Вы здесь

Чем заметен ансамбль песни и танца Вооруженных Сил?


Ансамбль песни и танца Вооруженных Сил давно стал одним из самых известных творческих коллективов нашей страны. В этом году он отпраздновал 80-й день рождения. Возраст - почетный. И заслуги тоже. В начале 2019 года коллектив был отмечен специальной премией Президента деятелям культуры и искусства за высокие достижения и реализацию патриотического проекта «Отечеству служим». Попробуем же заглянуть за кулисы...


- Наш коллектив не похож на другие, - говорит художественный руководитель ансамбля песни и танца Вооруженных Сил Владимир Воропаев. - Это благодаря тому, что мы его сами таким сделали. Наша главная задача - защита Отечества через наше творчество. Через танец, через песню мы доносим слушателям любовь к стране, рассказываем о мощи наших Вооруженных Сил. Да и подобного нашему коллективу в стране нет. Очень непросто объединить под одной крышей солдат срочной и контрактной службы и просто штатских людей, которые, казалось бы, как могут подчиняться военным? Но взаимопонимание, гармония, которая у нас есть внутри коллектива, понимание того, во имя чего мы работаем, достигаются благодаря непрерывному отбору исполнителей. Случайных людей у ​​нас нет.

Из наших рядов вышли очень знаменитые артисты. Достаточно упомянуть Владимира Мулявина, Виктора Вуячича, Ярослава Евдокимова, Валерия Кучинского, Игоря Оловникова. У нас служил известный телеведущий Юрий Николаев.

В нашем репертуаре - не песни-однодневки, а фундаментальные произведения, мы сами создаем музыку, которую исполняем. К тому же нас ни с кем не спутаешь - благодаря внешнему виду и дисциплине, даже если мы придем в гражданской одежде. И это - наша визитка.

- Насколько сложно попасть в ансамбль?

- У нас по штатному расписанию предусмотрено 74 ставки. Естественно, что постоянного ничего нет, кто-то уходит, кто-то приходит. Все исполнители должны иметь музыкальное образование, но в качестве исключения мы можем взять и самородков. Были такие случаи.

- Есть ли у ансамбля выступление, которое можно выделить отдельно?

- Наверное, нет. Мы ко всем мероприятиям относимся очень серьезно. Например, мы выезжаем ежегодно в Россию, где выступаем во время соревнований по танковому биатлону, в которых участвуют более двух десятков стран. Наше выступление транслируется на весь мир. Или вот из последнего - победа на международном фестивале церковной музыки «Хайнувка», который проходил в Польше. Репутация, как известно, заслуживается делами и временем. И каждый наш концерт - это кирпичик в большое здание.

- Сотрудничаете ли с другими творческими коллективами?

- А как же! На прошлой неделе на сцене Центрального дома офицеров мы совместно выступали с воспитанниками детской музыкальной школы № 10 имени Глебова. Контактируем и с эстрадой. В нашем активе - совместные выступления с Анатолием Ярмоленко, Ириной Дорофеевой, Инной Афанасьевой, Владимиром Провалинским, группами «Сябры», «Купалинка», Litеsоund. Очень много работали с Игорем Лученком. А что касается зарубежных артистов, то вспоминаются концерты с Олегом Газмановым, Александром Маршалом, Иосифом Кобзоном...

И гастрольный график у нас очень насыщенный. Мы даем около 200 концертов в год. Случается и так, что выступаем два раза в день. Например, уже готовится праздничная программа, приуроченная к 75-летию освобождения Беларуси.

Фронтменом любого музыкального коллектива, который исполняет песни, является вокалист. Михаилу Лила, солисту и артисту хора ансамбля песни и танца, недавно исполнилось 24 года. В послужном списке талантливого юноши, который поет лирическим баритоном, - лауреатство и победа более чем на 30 международных конкурсах. Он - трехкратный лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи. Дважды был финалистом детского конкурса «Песня для Евровидения», где занимал высокие места. В ансамбле он совсем недавно - два месяца. До этого три года был солистом Белорусского государственного академического музыкального театра.

- Я попал в ансамбль после того, как прошел три творческих прослушивания, сдал физические нормативы и тест на психологическую совместимость, - замечает Михаил Лила. - Выступления ансамбля я видел с самого детства, поскольку этот коллектив - один из трех ведущих в стране. Но мысль о том, что я сюда попаду? Тогда это казалось фантастикой...

