Вы здесь

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?


Могут ли белорусские вузы удовлетворить потребности IТ-компаний в кадрах? Какими знаниями и компетенциями должны обладать выпускники, которые мечтают попасть в Парк высоких технологий? Кого будут рады видеть у себя наниматели? Как улучшить практическую составляющую подготовки будущих специалистов? Ответы на эти вопросы на поверхности не лежат. Почти каждый год белорусские вузы увеличивают наборы на IТ-специальности. Только за пять последних лет в сфере высшего образования открылось 30 новых специальностей IТ-профиля. Также активно развивается в стране и дистанционная форма получения образования. Но кадровый голод в сфере IТ по-прежнему сохраняется. Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно. Не менее важно быть гибким и коммуникабельным, уметь работать в команде. «Мягкие навыки» (sоft skills) в большой степени влияют на развитие карьеры.


Изменения в содержании и форме

— По сути, кодировщики и тестировщики — то есть выпускники, обладающие нижним и средним уровнем компетенций, — отходят на второй план. Трансформация IТ-отрасли в сторону высокотехнологичных продуктовых разработок и расширение возможностей искусственного интеллекта делают востребованными специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными научными знаниями. Сегодня требуются аналитики, которые готовятся на нашей межпредметной университетской кухне, — подчеркивает ректор Белорусского государственного университета Андрей КОРОЛЬ.

— Поскольку БГУ — университет классического типа, мы делаем ставку не только на прикладные знания, но и на фундаментальность образования. Подготовка кадров по IТ-специальностям и смежным специальностям ведется в БГУ на трех факультетах — ФПМИ, механико-математическом и факультете радиофизики и компьютерных технологий. На первой ступени у нас насчитывается одиннадцать таких специальностей: «Актуарная математика», «Прикладная математика», «Информатика», «Компьютерная безопасность», «Экономическая кибернетика» и другие. На второй ступени — девять: магистранты изучают алгоритмы и системы разработки больших объемов данных, примерный компьютерный анализ данных, математическое и программное обеспечение информационной безопасности... На первой ступени обучаются 2160 человек, на второй — 310.

Выпускники факультета прикладной математики и информатики — самые востребованные в компаниях ПВТ. Именно его студенты занимают призовые места на различных мероприятиях республиканского и международного уровней по программированию. А на мировом чемпионате мира по программированию (IMС) команды БГУ всегда пробиваются в финал, где оказываются среди сильнейших.

— Мы считаем, что это результат неразрывной цепочки в подготовке кадров: от профориентации, наших школ юных и сборов, которые организовываются для талантливых школьников на базе «Бригантинs», до их выхода из университета. Главное, что абитуриенты поступают к нам «видящими» и хорошо понимают, какие специальности они выбирают, — говорит Андрей Король. — Очень многие знаменитые IТ-продукты, в том числе и программы Яндекса, были созданы выпускниками БГУ.

По мнению ректора, информатизация образования часто ошибочно трактуется очень узко, как какой-то технический компонент, основной в организации учебного процесса, а содержание отходит на второй план.

— Мы не понимаем, что первично, а что вторично, а первичным является личность студента, — рассуждает он. — Какие цели в образовании мы ставим? Научить студента креативности, что сегодня востребовано в IТ, или просто дать нужную информацию, экипировать его знаниями? От этого и будет зависеть удельный вес технического компонента. Подготовка IТ-специалистов требует изменений в содержании и форме. Традиционная передача знаний не подходит. Сегодня не проблема найти нужную информацию, а проблема научиться смотреть на вещи своими глазами, ставить свои цели, задавать вопросы, видеть ситуацию с разных сторон, уметь создавать свой продукт. Образование — не просто процесс усвоения знаний, а выявление и развитие потенциала, который заложен в каждом студенте.

Сегодня средний возраст преподавателей, работающих на трех IТ-факультетах в БГУ, составляет 49 лет (40% из них являются кандидатами и докторами наук). Для привлечения к преподаванию специалистов-практиков факультеты приглашают внешних совместителей. Наибольшее количество внешних совместителей — на факультете прикладной математики и информатики — 23%: это сотрудники таких компаний, как «ЭПАМ Системз», «Эксадел», «Яндекс Бел», «Интразишэн».

Чтобы знание не устарели

А в БГУИР традиционно делают ставку на практироориентированность подготовки специалистов.

— IТ-технологии меняются настолько быстро, что то, что студент изучал на втором курсе, на четвертом может оказаться вообще невостребованным, — констатирует проректор БГУИР по учебной работе Валерий ПРЫТКОВ. — Поэтому наша задача — научить студента так, чтобы полученные навыки он дальше сам трансформировал и развивал, и они на момент его выпуска не потеряли актуальность. Решению этой проблемы частично помогает взаимодействие с компаниями ПВТ и другими организациями реального сектора экономики. Специалисты-практики чувствуют, какие технологии будут развиваться в ближайшей перспективе, на какие из них есть спрос у заказчиков. Совместно с резидентами Парка высоких технологий и другими IТ-организациями в университете создано 45 совместных лабораторий. Компании-партнеры оказывают содействие в обучении преподавателей БГУИР, проводят для них мастер-классы, помогают поддерживать учебные программы в актуальном состоянии. Мы можем использовать методики, разработанные IТ-компаниями для обучения своего персонала.

Также проректор вуза считает, что эффективность обучения может повыситься за счет создания привычной для студентов, которые с детства с информационными технологиями на «ты», образовательной среды.

— Им не понадобится себя ломать и перестраиваться. Это ускорит процесс коммуникации, сэкономит время. Не надо ждать преподавателя по расписанию. Можно задать ему вопрос, получить оперативный ответ дистанционно и дальше осваивать образовательную программу, — говорит он. — С 2002 года в БГУИР развивается дистанционное обучение. Сейчас на дистанционной форме обучается около 600 студентов. Наиболее привлекательна эта форма обучения для тех, кто получает второе высшее образование, а также для людей с ограниченными возможностями. К сожалению, не все вопросы пока можно решить в рамках действующей нормативной базы: она не всегда соответствует современным требованиям в сфере подготовки IТ-кадров.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.