Вы здесь

Экономия или борьба за качество образования?


В успешной социализации учащихся есть обязательные составляющие

Оптимизация школ — процесс, который очень болезненно воспринимается сельскими жителями. Многие считают, что без школы у населенного пункта нет будущего, и молодые семьи здесь не задержатся. И хотя основная волна закрытия малокомплектных школ уже прошла, каждый год сеть учреждений общего среднего образования сокращается еще на несколько десятков. Так, в 2018 году по решению местных органов власти были закрыты 25 и реорганизованы 49 учреждений общего среднего образования. Как правило, общеобразовательные средние школы реорганизуются в базовые, базовые — в начальные, а дошкольные учреждения включаются в педагогический комплекс «детский сад — школа».


На дорогу — не более 30 минут

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

— Каждый учащийся, независимо от того, в какой школе он учится (городской или деревенской, большой или маленькой), имеет право на получение качественного общего среднего образования, — подчеркивает заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина КАРЖОВА. — Поэтому, когда местные власти принимают решение о нецелесообразности сохранения учреждения образования в конкретном населенном пункте, они должны руководствоваться не только экономическими подсчетами. Процесс реструктуризации всегда требует продуманных и взвешенных решений. Надо внимательно вникать в каждую ситуацию, а не гнаться за мнимой экономией, нужно общаться с населением, объяснять свои действия и убеждать.

В соответствии с приказом министра образования, управления образования облисполкомов и комитет по образованию Мингорисполкома до 1 декабря подают в Министерство образования информацию о школах, которые в следующем учебном году планируется закрыть или реорганизовать. Если проводить работу позже, будет недостаточно времени для решения всех спорных вопросов, проведения разъяснительной работы с родителями. Все же такая важная информация не может озвучиваться в последние дни перед летними каникулами, к тому же и педагоги должны иметь гарантии своего будущего трудоустройства.

— Мы очень ответственно относимся к этой работе и скрупулезно анализируем информацию буквально по каждому учреждению образования, которое местные власти планируют закрыть, — уверяет Ирина Каржова. — Обязательно в справке, что попадает к нам, должны указываться количество учеников на сегодняшний день, демографические перспективы региона (наличие детей дошкольного возраста), как будет организован подвоз учащихся, в какие учреждения образования, будут трудоустроены педагогические и технические работники из школы, которая ликвидируется, была проведена с родителями учеников информационно-разъяснительная работа. Все это мы изучаем и только на основании всестороннего анализа решаем, что делать: или согласовать решение местных органов управления образованием, или дополнительно проработать вопрос по конкретным учреждениям образования.

Например, согласно с санитарными нормами и правилами в случае организации подвоза учащихся в городах и сельских населенных пунктах радиус транспортной доступности учреждений образования не должен по времени превышать 30 минут. А случается, что в информации по запланированному закрытию школ фигурируют совсем другие цифры — 40, 45 и даже 50 минут. Конечно, мы на такое никогда согласие не дадим. Когда-то действовало ограничение в 30 километров. Но и дороги могут быть разные, и детей возят не только по шоссе. И не только на школьных автобусах. Для подвоза используются и маршрутные автобусы (в этом случае расписание их движения согласовывается с расписанием школьных занятий), и пригородные, и местные поезда, и транспорт сельскохозяйственных и других организаций.

Может, где-то уже не требуется сохранение средней и базовой школы, так оставьте там начальную и не возите ребенка за 15-20 километров от дома. А если в деревне есть еще и дошкольники, и мы знаем, что через год-два там будут семь-восемь первоклассников... Родителей тоже можно понять, кому понравится, если малыш будет ежедневно в дороге до одного часа... А для дошкольников вообще лучше всего находиться в учреждении образования по месту проживания. Если нет возможности содержать маленький детский сад и маленькую школу, выход есть — они объединяются в учебно-педагогический комплекс «детский сад — начальная школа» или «детский сад — базовая школа».

Пять учеников в классе — это критично?

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

В текущем учебном году в сельской местности осуществляется подвоз 72,3 тысячи учащихся и для этих целей используются около 1590 школьных автобусов. В соответствии с нашей инструкцией при организации подвоза школьников в автобусе обязательно должен присутствовать педагогический работник, контролирующий, чтобы ребенок сел в транспортное средство, доехал, перешел дорогу под присмотром взрослого и зашел в школу. В обязательном порядке остановки общественного транспорта, где учеников собирает школьный автобус, должны быть оборудованы, чтобы дети могли укрыться от снега, солнца и дождя. С 1 января педагогическим работникам устанавливаются надбавки, учитывающие отраслевые особенности педагогической деятельности. В перечень видов работ, за выполнение которых руководителем учреждения образования могут устанавливаться надбавки, вошло и сопровождение учащихся при организации их подвоза в учреждения образования: за эту работу размер надбавки может достигать 150% от тарифной ставки первого разряда.

В Министерстве образования констатируют, что в последние годы много школ было закрыто в Витебской области, потому что там много хуторских поселений и, соответственно, небольших школ...

«А какое учреждение образования можно считать малокомплектным? Что понимать под малой наполняемостью класса? И сколько вообще учеников должно быть в 10 и 11 классах, чтобы старшую ступень школы можно было сохранить?» — поинтересовались мы у заместителя начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования.

