называем «седер», или «порядок». Берется определенный фрукт, говорится благословение на него, упоминается определенный мир и так далее. Однако есть еще то, что мы пьем — четыре бокала вина. Иногда меня спрашивают: евреи же непьющие, почему вы употребляете вино? На самом деле ответ очень прост. Дело в том, что никогда не делался акцент на алкогольную составляющую. Когда мы читаем старинный источник, мы видим, что вино разбавляли. Есть две версии, как это делалось: одна четверть вина и три четверти воды или одна пятая вина и три четверти воды. Мы вообще не говорим о градусе как таковом. Поэтому если ты употребляешь такое растворенное вино, оно никак не влияет на твое состояние, не слишком охмелит тебя. Если человек не употребляет никакого алкоголя, предусмотрен виноградный сок.

Мы знаем, что деревья ложатся спать на зиму и весной просыпаются. Таким образом мы переходим от белого вина или виноградного сока к красному. Первый бокал символизирует зиму и сон. Во второй добавляем немного красного вина, оно получается розовым и символизирует пробуждение, но еще на начальном уровне. В третий бокал мы добавляем еще вина — и уже темно-розовый, почти весна. Четвертый, красный, — это весна. Такой переход от зимы к весне.

— На обычный Новый год принято подводить итоги или писать планы на будущий год. Вы же употребляете фрукты, впоминаете о сакральном смысле. Однако говорите ли что-то про свою собственную жизнь, например: в этом году я хорошо творил, написал много стихов или в следующем планирую писать картины?..

— Да, мы безусловно обдумываем планы. Однако у нас есть еще один Новый год, который отмечают в сентябре. Есть две задачи — строить планы на будущий год и подумать, какой был прошлый год. Мы должны еще в течение 10 дней — от времени искупления до Нового года — попросить прощения у всех, кого обидели. Это очень важный обычай. Здесь мы говорим «прости» всем, кого могли обидеть, даже случайно или потенциально. А заканчивается все тем, что мы просим прощения у Бога, которого мы также обидели. Это о понимании, что ты что-то сделал не так, но можешь исправить и вписать в дальнейшие планы.

— Что еще принято делать на Новый год деревьев?

— Есть интересный обычай, который появился в 1909 году в Израиле, когда не было самого государства, но люди уже приезжали. Решили не только есть плоды, но и сажать деревья. Такая традиция существовала и раньше, ввел ее раввин в городе Зихрон Яков. Очень интересно, что до сих пор раввин учился у нескольких раввинов из Брестской области. Может быть, эта идея родилась и где-то в Беларуси. Но я все время думал, как идея могла родиться здесь, где в это время мерзлая земля? Однако в Беларуси как раз сажают ели и сосны — те деревья, которые вырубаются. Это очень важная традиция, она свидетельствует: то, что мы берем у природы, мы можем ей вернуть посадкой новых деревьев. Интересно, что в Минске до 20-х годов ХХ века существовал обычай в коробку для благотворительности складывать монетки, чтобы на них кто-то посадил дерево в Израиле. Таким образом ты присоединяешь к доброму делу еще больше людей.

Говорят, что каждый человек должен прожить жизнь так, чтобы вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Лично я уже все это сделал — советую запланировать и другим. Таким образом, на различные свои праздники мы сажаем дерево, строим временный шалаш, учим детей не забывать дела предков. И так каждый год. Я считаю, не надо думать обо всей жизни. Если ты достойно проживешь один год, достойно проживешь и всю жизнь.

— Скажите, почему именно дерево, а не другое растение?

— Потому что изначально речь шла именно о деревьях, приносящих плоды. Часть фруктов ты отдавал на благотворительность, на храм или продавал и вносил средства. Но это могут быть и цветы. Мы как-то на улице Шорной около синагоги обратили внимание, что раньше здесь вся улица была в деревьях, а теперь нет ни одного. Мы попросили членов нашей общины, которые плохо слышат, вырезать вытинанку с деревьями и повесить на окна. Будто бы они хотя бы в этот праздник украшают улицу. Дело настолько понравилось, что мы повторяли его несколько лет. Молодежь из вторсырья делала деревья. А маленьким детям, которые пока не могут сажать деревья, мы предлагаем сажать лук — это тоже символ.

