Вы здесь

Игорь Петришенко: Надо, чтобы к нам ехали учиться, а не наоборот


«Усиление внимания к проблемам образования — общемировая тенденция. Образованный человек, способный самостоятельно осваивать новые знания, становится важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества. Надо критически и принципиально проанализировать состояние дел по всем уровням образования, выявить проблемные и «узкие» места и наметить план действий по совершенствованию и развитию системы образования с учетом поручений главы государства и правительства, — заявил на итоговой коллегии Министерства образования заместитель премьер-министра Игорь Петришенко. — Привлекайте к этой работе ученых, педагогов-практиков, если нужно, независимых экспертов. Но каждый шаг должен широко обсуждаться, так как мы не имеем права на ошибки в такой уязвимой для общества сфере, как образование».


Игорь Петришенко указал на важность повышения в общеобразовательной школе качества образования по дисциплинам естественно-математического цикла и иностранным языкам. «Предстоит также сделать учебники более простыми для восприятия, повысить эффективность организации шестого школьного дня. Эту работу необходимо завершить до начала нового учебного года. 1 сентября дети должны учиться по обновленным программам и учебникам», — сказал вице-премьер.

Правительство неоднократно обращало внимание на вопросы оснащения школ спортивным инвентарем и оборудованием. «В этом году для них было централизованно закуплено 12 тысяч пар пластиковых лыж, креплений и ботинок. Но какая ситуация складывается с инвентарем по летним видам спорта? В каком состоянии находятся спортивные залы, школьные стадионы? Полагаю, не все здесь у нас хорошо», — констатировал вице-премьер и привел статистические данные, согласно которым обеспеченность физкультурным и спортивным инвентарем в школах составляет всего 65%, в учреждениях профессионально-технического образования — 66%, среднего специального — 57, 2%, высшего — 51,1%.

«Приоритетом в работе всех учреждений образования должно стать не только повышение качества знаний учащихся, но и сохранение, укрепление их здоровья», — подчеркнул заместитель премьер-министра. Он поручил Министерству образования провести мониторинг состояния спортивной базы учреждений образования, выработать вместе с председателями облисполкомов конкретные планы по обновлению и укреплению этой базы, отыскать на эти цели нужные средства.

Беспокоит вице-премьера и высокий уровень травматизма в учреждениях образования. В прошлом году в стране произошло 67 случаев травматизма в дошкольных учреждениях и 741 случай — в школах, причем 258 случаев — на уроках физической культуры. «Я прошу разобраться с обеспечением безопасности детей во время их пребывания в учреждениях образования самым серьезным образом. Работа по профилактике и предупреждению несчастных случаев не должна быть формальной. А мы, как правило, начинаем принимать меры только после несчастных случаев, как это произошло с катанием детей на тюбингах», — констатировал Игорь Петришенко.

В центре внимания должна быть и конкурентоспособность нашей высшей школы.

— Я не совсем понимаю некоторую самоуспокоенность ректоров вузов. Сегодня наши соседи (Польша, Литва, Чехия) начинают активно привлекать на обучение белорусскую молодежь, предлагая им различные условия и преференции, в том числе обучение на английском языке, с использованием самых современных технологий. А мы смотрим на это, как сторонние наблюдатели, — говорит Игорь Петришенко. — Нужно выработать принципиально новые подходы к организации образовательного процесса, предусмотрев расширение подготовки на иностранных языках, привлекать преподавателей ведущих зарубежных университетов, опытных руководителей и специалистов-практиков из наиболее успешных отечественных структур и организаций. Нужно, чтобы к нам ехали учиться, а не наоборот.

Национальная система образования должна быть ориентирована на потребности рынка труда. По мнению заместителя премьер-министра, действующая модель профессионального образования является недостаточно открытой современным потребностям экономики, редко присутствуют такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве и в научно-исследовательских организациях.

Образовательные стандарты и программы разрабатываются, как правило, преподавателями учреждений образования и не учитывают потребности реального сектора экономики. Работа по их пересмотру не завершена, университетские учебные пособия и учебники, как и школьные, требуют совершенствования. Есть примеры, когда студентов готовят по учебникам, изданным еще в начале 90-х годов. Учебно-методический совет должен более принципиально подходить к отбору рукописей изданий, рекомендуемых в качестве учебных пособий.

Игорь Петришенко озвучил очень важную и актуальную мысль: «Надо переходить к многоканальному финансированию высшей школы. На оснащение лабораторий, финансирование научных исследований, оказание целевой поддержки одаренных или социально незащищенных студентов, разработку научных проектов необходимо привлекать средства инвестиционных фондов, спонсоров, развивать внебюджетную деятельность».

Отдельно заместитель премьер-министра остановился на построении цифровой экономики, где образованию отводится одна из ключевых позиций. Уже несколько лет в стране реализуется проект «Электронная школа», но только четверть учреждений образования работают с электронными дневниками и классными журналами. Есть вопрос и с наполнением электронных образовательных ресурсов качественным контентом, который бы соответствовал возрастным, психологическим и идеологическим критериям. «Не стоит забывать, что наши дети с пеленок живут в цифровом окружении, — добавил он, — система образования будет вынуждена искать новые формы взаимодействия педагогов с учащимися, внедрять новые технологии обучения. И к этому надо быть готовыми уже сегодня».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото БЕЛТА

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.