Вы здесь

Точные науки — не для девушек?


А вы разбудите в них храбрость и интерес к учебно-исследовательской деятельности!

«20 лет назад женщины могли быть секретарями, школьными учительницами, возможно, библиотекарями, социальными работниками или медсестрами. Если женщина была действительно амбициозной, то могла составить конкуренцию мужчинам... обычно работая более упорно и более продолжительное время с меньшей оплатой за ту же самую работу. Но теперь появились ослепительные перспективы и совершенно новый вид работы для женщин — программирование...» Статья The Computer Girls («Компьютерные девушки») появился в выпуске журнала Cosmopolitan за 1967 год.

В те времена программирование еще не считалось инженерной или научной профессией, и часто многие курсы по Computer Science излагались в разнопрофильных колледжах и университетах, включая учреждения гуманитарной и артнаправленности, в которых учились тогда преимущественно девушки. В середине шестидесятых годов ХХ века программирование позиционировалось в медиа как «женская работа». Женщины начали заполнять IТ-индустрию, когда мужчины уже доминировали в технических специальностях, но не так явно, как в мире компьютерных вычислений. Еще в 1987 году 42% создателей программного обеспечения в Америке были женщинами. 34% системных аналитиков также принадлежали к прекрасному полу. А потом ситуация изменилась...

Согласно исследованиям 2015 года популярного ресурса StackOverflow, 92% всех разработчиков в мире — мужчины. Где-то этот процент значительно ниже, в частности, в Facebook 17% технических должностей занимают женщины, но на общую картину это не влияет...


Риск и «социальный контракт»

Несколько лет назад в Минске открылась Академия креативных технологий для девушек (IT Рrinсеss Асаdеmу). Проект продвигает идею женского технического образования. Возраст «принцесс» — от 7 до 15 лет.

— Идею мог подхватить любой, просто мы были первые, кто решил связать девушек и IТ, — рассказывает Валентина Чекан, соучредитель IT Рrinсеss Асаdеmу и STЕM-sсhооl. — Они в технологиях могут достичь того, что не под силу мальчикам, и история IТ-сферы это доказывает.

Кстати, в Великобритании, Канаде, Австралии, США и других странах учебные заведения с раздельным обучением очень престижные. Замечено, что ребята по-разному усваивают учебный материал, а обычная школа поощряет «мужской» тип поведения, формируя стереотип: точные науки и высокотехнологичные отрасли — не для девушек.

— Педагоги знают, что в детском саду и начальной школе разница между мальчиками и девочками еще мало заметна. Но уже в пятом, шестом, седьмом классах она становится очевидной. В пятом классе мальчики учатся только за счет внимания со стороны родителей, у них нет никаких амбиций, а девушки, наоборот, вырываются вперед. Склонность к коммуникации, вовлеченность в любую деятельность, желание быть замеченными, как и скорость усвоения учебного материала, в раннем подростковом возрасте у девушек намного выше. Доказано, что даже температура в комнате, где учатся школьницы, должна быть выше, а мальчикам подходят прохладные помещения, — объясняет Валентина Чекан.

В 8-9-м классах у мальчиков пробуждаются амбиции. Их мотивируют различные рейтинги, «погоны» и «звездочки», а с девушками все происходит наоборот. Они избегают конкуренции и соперничества и не рискуют в заранее проигрышной ситуации. Почему женщин меньше среди предпринимателей? А потому, что они не хотят рисковать. Храбрость, стремление к риску у девушек надо воспитывать.

«Какой смысл вкладывает наше общество в понятие «хорошая девочка»? Она все делает по правилам, послушная дочь, которая не доставляет неудобств ни родителям, ни социуму, — рассуждает Валентина Чекан. — Я хорошо знаю это, потому что я тоже дочь и мать дочери. Между нами и обществом есть «социальный контракт», и если ты хочешь быть хорошей девочкой, то, пожалуйста, его выполняй. Девочка-подросток очень рано этот контракт «прочитывает», и когда мы предлагаем: «А давай сделаем по-другому...», то слышим в ответ категорическое: «А для чего я буду рисковать?» Да, риск подразумевает высокую вероятность ошибки, значит, ты автоматически попадаешь в зону опасности! И что взамен? А когда девочка еще и хорошо учится или вообще отличница... Вот мы и задумались, как пробудить у девушек интерес к учебно-исследовательской деятельности, к тому, что у нас традиционно считается территорией мужских интересов? Как развить в них креативность?