— В нашем законодательстве нет четкого определения, что такое малокомплектные школы, — объясняет Ирина Каржова. — К тому же количество учащихся — не единственный фактор, который становится причиной закрытия учреждения образования. Если, например, школа находится в аварийном состоянии да еще и в приспособленном здании, то просчитывается, что более экономически целесообразно — отремонтировать его или организовать подвоз в ближайшую школу. Достаточно ли у отдела образования транспорта или нужно будет дополнительно закупать школьные автобусы, которые также нужно содержать и уплачивать зарплату водителям? Есть школы, где отсутствует спортивный зал или он совмещен с актовым. Где нет условий для организации полноценного питания учащихся. Конкретных цифровых критериев, с каким количеством учащихся школа может быть закрыта, нет.

Все решается в каждом конкретном случае. Но если в десятом классе насчитывается менее пяти учеников, то, скорее всего, сохранять старшую ступень не будут. Причем сделано это будет не в целях экономии, а для обеспечения качественных условий для получения образования. В общем, если на местах проводится информационно-разъяснительная работа с родителями, их внимание необходимо сосредотачивать не на том, насколько дороже государству обходится содержание учащегося в небольшой сельской школе, а на качестве образовательного процесса. Можно ли его обеспечить? Именно это обстоятельство для нас главное.

Надо понимать, что результативность обучения зависит от многих факторов: и от профессионального уровня педагогов (а в малокомплектных школах нередко один учитель вынужден преподавать сразу несколько дисциплин), и от материально-технической базы (наличия соответствующего учебного оборудования, возможности использовать информационно-коммуникационные ресурсы и так далее), и от среды.

В последние годы в рамках государственной программы «Образование и молодежная политика» осуществляется централизованная поставка учебного оборудования для кабинетов физики, химии и биологии. Также школы оснащаются мультимедийными досками. Давайте будем честными, насколько целесообразно поставлять современное недешевое оборудование в малокомплектную школу, расположенную в населенном пункте, у которого нет перспектив? Не стоит забывать и о важности социализации, создания в классе конкурентной среды, о мотивированности на учебу и успех самих детей.

Справка

В 2018/2019 учебном году общее количество школьников впервые за последние десять лет превысило миллион человек. В учреждениях общего среднего образования обучаются 1 миллион 10 тысяч 400 учащихся (на 15,9 тысячи больше, чем в предыдущем году), в том числе 110 тысяч первоклассников. Всего в стране действуют 3038 учреждений общего среднего образования, в том числе три новых школы, открытие которых состоялось накануне 1 сентября: в Минске (на 1020 мест), деревне Лесковка Минского района (на 720 мест) и в Бобруйске (также на 1020 мест) .

Нужно уметь общаться со сверстниками. Наличие детского коллектива, общественной организации, участие в общественной жизни школы — все это обязательные составляющие успешной социализации учащихся. Все школьники имеют право учиться в хорошо оборудованных кабинетах, приобретать навыки работы в команде — в парах или группах, заниматься в спортивном зале, а не в приспособленном под уроки физической культуры помещении и так далее. Поэтому, когда мы закрываем малокомплектные школы, делается это с учетом интересов детей.

Когда родители спасли школу...

Ирина Каржова констатирует, что практически каждый год в Министерство образования обращаются родители учеников школ, которые местные власти планируют реорганизовать или закрыть. И это лакмусовая бумажка некачественно проведенной на местах разъяснительной работы. Волнуются и педагоги, неуверенные в том, что с 1 сентября они не останутся без работы. Хотя при ликвидации учреждения образования в обязательном порядке должен соблюдаться пункт, в котором прописывается обязанность отдела образования решить вопрос с трудоустройством кадров.

Компетентно

Игорь Карпенко, министр образования Республики Беларусь:

«Обращаю внимание руководителей управлений образования облисполкомов и комитета по образованию Мингорисполкома на необходимость не только представлять в министерство планы по оптимизации сети учреждений образования, но и придерживаться их — подчеркнул министр на итоговой коллегии Министерства образования. — Такие решения должны приниматься обоснованно, с учетом перспектив развития региона. При этом нужно заранее решить все вопросы с подвозом учащихся к месту учебы и обратно, на 100 процентов организовать их безопасность».

Случается, что благодаря активности родителей школу все-таки удается сохранить или отложить решение с ее закрытием, пока не будут решены принципиальные вопросы, например с тем же подвозом школьников. Буквально в январе в Министерство образования поступил сигнал из Круглянского района, где местные органы власти рассматривают возможность закрытия УПК «Шепелевичский детский сад — средняя школа». Там есть вопросы и с подвозом учащихся, и с трудоустройством кадров. А просто ли в сельской местности найти себе работу? Пока Министерство образования не согласовало решение о его закрытии.

— Еще раз подчеркиваю, что все решения о закрытии и реорганизации школ должны приниматься исключительно по согласованию с Министерством образования. Оптимизация сети учебных заведений находится на самом высоком контроле в правительстве. И на первом месте должна быть вовсе не экономия, а качество образования, создание соответствующих условий для его получения, — обращает внимание Ирина Каржова. — И действовать нужно исключительно в интересах учеников. Все продумать, взвесить и объяснить. А у родителей не должно остаться впечатления, что на их детях решили сэкономить...

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.  

Спорт

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя — настоящий боец, а еще — заботливая мать и жена. И просто трудолюбивый человек, который не знает преград.