Вы здесь

Как оживают полотна Николая Рыжего


«Мы будем разговаривать голосами своих детей» - такими словами закончилось интервью с борисовчанином Николаем Рыжим, сыном известного местного художника, тоже Николая Рыжего. Николая старшего все очень любили в городе и до сих пор сильно ценят. Интересно, что на работах отца так много изображений маленького сына: он вместе с матерью в деревне на лугу, он в окружении изображений исторических личностей, он дома в мастерской отца, где, оказывается, нужно сделать выбор... Для сына отец - образец поведения и того, к чему следует стремиться в жизни. А для отца сын - не только источник любви, он и образ искусства, который теперь будет говорить с нами бесконечно.

Смотришь на картины Рыжего... Точно прописанные, насыщенные портреты. Но еще больше впечатляют натюрморты, сделанные в жанре гиперреализма, - сливы, яблоки, грибы, изображенные на них, «как живые». Так и хочется прикупить такое полотно, чтобы поселить это садово-лесное царство у себя дома. Больше всего впечатляют две незаконченные работы Рыжего - «Без названия». Сделанные в довольно спокойной, песочной колористике, они, однако, влекут своим фантастическим сочетанием. На них мы видим крестьян, которые сгребают сено, а в центре, вместо стогов, - горшочки с цветами - и все смотрится очень органично. Интересно, что с работ, выполненных в таком брейгелевском стиле, Рыжий начинал в свои молодые годы. Правда, в силу разных обстоятельств, переходил на немного другую художническую тропинку. Однако настоящим художником не переставал быть ни на минуту своей жизни, о чем мы поговорили с его сыном:


- Николай, недавно в борисовской библиотеке экспонировалась выставка работ вашего отца. Вы с семьей почувствовали потребность собрать воедино некоторые его работы и представить публике?

- Организовать выставку было идеей моего отца - планировал сделать ее к своему 65-летию. Подготовка происходила в последний год жизни, он не скучал... Однако позже все организовала мать. Большинство выставленных картин - из их с отцом дома. Много работ на выставку представили организации или люди, портреты которых он писал, - буквально сняли со стен своих квартир. А у меня лично дома висит большая гравюра с изображением Скорины, - это был папин любимый деятель, которым он очень восхищался. У него много работ, посвященных Скорине.

- Как думаете, почему Николай Рыжий настолько увлекался исторической темой?

- Потому что он белорус - это нормальная практика для человека, который живет в своей стране. Интересоваться своими корнями, знать, кто ты и что, кто те люди, которых следует ставить в пример другим. Надо понимать, что мой отец в общем не просто увлекался культурой, он любил место, в котором жил. И очень много времени и энергии направлял на то, чтобы в нашем дворе было все хорошо. С детства, когда мы переехали в новый дом, который стоял на пустыре, мы с отцом каждый год весной и осенью отдавали много сил, чтобы этот небольшой клочок земли стал зеленым, - сеяли траву, городили небольшие заборчики, чтобы ее не вытоптали, сажали кустики и деревья. Деревья часто погибали - то ломал кто-то, то именно там нужно было коммуникацию провести, поэтому их выкорчевывали, - однако мы сажали снова и снова, в конце концов многие прижились, и осталось такое хорошее воспоминание для жителей города.

- А вы сами любите Борисов так же сильно, как отец?

- Да, я люблю этот город. Я почти десять лет жил в других местах, однако потом вернулся сюда, открыл ресторан - в первую очередь для местных жителей. И люди действительно начали объединяться. Есть примеры, когда горожане познакомились здесь и потом поженились. Мы проводим мероприятия, которые должны сплачивать жителей в определенные социальные группы. Еженедельно по средам проводятся курсы «Мова Нанова», концерты организуются, проводится игра «Мозгобойня».

- Давайте вернемся к искусству вашего папы. Он писал и исторические сюжеты, и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Не было ли это определенным разъединением его души, внутренней конкуренцией между направлениями деятельности?

- Чтобы написать пейзаж, нужно было вдохновение, как и для натюрморта. А портреты отец рисовал всю жизнь, это было работой. Живописные портреты - только их часть. Он написал более 100 графических портретов исторических личностей, - они сделаны и воплощены в различных стилях, от штемпелей и марок до открыток. Он тесно сотрудничал с «Белпочтой», там хранятся его архивы. Много работал в жанре станковой графики, оформлял множество книг, учебников, где тоже нужно было писать портреты, в том числе исторических личностей. У него много экслибрисов - и на них тоже изображены в основном люди, в шаржевом или обычном портретном стиле. Если брать живопись, то он с самого начала стремился пробовать новое. И прежде всего это натюрморты. Они были оригинальными, он составлял своеобразную композицию. Всегда сердце стремилось к родной земле, поэтому можно увидеть на них сухие ветки растений, грибы, яблоки. С натюрмортами ему хотелось экспериментировать, изобретать новое, добавлять определенные футуристические вещи, например смешать пейзаж и натюрморт.

- Есть две работы, которые подписаны «Без названия», где как раз смешаны пейзаж и натюрморт. Расскажите что-нибудь о серии.