— Когда открывали академию, организовали большую конференцию, пригласив на встречу с девушками представителей ПВТ. Вышел топ-менеджер компании Wargaming, яркий молодой человек, который рассказывал им о физике, о важности этой дисциплины для создания правдоподобных игр, но на лицах девушек я отчетливо прочла: «Ты бог, все супер, но где ты, а где я?» — рассказывает Валентина Чекан. — А вот когда на сцену вышла обычная девушка Юля в кедах, джинсах и футболке, которая также работает в ПВТ, в зале сразу возникло оживление. К ней было много вопросов. 11-летнюю девочку интересовало, например, сколько у Юли детей. Выяснилось, что двое. Ответ удовлетворил, потому что школьница хотела бы заниматься программированием, но и детей, семью тоже хочет иметь. И она получила красноречивое доказательство, что одно другому — не помеха. «У девушки из ПВТ такие же волосы, такие же джинсы, кеды, все у нас в принципе одинаковое, но она уже там, а я туда обязательно приду», — примерно так она рассуждала. Поэтому мотивационный компонент для девушек мы считаем очень важным.

Ада Лавлейс ввела в обращение термины «цикл», «рабочая ячейка», «распределительная карта», описала основные принципы алгоритмизации, написала первую программу для прототипа компьютера.

Они были первыми...

Обычно на просьбу назвать известных айтишников девушки вспоминают Стивена Джобса, Марка Цукерберга, Павла Дурова, даже мальчики называют максимум шесть-семь фамилий. Но IТ-индустрия началась именно с женщин. Хотя вклад многих из них был долгое время засекреченным.

Между прочим, дочь поэта Байрона Ада ЛАВЛЕЙС считается первым в истории программистом. Она описала принципы работы первого в мире «компьютера» (аналитической машины), написала программы, которые никто из ее современников не понял, но позже именно они легли в основу первых кодов для ЭВМ. Ада Лавлейс ввела в обращение термины «цикл», «рабочая ячейка», «распределительная карта», описала основные принципы алгоритмизации.

«Суть и предназначение машины будут меняться в зависимости от того, какую информацию мы в нее вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, которые нам и не снились», — писала Ада Лавлейс еще в первой половине XIX веке. А в 1979 году Министерство обороны США разработало общий язык программирования для бортовых систем управления военными объектами, получивший название «Ада» в честь Ады Лавлейс.

Еще одна выдающаяся личность — Хеди ЛАМАРР. Ее день рождения сегодня отмечается как День изобретателя. Очень популярная в 1930-е годы австрийская актриса еврейского происхождения сбегает в Америку, в том числе и от своего мужа — одного из богатейших промышленников, миллионера и торговца оружием. В Голливуде карьера актрисы также складывается удачно. Но Хеди принимает очень близко к сердцу все, что происходит у нее на родине. Она ненавидит фашизм всей душой. Поэтому, когда в рамках мер по укреплению обороноспособности в США создается Национальный совет изобретателей, она немедленно решает предложить свои услуги.

Хеди знала, как работают радиоуправляемые торпеды, самым большим недостатком которых была несовершенная система наведения: обнаружив угрозу, противник легко глушил сигнал, отправляя препятствия на той же частоте. Хеди предложила разбить сигнал на несколько частей и передавать его на разных частотах, что сделало бы систему устойчивой к помехам. Технически эту идею реализовал композитор Антейл, который предложил использовать валик механического пианино. Микроэлектроники тогда еще не было, а единственным доступным программируемым устройством было как раз обычное фортепиано! Его механизм оказался достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Система могла использовать набор из восьмидесяти восьми радиочастот — по количеству клавиш инструмента. В августе 1942 года патент на «Систему секретных сообщений» был наконец получен. Причем актриса и композитор передали его стране безвозмездно.

