Вы здесь

Как удовлетворить кадровый голод в сфере IТ?


Могут ли белорусские вузы удовлетворить потребности IТ-компаний в кадрах? Какими знаниями и компетенциями должны обладать выпускники, которые мечтают попасть в Парк высоких технологий? Кого будут рады видеть у себя наниматели? Как улучшить практическую составляющую подготовки будущих специалистов? Ответы на эти вопросы на поверхности не лежат. Почти каждый год белорусские вузы увеличивают наборы на IТ-специальности. Только за пять последних лет в сфере высшего образования открылось 30 новых специальностей IТ-профиля. Также активно развивается в стране и дистанционная форма получения образования. Но кадровый голод в сфере IТ по-прежнему сохраняется. Работодатели говорят, что быть хорошим программистом и уметь писать код для эффективной работы уже недостаточно. Не менее важно быть гибким и коммуникабельным, уметь работать в команде. «Мягкие навыки» (sоft skills) в большой степени влияют на развитие карьеры.


Изменения в содержании и форме

— По сути, кодировщики и тестировщики — то есть выпускники, обладающие нижним и средним уровнем компетенций, — отходят на второй план. Трансформация IТ-отрасли в сторону высокотехнологичных продуктовых разработок и расширение возможностей искусственного интеллекта делают востребованными специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными научными знаниями. Сегодня требуются аналитики, которые готовятся на нашей межпредметной университетской кухне, — подчеркивает ректор Белорусского государственного университета Андрей КОРОЛЬ.

— Поскольку БГУ — университет классического типа, мы делаем ставку не только на прикладные знания, но и на фундаментальность образования. Подготовка кадров по IТ-специальностям и смежным специальностям ведется в БГУ на трех факультетах — ФПМИ, механико-математическом и факультете радиофизики и компьютерных технологий. На первой ступени у нас насчитывается одиннадцать таких специальностей: «Актуарная математика», «Прикладная математика», «Информатика», «Компьютерная безопасность», «Экономическая кибернетика» и другие. На второй ступени — девять: магистранты изучают алгоритмы и системы разработки больших объемов данных, примерный компьютерный анализ данных, математическое и программное обеспечение информационной безопасности... На первой ступени обучаются 2160 человек, на второй — 310.

Выпускники факультета прикладной математики и информатики — самые востребованные в компаниях ПВТ. Именно его студенты занимают призовые места на различных мероприятиях республиканского и международного уровней по программированию. А на мировом чемпионате мира по программированию (IMС) команды БГУ всегда пробиваются в финал, где оказываются среди сильнейших.

— Мы считаем, что это результат неразрывной цепочки в подготовке кадров: от профориентации, наших школ юных и сборов, которые организовываются для талантливых школьников на базе «Бригантинs», до их выхода из университета. Главное, что абитуриенты поступают к нам «видящими» и хорошо понимают, какие специальности они выбирают, — говорит Андрей Король. — Очень многие знаменитые IТ-продукты, в том числе и программы Яндекса, были созданы выпускниками БГУ.

По мнению ректора, информатизация образования часто ошибочно трактуется очень узко, как какой-то технический компонент, основной в организации учебного процесса, а содержание отходит на второй план.

— Мы не понимаем, что первично, а что вторично, а первичным является личность студента, — рассуждает он. — Какие цели в образовании мы ставим? Научить студента креативности, что сегодня востребовано в IТ, или просто дать нужную информацию, экипировать его знаниями? От этого и будет зависеть удельный вес технического компонента. Подготовка IТ-специалистов требует изменений в содержании и форме. Традиционная передача знаний не подходит. Сегодня не проблема найти нужную информацию, а проблема научиться смотреть на вещи своими глазами, ставить свои цели, задавать вопросы, видеть ситуацию с разных сторон, уметь создавать свой продукт. Образование — не просто процесс усвоения знаний, а выявление и развитие потенциала, который заложен в каждом студенте.

Сегодня средний возраст преподавателей, работающих на трех IТ-факультетах в БГУ, составляет 49 лет (40% из них являются кандидатами и докторами наук). Для привлечения к преподаванию специалистов-практиков факультеты приглашают внешних совместителей. Наибольшее количество внешних совместителей — на факультете прикладной математики и информатики — 23%: это сотрудники таких компаний, как «ЭПАМ Системз», «Эксадел», «Яндекс Бел», «Интразишэн».

Чтобы знание не устарели

А в БГУИР традиционно делают ставку на практироориентированность подготовки специалистов.

— IТ-технологии меняются настолько быстро, что то, что студент изучал на втором курсе, на четвертом может оказаться вообще невостребованным, — констатирует проректор БГУИР по учебной работе Валерий ПРЫТКОВ. — Поэтому наша задача — научить студента так, чтобы полученные навыки он дальше сам трансформировал и развивал, и они на момент его выпуска не потеряли актуальность. Решению этой проблемы частично помогает взаимодействие с компаниями ПВТ и другими организациями реального сектора экономики. Специалисты-практики чувствуют, какие технологии будут развиваться в ближайшей перспективе, на какие из них есть спрос у заказчиков. Совместно с резидентами Парка высоких технологий и другими IТ-организациями в университете создано 45 совместных лабораторий. Компании-партнеры оказывают содействие в обучении преподавателей БГУИР, проводят для них мастер-классы, помогают поддерживать учебные программы в актуальном состоянии. Мы можем использовать методики, разработанные IТ-компаниями для обучения своего персонала.

Также проректор вуза считает, что эффективность обучения может повыситься за счет создания привычной для студентов, которые с детства с информационными технологиями на «ты», образовательной среды.

— Им не понадобится себя ломать и перестраиваться. Это ускорит процесс коммуникации, сэкономит время. Не надо ждать преподавателя по расписанию. Можно задать ему вопрос, получить оперативный ответ дистанционно и дальше осваивать образовательную программу, — говорит он. — С 2002 года в БГУИР развивается дистанционное обучение. Сейчас на дистанционной форме обучается около 600 студентов. Наиболее привлекательна эта форма обучения для тех, кто получает второе высшее образование, а также для людей с ограниченными возможностями. К сожалению, не все вопросы пока можно решить в рамках действующей нормативной базы: она не всегда соответствует современным требованиям в сфере подготовки IТ-кадров.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Каким должно быть учебное пособие в XXI веке?

Из 50 изданий, которые должны появиться на школьных партах до 1 сентября, 48 уже напечатаны.

Спорт

Дмитрий Набоков: У меня есть только высота

Дмитрий Набоков: У меня есть только высота

Что приносят спортсменам рекорды, и как быстро они борются с серьезными травмами.

Культура

Алесь Родим: Делали «оформиловку» для колхозов, возвращались в свои подвалы и продолжали рисовать

Алесь Родим: Делали «оформиловку» для колхозов, возвращались в свои подвалы и продолжали рисовать

Белорусской составляющей Тахелес посвящен арт-фестиваль «Мифологема тысячелетия», который открылся в пространстве Ок16 15 августа.

В мире

Как развивается глобальное противостояние США и Китая?

Как развивается глобальное противостояние США и Китая?

Противоречия в отношениях между Вашингтоном и Пекином обостряются, и их можно смело называть торговой войной.