Вы здесь

Журналист «Звязды» отправился на дежурство с инспекторами ГАИ


В общественном сознании о работнике ГАИ сложилось следующее мнение: стоит у дороги человек в форме с полосатым жезлом в руке, останавливает машины и выписывает штрафы. И этим вся его работа ограничивается.


Шесть тонн меди

Частично это, возможно, и правда. В повседневной службе «на дороге» сотрудники ГАИ занимаются рутиной, проверяя машины, которые движутся мимо них или находятся на стоянке. Все верно. Обеспечение безопасности дорожного движения является главной составляющей их службы, а поскольку автомобили и, по определению, пешеходы непосредственно участвуют в движении, то они входят в сферу интересов инспекторов ГАИ.

Но так ли однообразна их работа? Быть может, в ней есть аспекты, о которых мы ничего не знаем? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я обратился в ГАИ УВД Миноблисполкома.

- Конечно, не только дежурством на дорогах мы занимаемся, - говорит заместитель начальника спецподразделения по обеспечению безопасности дорожного движения подполковник милиции Виталий Молчан. - Мы сопровождаем грузы, а летом - автобусы с детьми, которые едут в лагеря отдыха. Кроме того, досматриваем транспорт на предмет провоза запрещенных предметов. Например, совсем недавно остановили грузовик. С виду ничего необычного, документы в порядке. Но водитель как-то странно нервничал. Посмотрели внутрь прицепа. Стоят коробки, ничего особенного, обратили внимание на одну деталь: боковые борта, обитые изнутри фанерой, постепенно словно сужаются к кабине. Стали изучать более внимательно. Оказалось, между фанерой и внешним тентом был зазор, в котором спрятали листовую медь. И еще больший зазор - в полтора метра - был сделан между кабиной и передним бортом. Шесть тонн меди было спрятано в том грузовике! И обнаружили это наши сотрудники. Кстати, подобных случаев немало.

Интересные иномарки

Вместе с подполковником милиции Виталием Молчаном и старшим инспектором указанного спецподразделения капитаном милиции Дмитрием Юрутем мы выезжаем для проверки постов. Мои спутники не просто едут из «пункта А в пункт Б». Они живо интересуются автомобилями с иностранными номерами. Когда я спрашиваю, чем это вызвано, мне снова дает объяснение Виталий Молчан:

- Довольно часто на территорию Беларуси пригоняют транспортные средства, имеющие не очень чистую, а иногда открыто уголовную биографию. И продают их здесь за сравнительно невысокую цену - лишь бы быстрее сбыть. Наши граждане покупают такие товары, прельстившись подходящей ценой. Догадываясь, что при переоформлении автомобиля его могут «пробить» в ГАИ и всплывут негативные факты, многие ездят и дальше на иностранных номерах. Проверяя подобные машины, мы можем установить факт кражи.

Словно в продолжение темы, перед нами оказывается легковушка «Шевроле» с российскими номерами. Мы движемся за этой машиной. Сворачиваем в переулки поселка Боровляны. «Шевроле» останавливается, капитан милиции Юруть идет проверять документы.

Водитель, даже на мой неопытный взгляд, какой-то излишне суетливый. Выясняется, что он гражданин Беларуси, но документов на автомобиль у него при себе нет. Говорит, оставил в другой машине. Старший инспектор Юруть садится к нему, мы с подполковником милиции Молчаном едем следом. Приезжаем к еще одной иномарке, но и там нет документов на «шевроле». Водитель говорит, что документы находятся дома и он сейчас их принесет. Но его не отпускают домой, полагая, что может сбежать, и предлагают позвонить тому, кто принесет документы. Либо - проехать в УВД и там во всем разобраться. В конце концов выясняется, что документы у водителя изначально были при себе, но на машину не оформлена страховка, и владелец «шевроле», опасаясь штрафа, пытался выкрутиться, полагая, что сотрудники ГАИ не будут такими скрупулезными. Ошибся, и в результате был составлен административный протокол за отсутствие страхового полиса.