- Это незаконченные работы, они делались в последний год перед смертью. На самом деле когда-то он начинал именно с таких работ. Первые шесть его картин, переданные когда-то в Голландию, были сделаны в таком стиле. Потом он жалел, что распрощался с ними, больше не хотел ставить таких экспериментов. Но в конце жизни еще несколько раз попытался сделать это. Мой отец был очень доверчивым, поэтому те первые работы, которые попали в Голландию, можно сказать, были украдены. Он не получил за них деньги. А теперь о судьбе тех работ ничего не известно. На них были изображены пейзажи, в которых - много насекомых, бабочек, кузнечиков, выписанных в совершенстве. Отец их ловил, а потом засушивал и с натуры рисовал очень скрупулезно, тщательно. На его картинах кто летает, кто-то сидит, кто-то еще что-то делает. Отец старался написать их в натуральную величину, чтобы они выглядели так, словно мы их действительно видим. Работы были достаточно большими, поэтому иногда казалось, что бабочка просто села на картину, а не нарисована, - отец делал так специально. Он был графиком, поэтому передать натурализм было для него чрезвычайно важно, особенно в первых работах. Нужно было, чтобы все выглядело как живое - так и казалось.

- То, что он перестал экспериментировать, связано с печальной историей с кражей картин?

- Это была очень кропотливая работа, такие картины требовали много времени. Чтобы написать одну, у него уходило больше месяца, двух. А есть же хотелось, деньги были нужны. Поэтому он на определенное время выбрал более простой стиль, чтобы создание картины занимало не так много времени и чтобы она меньше денег стоила, чтобы продавалась проще. Он не был знаменитым живописцем, так как начал заниматься живописью позже своих однокашников. Поэтому, когда почувствовал себя уверенно в этом стиле, его друзья уже были знамениты, могли продавать свои работы за немаленькие деньги. А когда он продавал свои картины, все спрашивали: «Кто это такой? Шкарубо мы знаем. Ксендзова мы знаем. А кто такой Николай Рыжий, мы не знаем». Поэтому папа не мог ставить большие цены на свои работы. Поэтому и выбирал рисование более простых картин - пейзажа, натюрморта, - чтобы они скорее продались. Иногда он писал дубликаты: когда матери очень нравилась определенная картина, она забирала ее домой, чтобы повесить на стену, а папа писал второй вариант.

Мать очень поддерживала отца. А он сам выбрал путь художника с детства - и ни шагу в сторону. Только вперед, только создавать картины. Искусство проходило через все, что он делал в жизни. В нашем доме, который я в шутку называю музеем, вся мебель изготовлена ​​им из дерева. Были четыре брата Рыжих, все с золотыми руками - двое хорошо рисовали и двое прекрасно работали с деревом. Видимо, последнее передалось от деда. Скомпоновать, вырезать, выпиливать лобзиком - и чтобы все было красиво. У всех их дома много такой деревянной красоты.

- На картине «Миколка» изображены вы в детстве на фоне различных исторических лиц и предметов. Отец целенаправленно воспитывал в вас любовь к Родине?

- Нет, особым образом он меня не воспитывал. Но если учесть, что человек всегда берет примеры из жизни, из социума, в котором он находится, то в моем социуме всегда был только один человек, которым я восхищался и гордился, - это мой отец, - поэтому я брал пример с него. Но не было такого, чтобы он садился и что-то намеренно мне рассказывал. У нас дома гигантская библиотека, - иногда я читал то же, что и он. И меня всегда интересовали его занятия и увлечения, я всегда им гордился и хотел быть на него похожим. С ним я говорил на белорусском языке. Может, единственный воспитательный момент - то, что он отдал меня в белорусскоязычную гимназию. На время создания портрета «Миколка» отец уже долго и кропотливо работал над оформлением книги Владимира Бутромеева «Великие и знаменитые люди белорусской земли», за которую позже получил Гран-при на конкурсе белорусской книги за иллюстрации. А на портрете на фоне как раз помещены схематические рисунки из этой книги.

- Есть еще одна картина, где вы изображены и рядом в довольно ультимативной форме написано «Сделай свой выбор»...

- Портрет был сделан для нашего дома, он свидетельствует, что отцу не нравилось, что я решил не быть художником. А отец очень этого хотел, поэтому мы ссорились. У меня был свой стиль, я по-своему все воспринимал, а отец говорил смотреть, как делает он, и делать то же самое. Я же не хотел повторяться - если и быть художником, то другим. Когда мне исполнилось 16-17, я решил, что художником не буду. Ведь всю жизнь прожить, споря с отцом, не хотел.

- Где отец брал информацию для своих исторических работ?

- У нас дома очень большая библиотека, в ней много исторического материала. Отец много ездил по архивам, искал фотографии, чтобы люди на портретах получились похожими. Когда рисовал образы Купалы и Коласа для «Белпочты», решил, что на заднем фоне нарисует домики, в которых они жили, - для этого специально ездил туда, делал фотографии, с которых писал, а также сверял со старыми фотографиями. Если говорить об истории, то он очень жалел, когда у нас в Борисове разрушались культурные памятники. С его мастерской, в старом историческом здании, хотели срезать балконы - он настоял, чтобы они сохранились. Теперь им более ста лет, их историческая ценность очевидна.

- Чувствуете ли вы себя продолжателем отцовских традиций?

- Да, естественно. Как говорят, мы будем разговаривать голосами своих детей. Я человек, который очень много взял от своего отца. Это мой лучший учитель в жизни. Я всегда уважал его и брал с него пример. Поведение, принципиальное отношения к социальным вещам и к истории, - это все мне передалось.

Нина Щербачевич

Фото автора

г. Борисов

Выбор редакции

Общество

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

Школы Гомельщины прошли проверку на готовность к учебному году

В этом году в дошкольные учреждения района придет 2700 малышей.

Общество

Как оказаться в раннем Средневековье?

Как оказаться в раннем Средневековье?

Действительно ли в акватории современного города можно увидеть и даже проплыть на паруснике викингов?

Общество

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Молодежь при устройстве на работу хочет зарплату в тысячу рублей

Хотя только собирается выйти на рынок труда.