К сожалению, изобретение слишком сильно опередило свое время. Многие чиновники даже не смогли понять его сущность и насмешливо говорили: «Эта женщина предлагает засунуть пианино в торпеду?» Концепция перескока частот возродилась только с развитием электроники после войны. В восьмидесятых патент наконец рассекретили, технологию стали использовать для многих видов беспроводной передачи и сотовых телефонов во всем мире. Таким образом, за появление спутниковой связи, Wi-Fi, Bluetooth и стандарта GSM мы должны сказать «спасибо» именно голливудской актрисе и композитору.

Еще один из пионеров программирования — Грейс ХОППЕР — американский математик и контр-адмирал флота США. Она была одной из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера «Марк I». Грейс разработала первый компилятор для компьютерного языка программирования, обнаружила первый в мире «баг» (программную ошибку) и стала автором термина debugging, она имеет многочисленные награды за неоценимый вклад в развитие языка программирования COBOL (ее прозвали «бабушкой Кобола»). Говорят, что именно ей принадлежат слова «программировать — не сложнее, чем планировать ужин».

А «мать» смартфонов и планшетов считается Софи УИЛСОН. За 35 лет своей карьеры она получила 59(!) патентов. Софи работала над созданием первых коммерчески успешных персональных компьютеров и оригинального ARM-процессора, потомки которого в настоящее время помещены внутри большинства мобильных устройств.

За появление спутниковой связи, Wi-Fi, Bluetooth и стандарта GSM мы должны сказать «спасибо» голливудской актрисе Хеди Ламарр.

Математика и физика + творчество

— Как я уже говорила, для девушек очень важны мотивационные истории, примеры того, что кто-то не побоялся нарушить «социальный контракт» и рисковать, — подчеркивает Валентина Чекан. — Когда наши воспитанницы находятся обособленно от мальчиков, создается абсолютно безопасное и комфортное окружение: они не конкурируют за внимание окружающих, не стесняются задавать вопросы, не боятся ошибаться. Растет их работоспособность — можно «пройти» больше, подробно разобрать сложные темы. В условиях сепаратного обучения девочки становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка, формируются лидерские качества. В академии используется новый подход к наполнению учебного плана (наука, технологии, инженерия, математика плюс искусства). Он создает баланс между творческим началом и технологическим, тем самым облегчает изучение технических дисциплин.

Математика, физика преподаются через искусство, дизайн, музыку и другие интересные вещи. Упор делается на собственные проекты. Можно, например, создать коллекцию моды (фэшн-коллекцию), 3D-игру, запустить видеоблог, записать музыкальный трек, освоить фоторетуш. Программа позволяет развиваться одновременно по 16 профессиональным направлениям в области технологий, дизайна, музыки, медиа... Важный раздел программы — навыки для жизни: работа в команде, коммуникативность, создание стиля, имиджа, критическое и креативное мышление. Последнее — очень полезный инструмент для жизни и работы, который помогает находить нестандартные решения даже в самых сложных ситуациях. В Академии студентки практически каждый день сталкиваются с задачами, которые направлены на развитие креативного мышления.

Пока что как в крупных, так и в малых IТ-компаниях женщины — в меньшинстве. Тем, кто планирует связать свою карьеру с IТ, специалисты советуют не идти легким путем. Если девушки хотят в IТ, они чаще всего штурмуют должности HR (кадрового работника), администратора или идут в тестирование программного обеспечения. Но там конкуренция уже и так высокая. Стоит смотреть шире: можно выбрать дизайн, маркетинг или аналитику. Мир не стоит на месте: слабый пол давно не уступает сильному ни в образовании, ни в профессиональной компетенции. Возможно, что уже через 5-10 лет никто и не вспомнит, что отрасль IT была когда-то «не для девушек»... Между прочим, три наиболее важных требования к программисту за пределами сферы знаний — это многозадачность, хорошая память и устойчивость к стрессам . По всем этим критериям мужчины не могут составить слабому полу конкуренцию...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Корреспондент «Звязды» сходила на мастер-класс по созданию «писанок».

Общество

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Связаться с храмом в честь Георгия Победоносца, где служит отец Валериан, можно по телефону, который нетрудно найти в интернете.