- Зачем обманывал? - говорит с укором Виталий Молчан, когда мы уже поехали дальше. - Понятно же было, что мы обо всем узнаем. Вот потому, что многие пытаются обмануть сотрудников милиции вместо того, чтобы честно признать вину, невольно начинаешь на всех смотреть с подозрением.

Мы останавливаем еще одну машину с российскими номерами, но там все в порядке, и мы мирно разъезжаемся.

- Скажите, а нет ли дискриминации в том, что вы специально останавливаете авто с российскими номерами? - спрашиваю я.

- Во-первых, - спокойно отвечает Виталий Молчан, - мы останавливаем любые машины, которые вызывают у нас подозрение. И номера на них могут быть разные. Представьте, какое важное и доброе дело мы делаем: возвращаем имущество гражданам соседней страны. Многие люди предъявляют к нам претензии за излишнюю, как им кажется, строгость. А мало кто знает, как довольны и счастливы обладатели автомобилей, когда получают обратно своих «железных коней». Многие уже и надежду потеряли, а тут такой подарок! Поэтому мы никого специально не преследуем, а просто делаем свою работу.

Детские кресла

Мы выезжаем за город, где у деревни Белые Лужи Виталий Молчан проверяет своих подчиненных. Служба, как говорится, идет в штатном режиме.

Далее я присоединяюсь к экипажу старшего инспектора Юрия Севрюкова, где находятся еще двое сотрудников, и вместе с ними продолжаю дежурство.

На мой вопрос, что представляет сейчас наибольшую проблему, Юрий Севрюков говорит:

- Учитывая сезон, конечно, «головная боль» - это шины. Дорога часто скользкая, тормозной путь удлиняется, а люди продолжают ездить на летней резине и надеются так проездить всю зиму. А это - один из главных источников опасности. Некоторые пытаются комбинировать: ставят зимние шины только на передние колеса, а задние оставляют в летней или «демисезонной» обуви. Но это также может создать аварийную ситуацию. Поэтому следим за колесами в первую очередь. Еще, конечно, много проблем с пешеходами. Темнеет рано, а люди за городом привыкли ходить по дороге по своим правилам. Часто идут не навстречу, а по движению транспорта. Не обозначают себя световозвращающими элементами. Переходят дорогу там, где им захочется. Опять же, пьяные часто становятся виновниками ДТП, выпрыгивая на проезжую часть, а то и засыпая прямо на ней. Поэтому с пешеходами ведется постоянная профилактическая работа.

- А теперь куда мы едем? - поинтересовался я, увидев впереди школу.

- Проверим машины на наличие детских кресел, - поясняет старший инспектор Севрюков. - Большинство родителей - люди дисциплинированные, ответственные, и детей возят в соответствии с правилами. Но попадаются и те, кто ими пренебрегает. Некоторые так просто и заявляют: мой ребенок, как хочу, так и вожу! Знали бы они, что происходит с непристегнутыми детьми во время столкновения. Их швыряет по всему салону - страшное зрелище. Если бы горе-родители увидели это со стороны, бегом побежали бы покупать кресла.

Мы проезжаем вдоль ряда автомобилей, припаркованных возле школы. Один из инспекторов замечает, что в легковой машине, которая проехала мимо нас, ребенок сидит непристегнутым. Разворачиваемся, едем за этим авто. Подается звуковой сигнал, и легковушка послушно сворачивает на стоянку.

За рулем - молодая женщина. Позади нее сидит девочка примерно семи лет. Ни детского кресла, ни бустера - удерживающего устройства, в салоне нет. Инспектор Виктор Якубчик начинает выписывать штраф, одновременно объясняя нарушительнице степень ее вины. Женщина согласно кивает, лицо у нее виноватое. В свое оправдание она говорит, что есть еще «семейная» машина, сразу с двумя детскими креслами. А в этой она просто выскочила «по-быстрому» забрать дочь из школы. На первый раз штраф - 0,5 базовой величины. Но если нарушение будет зафиксировано повторно, штраф составит от 2 до 5 базовых величин. Понятно, что дешевле купить кресло, чем «нарываться на неприятности». Молодая мать все это понимает и говорит, что кресло будет установлено ​​в машину неотложно.