Меня прослушивали примерно три месяца. Попросили показать как можно больше диапазон своего тембра голоса в плане окрасок, стилистических направлений. И конечно же, репертуар тоже важен. Я исполнял классические оперные произведения, романс Рахманинова, опереточные и джазовые произведения, а также современные произведения на патриотическую тематику.

Но за два месяца службы в ансамбле репертуар пополнился колоссально. За короткий срок мне нужно было выучить большую программу к 80-летию ансамбля и много красивых песен. За пару дней я прочитал более 30 хоровых партитур, хотя до того с ними не сталкивался. Уже и солировал одно из произведений - «Краснознаменный округ Белорусский».

- Михаил, а где труднее петь - соло или в хоре?

- Честно говоря, не знаю. Я же когда-то учился именно на хориста, а после переучился на оперного певца. И вот на многочисленных конкурсах поешь в одиночку, а после возвращаешься домой, идешь в хор - и все нормально. Дело в том, что работа солиста - очень ответственная, на тебя все смотрят. Слушатель не простит ни одну фальшь, пропущенный слог или не совсем понятную дикцию. А в хоре очень важен «эффект плеча». Например, нельзя вместе с соседом взять дыхание: это считается непрофессиональным. В консерватории мы хоровые трудности даже изучали отдельным предметом.

- Насколько сложен график военного певца?

- В ансамбле я нахожусь с 8 утра. За мной закреплены два кабинета. В хоровом классе я начинаю распеваться. Если поступают указания от офицеров, я их выполняю. В 9 утра у нас начинается первый час занятий. Они длятся пять часов. После у нас обед и самоподготовка. Поскольку репертуар у хора и у оркестра меняется постоянно, то нужно обладать сильным самоконтролем. Но прежде всего мы - военнослужащие со всеми их обязанностями.

- А как преодолеть страх перед публикой?

- Боязни у меня не было с детства. В раннем возрасте ты не такой самокритичный. И выходя выступать на сцене в четыре-пять лет, легко забудешь куплет или повторишь его дважды. Но если зрители это заметят, то сделают скидку на возраст, чего не будет со взрослыми. Учитесь на своих ошибках - и все получится! Один итальянский мастер мне сказал замечательную вещь: когда мы не поем, мы поем. И наоборот. Это о том, что когда люди говорят, то они поют, чтобы донести свою мысль до слушателя.

А вот старшина Александр Водчиц ряды ансамбля пополнил более трех лет назад.

- Я совмещаю две должности. В военной составляющей старшина - человек, который отвечает за солдат срочной военной службы, чистоту, порядок и дисциплину, опрятный внешний вид. А в творческой составляющей я - трубач. Предложили прослушаться в ансамбле, еще когда я учился в колледже. Попал сюда на срочную военную службу, после перевелся на контракт. Под моим руководством - пять человек из нового призыва и четыре из предыдущих.

Занимаюсь музыкой лет с десяти. И если многих в музыкальную школу отводят родители, то я пошел туда сам. У нас по соседству играло фортепиано. И мне сильно понравились эти звуки. Два года отучился по классу фортепиано, а после услышал звук трубы. И тут я понял, что этот инструмент - мой. Пять лет я отучился по классу трубы в детской музыкальной школе, после четыре года в колледже. И три с половиной года уже здесь.

Труба занимает главное место в оркестре. Мы играем как соло, так и в оркестре. Много композиций выполняется уже наизусть, потому что многие моменты доводятся на репетициях до автоматизма. У нас в ансамбле только два трубача. И это возлагает еще большую ответственность.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: «Нас не зблытаеш нават у цывільным»

Выбор редакции

Культура

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

Корреспонденты «Звязды» встретились с родственницей Павлины Мядёлки

12 сентября 1893 года в семье Винсента и Франтишки Мядёлок родилась дочь, которой дали красивое имя Павлина.

Общество

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто повреждает деревья в вашем саду?

Кто, как не ученые Института плодоводства, знает, как получить хороший урожай и обезопасить сад от болезней.

Культура

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Что посмотреть в брестском музее спасенных ценностей

Брестский музей спасенных ценностей можно назвать местным Лувром — если вообще уместно сравнивать одну культуру с другой. 

Общество

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

Как депутаты решают проблемы жителей Брестской области

В местных Советах Брестской области осуществляют депутатскую деятельность 2962 депутата.