— То, что вы рассказали, — просто красивая традиция, или вы действительно празднуете Новый год деревьев в это воскресенье?

— Безусловно, празднуем. Наш календарь и национальный, и религиозный одновременно. «Седер» проводим в воскресенье вечером. Кстати, наш плод с кожицей и косточкой — это мандарин. Однажды вместо белого вина мы использовали березовый сок. Это время открыто для конкретной поэзии, различного творчества. Именно на этот Новый год мы решили обратить свое внимание на птиц, которые живут на деревьях, — для чего нужны скворечники, что мы можем сделать как городские жители?

— Празднуете ли вы традиционный Новый год?

— Все по-разному. Кто-то не празднует, потому что есть другие такие праздники собственной традиции. Одни ставят елочку, другие нет. Есть евреи, которые даже живя в Израиле празднуют этот традиционный Новый год. Происходит то же самое семейное застолье, с салатами и шампанским. Кто-то пытался добавить сюда определенный еврейский элемент, однако это не имело большого успеха. Для меня Новый год — время с семьей, почти каждый год к нам приезжают родители жены из Биробиджана (Дальний Восток, около Хабаровска), где идиш — один из основных языков. Для них очень важно, чтобы была елка. Поэтому мы приняли соломоново решение — нашли гирлянду в форме елки, украсили игрушками: мы понимаем, что это не елка, они понимают, что это елка. Мой отец, который живет в Израиле и ходит в синагогу, также ставит елку, так как говорит, что у него ностальгия по детству.

— Что для вас чудо, и кому вы готовы сделать чудо?

— Сразу после Нового года деревьев мы не расслабляемся. Ведь через месяц у нас другой праздник — Пурим, где нам позволено напиться, один раз в год (однако никто занадто не пользуется этим предложением). Напиться с одним условием: чтобы не отличит Мардохея, который спасал наш народ, от Амана, который хотел его уничтожить. Мы попробуем посмотреть, что есть добро и что есть зло через другое видение. Очень важно перечитать книгу Есфири, чтобы понимать, как мог погибнуть народ, как его спасли. В это время нужно взять два угощения и послать кому-то. Свидетельствуя тем самым: ты для меня важен, я с тобой дружу. Полагаю, это важная часть социальной составляющей общения. Ведь мы очень сильно ушли в соцсети, в другие интернет-ресурсы. Поэтому этот обычай древний и в то же время очень современный. И здесь не присутствует принцип обязательной взаимности, все идет спонтанно. Также ты должен найти двух человек, которым хуже, чем тебе, и дать им подарки. Мы в центре решили собирать деньги и игрушки и отправлять в детский дом в Борисове. Для меня это и есть чудо, для другого и для себя тоже.

— Второй еврейский Новый год будет праздноваться в сентябре?

— Да, время его немного меняется, в этом году — 30 сентября. Мы едим яблоки с медом. Яблоко — чтобы год был сильный. Мед — чтобы он был сладкий. Мы сочетаем силу и сладость. Ведь если год только сильный, финансово стабильный, но в нем нет никакого огонька, то это немного скучно. А когда море огней, но нечего поставить на стол — тоже не очень. Такое сочетание яблока и меда — это еще и сочетание того, чего мы ждем. Пожелания на этот праздник у нас тоже очень интересные. Первое — чтобы твое имя было записано в книге жизни. Второе — чтобы ты был в голове, а в не хвосте. Плестись в хвосте очень удобно, а вот головой надо думать. Зато голова всегда вверху, а хвост нет.

Нина ЩЕРБАЧЕВИЧ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.