Второй инспектор, лейтенант милиции Дмитрий Голобурда, тем временем показывает еще одной машине свернуть на стоянку. Причина? Водитель не был пристегнут ремнем безопасности. Также выписывается штраф и проводится разъяснительная беседа. Нарушитель соглашается: виноват, больше не буду. При этом жизнерадостно говорит по телефону: видимо, штраф его не сильно расстроил. Однако же, о ремне безопасности теперь он вряд ли забудет.

Зимние сюрпризы

Едем дальше. Продолжаем разговор.

- Вот сейчас похолодало, многие машины глохнут на дороге, - говорит Юрий Севрюков. - Люди останавливаются, включают аварийные огни - и часто не знают, что им делать дальше. Зима, ночь, мороз... До беды недалеко. Мы приходим таким водителям на помощь. Вызываем эвакуатор, доставляем пассажиров в населенный пункт, чтобы не замерзли. Если нужно, вызываем и медицинскую службу. Многих людей таким образом спасли, они потом пишут нам благодарности.

Вдруг мы резко съезжаем в сторону и тормозим. Виктор Якубчик выходит из машины, останавливает какую-то девушку. Что такое? Оказывается, она перебежала дорогу в неположенном месте. Я и не заметил, но у инспекторов глаз на такие вещи наметан.

Раньше я обратил внимание на то, как они смотрят на дорогу, на проезжающие машины: быстро, цепко, как отслеживая радаром. Вот и эту нарушительницу «запеленговали» мгновенно и тут же среагировали.

Инспектор Якубчик, поговорив с девушкой, отпускает ее. Я интересуюсь, в чем дело.

- Беременная, спешит на обследование, - объясняет инспектор.

- Ее не стали штрафовать?

- Ограничились устным замечанием, - говорит Виктор Якубчик. - Эта мера внушения, кстати, предусмотрена законодательством.

Поступает сообщение по радиостанции. Грузовик съехал в кювет, нужно организовать «коридор», пока его будут вытаскивать. Едем туда.

Действительно, МАЗ, груженный песком, остановился на обочине. Но сбоку к дороге прилегал толстый слой снега, и тяжелый самосвал одной стороной стянуло вниз. Засел крепко, самому не выбраться. Ждем, когда приедут на помощь машины из организации, к которой относится МАЗ, что попал в ловушку. Скоро приезжают два автофургона. Юрий Севрюков перегоняет служебную машину за грузовики и останавливает встречные машины. Водители, понимая, что задерживают движение на трассе, спешат. Они цепляют МАЗ тросами сразу за две машины и задним ходом вытягивают на дорогу. Вся операция занимает не более пяти минут. «Хвост» позади нас выстроился не такой уж и длинный. Едва МАЗ оказывается на дороге, инспекторы дают сигнал: можно ехать. Через минуту трасса становится чистой. Точности действий сотрудников ДПС можно позавидовать.

На этом я свое «дежурство» закончил. А инспекторы остались нести службу. Непростую, разнообразную и такую ​​всем нужную. Не знаю, какие выводы сделали вы, прочитав этот репортаж, а я убедился лично: пока эти люди на дороге, мы можем чувствовать себя в полной безопасности.

Сергей Кулаков

Название в газете: Служба на дарозе

Выбор редакции

Культура

Воспоминания об Аркадии Кулешове

Воспоминания об Аркадии Кулешове

История одного выступления.

Общество

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

Как настоящие мужики усваивают «женское» дело

В последние годы тема равноправия между мужчинами и женщинами переживает новую волну процветания.

Экономика

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

Разработчики — о новом Налоговом кодексе Республики Беларусь

В прошлом году Налоговый кодекс Беларуси претерпел существенные изменения.